Схема импульсивности формируется у ребёнка, которому не помогали развивать навык саморегуляции. Его эмоции, импульсы и желания либо не ограничивались, либо на них реагировали резко, не обучая обращаться с ними. В результате человек не научается делать паузу между «почувствовал» и «сделал».
Во взрослом возрасте это вызывает трудности с контролем над поведением, эмоциями, желаниями. Человек может быть искренним, живым, увлечённым — но при этом склонен к срывам, резким реакциям, действиям «на эмоциях», о которых позже жалеет.
▫️Как проявляется в отношениях
➖ вспышки гнева, раздражения, обвинений — без фильтра
➖ ссоры «с порога», без попытки сначала понять
➖ резкие решения: «всё, ухожу», «мы расстаёмся», «ты меня достал»
➖ обвинения и упрёки вместо описания чувств
➖ трудности с выдерживанием фрустрации: нужно, чтобы было «по-моему» и сразу
➖ стремление к немедленному облегчению: из ссоры — в покупку, еду, секс
➖ позже — чувство вины, стыда, сожаление: «опять не сдержался»
В отношениях такая схема делает взаимодействие нестабильным.
Партнёр может чувствовать себя на качелях — не зная, чего ждать: тепла или новой вспышки.
▫️Откуда берётся схема
➖ взрослые не помогали ребёнку осваивать эмоции, а просто запрещали или игнорировали их
➖ границы в семье были нестабильными: то жёсткие, то отсутствующие
➖ потребности не признавались — и ребёнок научился добиваться желаемого через бурную реакцию
➖ не было модели спокойного обращения с чувствами и конфликтами
➖ за чувства следовало наказание — и ребёнок научился «выплёскивать всё сразу»
Эта схема часто соседствует с другими — например, с депривацией или дефектностью. Тогда бурная реакция становится единственным способом быть замеченным.
▫️Что с этим делать
Работа со схемой начинается с признания: эмоции — это не враги, но срыв — не единственный способ проживать их.
Полезные направления:
➖ замедление. Если хочется кричать — сделать вдох, назвать чувство, взять паузу
➖ отслеживание триггеров: что именно запускает «взрыв»
➖ развитие навыка внутреннего диалога: «Что я сейчас чувствую? Что мне важно?»
➖ обучение способам конструктивного выражения чувств — без обесценивания и обвинения
➖ проработка привычки избегать фрустрации: учиться выдерживать ситуации, когда ожидание и реальность не совпадают
Настоящая сила — не в том, чтобы не чувствовать, а в том, чтобы чувствовать — и не срываться.
▫️Мини-тест на схему импульсивности
Ответь «да» или «нет» на следующие утверждения:
1. Когда я злюсь или обижаюсь — сразу говорю, не думая о последствиях.
2. Я часто жалею о словах и поступках, совершённых в порыве.
3. Мне трудно терпеть, когда что-то идёт не по-моему.
4. Я не умею «переваривать» эмоции — мне нужно сразу выплеснуть.
5. В ссоре я часто действую резко: собираю вещи, хлопаю дверью, обвиняю.
6. В детстве мне говорили: «Ты слишком бурно реагируешь», но никто не объяснял, как иначе.
7. Я иногда чувствую, что у меня «нет тормозов».
8. Мне сложно контролировать импульсы: еда, покупки, слова, реакции.
Если ты ответил «да» на 4 и более утверждений — возможно, у тебя активна схема импульсивности.
С ней можно работать — не чтобы подавлять себя, а чтобы научиться управлять энергией эмоций, не разрушая себя и отношения.
На этом серия постов по схемам завершается.
▫️Подписывайтесь на мой Telegram
▫️Угостить меня кофе можно тут