В одной из предыдущих записей привел фрагмент датированной 12-м августа 1941 года Ведомости передачи материальной части из 3-го танкового батальона 25-го танкового полка в 87-й отдельный тяжелый танковый батальон, в которой был упомянут и первый танк КВ с "большой" башней и 152 мм пушкой установочной серии с заводским номером У-1.
Об этом танке я уже ранее упоминал и в других записях. И недавно появилась информация о находке в окрестностях Санкт-Петербурга лобовой брони от 1-го корпуса танка КВ установочной серии выпуска 1940 года. Так что сделаю и по этой машине сводную запись, хотя в этой истории еще хватает белых пятен.
На вышеприведенном снимке, который датирован 1940 годом, танк КВ-1 установочной серии с заводским номером У-1 запечатлен в ходе проходивших под Ленинградом летом 1940 года длительных испытаний танков КВ на гарантийный километраж.
В оперативной сводке о выполнении Кировским заводом заказа Автобронетанкового управления РККА за февраль 1940 года старший военпред Военной приемки АБТУ на ЛКЗ военинженер 2 ранга Шпитанов подал информацию о том, что танк с заводским номером У-1 был окончательно
принят на вооружение Красной армии 9 февраля 1940 года и отправлен в
20-ю танковую бригаду, которая в те дни вела бои с белофиннами на
Карельском перешейке, вместе с тремя танками Т-28.
В работах ув. Максима Коломийца однако приведена информация о том, что танк КВ с заводским номером У-1 вместе с опытным образцом с заводским номером У-0 с "большими" башнями и 152 мм пушками были отправлены в Действующую армию только 17 февраля 1940 года.
С 20 февраля 1940 года эти танки участвовали в боевой работе в составе
специальной группы тяжелых танков под командованием старшего инженера
испытательного отдела гусеничных машин АБТУ РККА капитана Колотушкина. В частности, танк с заводским номером У-1 до окончаний боевых действий участвовал в восьми боях, в которых прямых попаданий от вражеской артиллерии не получил, но от подрыва на минах у него в ходе этих боев было разрушено 11 траков.
После Финской войны танк с зав. номером У-1 в отличии от основной массы танков установочной серии не был отправлен на Научно-испытательный полигон в Кубинку с дальнейшей отправкой в Киевский особый военный округ, а оставлен в Ленинграде для длительных испытаний на гарантийный километраж. С 10 июня по 29 июля 1940 года машина прошла 2560 километров, на которые было истрачено 182 моточаса с заменой двух двигателей.
По состоянию на ноябрь 1940 года танк с зав. номером У-1 продолжал числится за Кировским заводом на длительных испытаниях. Там же он числился и по состоянию на 1-е апреля 1941 года.
Кировский завод танк КВ с зав. номером У-1 покинул только 28 мая 1941 года после капитального ремонта. Танк был отправлен в город Луга, где на полигоне Артиллерийские Краснознаменные курсов усовершенствования командного состава Красной армии (АККУКС) должны были начаться сборы по подготовке экипажей тяжелых и средних танков при Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсах усовершенствования командного состава Красной армии (ЛКБТКУКС). Расположение штатного полигона ЛКБТКУКС в Дудергофе не позволяло проведение боевых стрельб из орудий калибром более 45 мм, поэтому подготовку на новых типах танков с орудием 76 мм и выше решили проводить в Луге.
1 июля 1941 года сбор в Луге был закончен. Подготовленный личный состав получил на ЛКЗ новые тяжелые танки и отправился на фронт, а начальствующий состав ЛКБТКУКС вместе со своей материальной частью выбыл в свою часть. Возможно, из-за проведения этого Лужского сбора на базе личного состава и техники ЛКБТКУКС после начала войны не был сформирован танковый батальон на тяжелых и средних танках для отправки на усиление одной из танковых дивизий, которая к началу войны таких танков не имела. Напомню, что во всех остальных военных учебных заведениях, в которых были в наличии танки КВ и Т-34, такие батальоны были сформированы и направлены в войска.
