Основной конкурс фестиваля «Новый сезон» продолжает «Берлинская жара» — драма об отце советской атомной бомбы Игоре Курчатове и напряженной борьбе советской и английской разведок за информацию об урановой программе нацистской Германии. Проект отсылает к сериалу про Штирлица, но кое-что здесь есть и от Нолана.
О чем это
1943 год, разгар Великой Отечественной войны. Накануне важнейших сражений советское руководство, некогда заморозившее исследования в области ядерной физики, с досадой узнает об успешных экспериментах мировых держав с ураном. Мало того что союзники где-то за океаном уже вовсю готовят «Манхэттенский проект», так еще немецкие ученые во главе с Вернером Гейзенбергом (Кирилл Кяро) как никогда близки к тому, чтобы «управлять солнцем» — по данным разведки, Гитлер (Александр Высоковский) уже получил от Гиммлера (Андрей Мерзликин) секретную черную папку, содержимое которой способно изменить ход войны. Любой ценой завладеть ценными сведениями поручают Францу Хартману (Гела Месхи), советскому агенту под прикрытием, и его шпионской ячейке в Берлине: комиссару криминальной полиции, механику-водителю и радистке, работающей сестрой милосердия.
В это же время в Москве под руководством Игоря Курчатова (Даниил Страхов), физика со знанием дела и ярко выраженными организаторскими способностями, начинаются работы по советскому атомному проекту. Чтобы нейтрализовать ядерный шантаж, академик набирает собственную команду ученых, разбросанных по всему Союзу. Вместе им предстоит в кратчайшие сроки создать лабораторию, которая позволит стране сократить отставание в гонке вооружений.
Кто это сделал
Историю о тайнах атомного проекта и судьбах людей по обе стороны фронта написали Михаил Шульман («Улица Шекспира», «Там, где цветет полынь») и Павел Косов, в фильмографии которого комедии («Крутая перемена») сочетаются с детективами — взрослыми («Кошка) и детскими («Любопытная Варвара»). Имя режиссера в каталоге фестиваля отсутствует, однако снимал проект, судя по старым пресс-релизам, Евгений Лаврентьев, автор сериала «Черные кошки» про борьбу с немецкими диверсантами. Теперь же создатели акцентируют внимание на фигуре шоураннера. Эту все еще редкую для отечественных широт должность занял Андрей Кравчук, постановщик неофициальной трилогии о царской России («Адмиралъ», «Викинг», «Союз спасения»).
Деньгами производство шпионской драмы поддержали не только онлайн-платформы (сразу три — Кion, Wink, Premier), но и серьезные государственные организации — от ИРИ и «Росатома» до Службы внешней разведки России. Съемки проходили на улицах Санкт-Петербурга, Выборга, Кронштадта, которые в сериале сыграли Берлин 1940-х.
Как это выглядит
Вслед за недавно вышедшим и тематически схожим «Атомом» сериал не ограничивается историей, параллельной событиям, что были показаны в «Оппенгеймере». Открывающая экшен-сцена заявляет, что это точно не очередная история Прометея, что тут не будет галереи портретов людей, изменивших историю и приблизивших конец света. Скорее еще одна вариация на тему «Свой среди чужих» в духе «Семнадцати мгновений весны», которыми авторы открыто вдохновлялись. Впрочем, в первых сериях аттракционов не так уж много, по-настоящему удивляет разве что обильное использование нейросетевой графики. Кейс для российской индустрии своего рода уникальный, однако искать новую работу VFX-специалистам еще явно рано: пятипалых людей уже нет, но неестественность все еще бросается в глаза. В основном сцены, созданные с помощью ИИ, заполняют пробелы между привычными для теледетективов диалогами в кабинетах — советских и немецких.
С нолановской мегаломанией «Берлинскую жару» связывает повествование, не всегда подчиненное хронологическому порядку. Сюжеты множатся, выходят за рамки лабораторий, скачут из Москвы в Берлин и пухнут от количества персонажей. Действующих лиц настолько много, что создатели, вероятно, побаиваясь потерять внимание, в каждой серии подписывают важные исторические фигуры титрами. Если со Сталиным, Гитлером и их характерными усами проблем не возникнет, то для опознания остальных персонажей в форме пригодятся либо блокнот и ручка, либо знание российской киноиндустрии. К счастью, известных лиц на экране предостаточно: Даниил Страхов с густой курчатовской бородой рассказывает о миссии с придыханием и пафосом; Гела Месхи работает под Штирлица; Андрей Мерзликин, облаченный в нацистскую форму, притворяется, что русский не его родной язык; Кирилл Кяро мимикрирует под идейного немецкого ученого, а Виталий Кищенко злобно щурится, сидя с гитлеровцами в полутьме. С женскими персонажами сложнее: в толпе насупленных мужчин за всех отдувается Анна Пескова, для которой авторы явно припасли парочку мелодраматических коллизий.
Что пишут критики
Критики приняли «Берлинскую жару» прохладно. В частности, рецензенты ругают сериал за использование штампов, а также за запутанное повествование.
Автор канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев назвал сериал «ворохом безжизненных амбиций, которые хочется закопать и забыть», и добавил, что за гипертрофированными образами тут скрываются пустота и патриотический пафос.
Распространенная претензия многих авторов — низкое качество графики. Лариса Малюкова охарактеризовала ее как «детскую», а вот шеф-редактор «Оkkолокино» Максим Ершов выступил менее сдержанно: «Компьютерная графика у сериала чудовищная».
Однако нашлись среди журналистов и те, кому сериал сдержанно понравился. Обозреватель «Бюллетеня кинопрокатчика» Вероника Скурихина подчеркнула, что «Берлинская жара» выглядит как топовый проект для федерального канала, а кинокритик Егор Москвитин остался доволен «резвой и ясной» экспозицией, похвалив также актеров Гелу Месхи и Даниила Страхова.
Вердикт
Громкие имена в титрах и всеобъемлющая господдержка обещают событие. Однако, несмотря на скорый релиз сразу в трех онлайн-кинотеатрах, «Берлинская жара» пока больше походит на сериал для вечернего показа на федеральных каналах. Она выдерживает высокий уровень патриотического пафоса (хотя вряд ли про Франца Хартмана будут рассказывать анекдоты, как про Штирлица), и ревизия жанра, судя по первым сериям, пока не намечается. Зато тут есть хорошие актеры, фактурные декорации и шпионские перипетии, которые в худшем случае развлекут после рабочего дня, в лучшем — заставят задумываться об этической стороне военных экспериментов с атомом.
Кинопоиск — медиапартнер фестиваля сериалов «Новый сезон» в 2025 году. Все новости о фильмах и сериалах со смотра — в нашем спецпроекте.
Автор: Никита Демченко