Найти в Дзене

Инструкция о порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления

ИНСТРУКЦИЯ 

о порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения инвентаризации отходов производства и потребления (далее – инвентаризация отходов) и оформления документов по результатам её проведения.

1.2. Термины и определения:

Инвентаризация – проверка соответствия учетных данных фактическому положению дел.

Инвентаризация отходов производства и потребления – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, временного хранения и накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим юридическим или физическим лицам.

Источник образования отходов – технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства.

Отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.  

Норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. 

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. 

Использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

1.3. Инвентаризация отходов проводится сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенным договором.

1.4. Инвентаризация отходов проводится в целях установления нормативов образования отходов производства и потребления, а также последующей организации:

      первичного учета отходов;

      системы раздельного сбора отходов;

      разработки мероприятий по предотвращению или снижению количества образования отходов.

1.5. Инвентаризация отходов проводится не реже 1 раза в 5 лет или при изменении технологий производства, перечня оказываемых услуг, а также при выявлении отходов, не указанных в отчете по инвентаризации (приложение 2)

1.6. Инвентаризация отходов должна быть проведена досрочно в случае реорганизации и изменения вида (видов) деятельности предприятия или какого-либо его подразделения.

1.7. При вводе в действие нового или реконструкции какого-либо производства, в случае изменения технологического процесса, замены сырья или материалов и т.п. проводится локальная инвентаризация источников образования отходов на объекте или объектах, где произошли изменения. Результаты локальной инвентаризации включаются в действующую инвентаризационную ведомость. 

1.8. Инвентаризация проводится во всех основных и вспомогательных подразделениях предприятия, для чего определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях.

1.9. Этапы проведения инвентаризации:

      подготовка приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов;

      проведение инвентаризационного обследования;

      обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

2. Проведение инвентаризационного обследования

 

2.1. На подготовительном этапе изучаются следующие сведения:

информация о видах деятельности медицинского учреждения;

схема организационной структуры медицинского учреждения;

учетные данные:данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;

иная информация, содержащая сведения о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;

материалы последней инвентаризации.

2.2.  На этапе инвентаризационного обследования производится:

        определение видов деятельности, характерных для каждого структурного подразделения медицинского учреждения и сопровождающихся образованием отходов;

        обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;

        выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход» при осуществлении этих видов деятельности, а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;

       разработка блок-схем технологических процессов, включающих в виде отдельных блоков:

• используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;

• производственные операции;

• производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);

• образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);

• операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

       определение мест и объектов временного хранения и накопления отходов и их характеристика;

        обозначение источников образования отходов производства и потребления и мест их временного хранения и накопления на карте-схеме расположения зданий и сооружений медицинского учреждения;

        проведение пересчета, замеров, взвешиваний количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;

         расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;

         определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами;

         выявленные сведения по каждому структурному подразделению вносят в отдельную инвентаризационную ведомость.

2.3. Блок-схемы технологических процессов составляются в соответствии с видами деятельности (технологическими процессами) протекающими в структурных подразделениях. Блок-схемы технологических процессов должны быть приложены к инвентаризационным ведомостям источников образования отходов каждого структурного подразделения.

2.4. Под инвентаризацией объектов временного хранения и накопления отходов понимается процедура выявления таких объектов, сбора и систематизации сведений о них. Инвентаризация объектов временного хранения и накопления отходов решает следующие задачи:

     выявление, учет объектов хранения отходов и мест их расположения; 

     определение площадей, занятых под хранение отходов;

     оценка заполнения и наличия свободных объемов на объектах хранения отходов;

     установление видов и количества хранящихся отходов;

     оценка условий хранения отходов;

     оценка состояния объектов хранения отходов;

     изготовление карты-схемы мест расположения объектов временного хранения и накопления отходов.

2.5. Сведения об объектах временного хранения и накопления отходов производства и потребления вместе с утвержденной руководством медицинского учреждения картой-схемой расположения объектов временного хранения отходов (сроком до 3-х лет) включаются в отчет по инвентаризации отходов. 

2.6. После того, как будут выявлены все технологические процессы, в результате которых образуются отходы, а также вещества, материалы и изделия которые в процессе осуществления этих технологических процессов переходят в состояние «отход», проводят идентификацию отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов. Для отходов, которых нет в Федеральном классификационном каталоге отходов, проводят определение опасных свойств и класса опасности по отношению к окружающей среде в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности". По данным идентификации составляется перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования, который включается в отчет поинвентаризации отходов. 

2.7. По итогам инвентаризации для каждого медицинского учреждения определяются:

      перечень отходов, подлежащих первичному учету;

      перечень отходов, для которых следует разработать нормативы образования;

      перечень отходов, для которых нужно определить класс опасности;

      перечень отходов, подлежащих паспортизации;

      виды отходов, для которых целесообразно разрабатывать систему раздельного сбора, для их последующего использования/утилизации.

 

3. Оформление результатов инвентаризации отходов производства и потребления

 

3.1.   Оформление результатов инвентаризации включает следующие этапы:

систематизация данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования;

оформление отчета по инвентаризации отходов производства.

3.2. Отчет по инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами инвентаризационной комиссии, утверждается руководителем и заверяется печатью подразделения. Бумажный и электронный вариант остается на предприятии и хранится в экологической службе.

3.3.  Отчет по инвентаризации отходов производства и потребления включает:

титульный лист;

перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования;

инвентаризационные ведомости источников образования отходов по структурному подразделению;

блок-схемы технологических процессов по структурному подразделению;

данные бухгалтерского учета о поступлении и списании сырья и материалов, необходимые для расчета нормативов образования отходов.

характеристику объекта обезвреживания отходов;

утвержденную руководителем подразделения карту-схему расположения объектов временного хранения и накопления отходов;

характеристику объектов временного хранения и накопления отходов;

сведения о передаче отходов специализированным предприятиям.

3.4. Все страницы отчета должны быть пронумерованы и скреплены. Первым листом отчета является титульный лист (номер на нем не ставится). 

3.5. Отчет по инвентаризации отходов производства подписывается председателем, утверждается руководителем и заверяется печатью медицинского учреждения.

3.6.  Результаты инвентаризации применяются при:

разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

разработке инструкций по обращению с отходами производства и потребления и организации учета отходов;

подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов;

расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;

согласовании и утверждении нормативов образования отходов;

составлении годовой статистической отчетности по форме 2-тп (отходы);

составление и предоставление отчетности по программе производственного экологического контроля и Декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду;

организации мест накопления отходов;

разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);

оптимизации деятельности медицинского учреждения и др.