С 1 июля 1941 года Ленинградские Краснознаменные БТКУКС, которые до
этого, в основном, занимались подготовкой командиров взводов легких танков, были переориентированы на подготовку командиров тяжелых танков. Эту подготовку до 14 июля 1941 года обеспечивала материальная часть ЛКБТКУКС уже на полигоне в Дудергофе, в том числе и танк КВ с заводским номером У-1.
Как уже писал ранее, в этот день 14 июля передовому отряду немецкой 6-й танковой дивизии 41-го армейского корпуса ГА "Север" с помощью "бандитской уловки" удалось захватить мост в районе деревни Поречье и овладеть расположенным за рекой Луга поселком Ивановское Кингисеппского района Ленинградской области.
Командование Северного фронта и Северо-Западного направления приняло решение использовать для ликвидации вражеского плацдарма учебные танки из состава ЛКБТКУКС. В составе танкового парка курсов среди прочих было и 6 танков КВ, в том числе два танка КВ-2 с заводскими номерами У-1 и Б-4673.
К сожалению, до фронта своим ходом добрались и приняли участие в атаке 15 июля на Ивановское только четыре из них. Пока неясно был ли в их числе танк КВ-2 установочной серии, но уже 19 июля 1941 года этот танк вновь оказался на Кировском заводе, куда прибыл для ремонта "...с фронта".
Повреждения танка, скорее всего, оказались незначительными и уже 25 июля 1941 года его вновь направили на фронт. Однако танк КВ-2 с зав. номером
У-1 уехал не обратно в район поселка Ивановское в танковый полк ЛКБТКУКС, а в город Новгород в распоряжение командира 5-го танкового полка 3-й Краснознаменной дивизии.
Далее начинается история командира маршевой танковой роты лейтенанта Шурда, который из-за произвола со стороны командира 1-го танкового батальона 5-го танкового полка майора Кравцова стал на некоторое время командиром танка КВ с заводским номером У-1.
28 июля 1941 года с ЛКЗ в распоряжения начальника Автобронетанкового
управления Северо-Западного фронта на станцию Новгород была отправлена
маршевая танковая рота из 8 новых танков КВ-1, которую накануне командующий фронтом генерал-майор Собенников буквально слёзно выпросил у Маршала Советского Союза Ворошилова.
Прибывшую роту танков КВ решили также направить на укомплектование 5-го танкового полка - "...Вам передаются для 5 танкового полка 8 КВ, которые будут направлены со станции Новгород на станцию Борок в ночь на 29.7.41 года. Танки прибыли с экипажами... Экипажи проверить и в случае необходимости заменить проверенными".
Однако к этому времени резко ухудшилась обстановка под Старой Руссой и,
поэтому решили усилить тяжелыми танками 25-й танковый полк, который
действовал в том районе. Уже 10 танков КВ вновь погрузили на платформы,
но перед этим в роте танков КВ произошло некоторое перераспределение
матчасти.
Из доклада начальника автобронетанкового отдела штаба 11-й армии полковника Катенина: "...По докладу командира роты лейтенанта тов. Шурда при отгрузке танков со ст. Борок и Новгород было допущено следующее:
1. Командир батальона 5 танкового полка майор Кравцов отобрал у командира роты его личный танк и в место его дал другой танк бывший в использовании с 152 мм пушкой.
2. Отобран им же второй новый танк, а вместо его выдан танк неисправный (отказывает в работе мотор - отсутствует компрессия, танк передвигается с трудом). После тщательной проверки будет отправлен на завод (если не представиться возможным восстановить)."
31 июля 1941 года эшелон с танками КВ отправился в 11-ю армию на станцию Парфино, которая располагалась в 20 км восточнее Старой Руссы. Однако до этой станции эшелон с танками доехал лишь вечером 1 августа 1941 года и не в полном составе.
