Найти в Дзене

Психология отношений. Схема импульсивности — «Если я чувствую — я не могу остановиться»

Схема импульсивности формируется у ребёнка, которому не помогали развивать навык саморегуляции. Его эмоции, импульсы и желания либо не ограничивались, либо на них реагировали резко, не обучая обращаться с ними. В результате человек не научается делать паузу между «почувствовал» и «сделал».

Во взрослом возрасте это вызывает трудности с контролем над поведением, эмоциями, желаниями. Человек может быть искренним, живым, увлечённым — но при этом склонен к срывам, резким реакциям, действиям «на эмоциях», о которых позже жалеет.

▫️Как проявляется в отношениях

➖ вспышки гнева, раздражения, обвинений — без фильтра

➖ ссоры «с порога», без попытки сначала понять

➖ резкие решения: «всё, ухожу», «мы расстаёмся», «ты меня достал»

➖ обвинения и упрёки вместо описания чувств

➖ трудности с выдерживанием фрустрации: нужно, чтобы было «по-моему» и сразу

➖ стремление к немедленному облегчению: из ссоры — в покупку, еду, секс

➖ позже — чувство вины, стыда, сожаление: «опять не сдержался»

В отношениях такая схема делает взаимодействие нестабильным.

Партнёр может чувствовать себя на качелях — не зная, чего ждать: тепла или новой вспышки.

▫️Откуда берётся схема

➖ взрослые не помогали ребёнку осваивать эмоции, а просто запрещали или игнорировали их

➖ границы в семье были нестабильными: то жёсткие, то отсутствующие

➖ потребности не признавались — и ребёнок научился добиваться желаемого через бурную реакцию

➖ не было модели спокойного обращения с чувствами и конфликтами

➖ за чувства следовало наказание — и ребёнок научился «выплёскивать всё сразу»

Эта схема часто соседствует с другими — например, с депривацией или дефектностью. Тогда бурная реакция становится единственным способом быть замеченным.

▫️Что с этим делать

Работа со схемой начинается с признания: эмоции — это не враги, но срыв — не единственный способ проживать их.

Полезные направления:

➖ замедление. Если хочется кричать — сделать вдох, назвать чувство, взять паузу

➖ отслеживание триггеров: что именно запускает «взрыв»

➖ развитие навыка внутреннего диалога: «Что я сейчас чувствую? Что мне важно?»

➖ обучение способам конструктивного выражения чувств — без обесценивания и обвинения

➖ проработка привычки избегать фрустрации: учиться выдерживать ситуации, когда ожидание и реальность не совпадают

Настоящая сила — не в том, чтобы не чувствовать, а в том, чтобы чувствовать — и не срываться.

▫️Мини-тест на схему импульсивности

Ответь «да» или «нет» на следующие утверждения:

1. Когда я злюсь или обижаюсь — сразу говорю, не думая о последствиях.

2. Я часто жалею о словах и поступках, совершённых в порыве.

3. Мне трудно терпеть, когда что-то идёт не по-моему.

4. Я не умею «переваривать» эмоции — мне нужно сразу выплеснуть.

5. В ссоре я часто действую резко: собираю вещи, хлопаю дверью, обвиняю.

6. В детстве мне говорили: «Ты слишком бурно реагируешь», но никто не объяснял, как иначе.

7. Я иногда чувствую, что у меня «нет тормозов».

8. Мне сложно контролировать импульсы: еда, покупки, слова, реакции.

Если ты ответил «да» на 4 и более утверждений — возможно, у тебя активна схема импульсивности.

С ней можно работать — не чтобы подавлять себя, а чтобы научиться управлять энергией эмоций, не разрушая себя и отношения.

На этом серия постов по схемам завершается.

▫️Подписывайтесь на мой Telegram

▫️Угостить меня кофе можно тут