Ранним утром 1 августа 1941 года на расположенной в 50 км восточнее Старой Руссы станции Беглово эшелон с танками "...был принят на негодный в техническом отношении запасной путь". В результате шесть платформ с танками сошли с рельсов. Танки КВ сползли с этих платформ, из них три удачно встали на гусеницы, а еще три сползли под откос.
Вставшие на гусеницы танки были немедленно поставлены обратно на платформы и эшелон с уже семью танками КВ после ремонта пути был отправлен на станцию Парфино. Для вытаскивания еще трех танков нужен был 70-тонный кран, которого в окрестностях Старой Руссы быстро найти не удалось. Кроме того, один из сползших под откос танков еще и опрокинулся на бок. Возможно, этим опрокинутым танков был как раз КВ-2 с "большой" башней по вполне понятным причинам.
Позже танки на станции Беглово были все же вытащены и даже, вероятно,
отремонтированы, так как в вышеупомянутой Ведомости передачи
материальной части из 3-го танкового батальона 25-го танкового полка в
87-й отдельный тяжелый танковый батальон, которую также приводил в записи от первом бое танков КВ под Старой Руссой, указано ровно семь танков, в том числе танк установочной серии с заводским номером У-1. Ведомость, напомню, датирована 12-м августа 1941 года.
Логично предположить, что на эту дату танк КВ с заводским номером У-1 оставался в окрестностях Старой Руссы, однако позже этот танк мог быть вывезен на ремонт. По крайней мере в своем донесении о первом бое танков 87-го ОТБ с немцами, который произошел 23 августа 1941 года на реке Ловать в районе деревни Новое Рамушево, командир батальона майор Великанов пишет только о шести танках КВ в его составе.
Поэтому в связи с находкой в 2022 году лобовой брони от 1-го корпуса 1-й
производственной серии 40-го года выпуска от танка КВ установочной серии к западу от Санкт-Петербурга напомню, что к 15 августа 1941 года немцы в ходе начавшегося нового наступления на Ленинград захватили Новгород, а 20 августа захватили станцию Чудово, перерезав таким образом Октябрьскую железную дорогу. Большое спасибо авторам фотоснимков этой брони, которыми они любезно поделились с широкой общественностью.
Так что с большой вероятностью упомянутый 1-й корпус 1940 года выпуска
все же принадлежал танку КВ установочной серии с заводским номером У-2.
Танк же с заводским номером У-1 по сведениям от, насколько помню уже, от ув. Максима Коломийца вывезли в конце августа 1941 года на ремонт на Челябинский тракторный завод и по состоянию на январь 1942 года этот танк все еще находился на Челябинском Кировском заводе в ожидании ремонта. Но данная информация, насколько мне известно, не опубликована и продолжает проверяться. Если ошибаюсь, то прошу поправить в комментариях.
Однако есть версия, что этот танк был потерян в сентябре 1941 года. В свое время известный историк wadimych в комментариях к одной из записей утверждал, что им лично и на собственные деньги приобретено немецкое фото танка КВ-2 с "большой" башней, которое было подписано как Старая Русса. Но саму фотографию с подписью он показать затруднился. Поэтому данная версия представляется маловероятной.
Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются, так как "жирная" точка в истории первого танка КВ установочной серии с заводским номером У-1 еще не поставлена. Если данная информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/326318.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Коломиец М.В. КВ. "Клим Ворошилов" - танк прорыва. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2006.;
3. Живой журнал litl_bro (litl_bro.livejournal.com);
4. Документы Главного автобронетанкового управления Красной армии, Автобронетанковых управлений Северного и Северо-Западного фронтов, Ленинградских Краснознаменных бронетанковых и Артиллерийских Краснознаменных курсов усовершенствования командного состава Красной армии (ЦАМО РФ);
5. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);
6. Живой журнал wadimych (wadimych.livejournal.com).
Другие записи по танкам КВ установочной серии:
Снова про танки КВ с "большой" башней из 2-й танковой дивизии и поручни на этой башне