Найти в Дзене
ВАУ Театр

Пройдемся по «Ступеням» к усадебному мифу?

Оглавление

Переступаешь порог вологодской усадьбы «Спасское-Куркино» — и вместо привычной экскурсии тебя затягивает вихрь странных капричос, уводя в позабытый усадебный миф. Хранительница антресолей манит на третий этаж, а там оживают древние обряды. По «Ступеням» шагаешь через рождение, юность, зрелость, старость, где русские и общечеловеческие коды сплетаются в живое полотно. А в финале заяц с волчьей татуировкой во всю «лапу» зовёт в рождественский хоровод посреди августа.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Сила места

На первом «Ясень-фесте» в «Спасском-Куркине» родились сайт-специфические «Ступени» — перформанс, неотделимый от места. Под руководством Анны Шишкиной (Матушки Медоуз), художника-постановщика театра «Странствующие куклы господина Пэжо», и под музыку Евфросинии Скотниковой профессиональные артисты и новички создали путешествие по закоулкам жизни, которую мы, кажется, никогда не жили. Но которая отзывается в сердце неким старинно-детским воспоминанием.

Кадр из видео Николая Щекина
Кадр из видео Николая Щекина

Выбор названия «Ступени» был продиктован самой архитектурой усадьбы и логикой пространства, ставшего главной декорацией. Как рассказала Матушка Медоуз, это было интуитивное решение, возникшее буквально на подъеме: когда она шла по старой лестнице на антресоли.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

«Ступени» отражают и символизм жизненного пути (от младенчества до старости), и физическое перемещение зрителя. Чтобы увидеть перформанс, публика должна подняться по лестнице на третий этаж, который в старину использовался для хранения ненужных вещей.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Зал ожидания, преддверие сказки

Антресоли, лестницы, коридоры и залы создавали ощущение «вневременности» и метафоры судьбы. Зрители и артисты двигались как бы по замкнутому кругу, усиливая ощущение неизменности и цикличности.

Начинается наше путешествие по усадебному сновидению в «зале ожидания» — в «комнате скуки», где артисты во всем летяще-белом, словно призраки тургеневских барышень, изредка говорят о погоде, «чудо, каком хорошем урожае», желают «чаю-с». В общем-то, красиво томятся в просторной комнате с огромными окнами и пианино. Локацию придумала Евгения Клекотнева, руководитель «Хора Дурацкого».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Время здесь тянется, прямо как в русских былинах перед великим походом, а сам режиссер сравнивает это место с «чистилищем»:

— Все пробудут тут ровно столько, сколько понадобится. Пока за ними не придут, чтобы повести дальше.
Фото Анастасии Асташовой (портрет Евгении Клекотневой)
Фото Анастасии Асташовой (портрет Евгении Клекотневой)

Этот «код» ожидания знаком нам по народным сказаниям, где герой стоит на распутье, готовясь к испытаниям. Зрители, затаив дыхание, вступают в эту сказку, и, как вспоминают участники, выходят из неё уже «в собранности, шепотом, некоторые со слезами», словно после обряда очищения.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

«Комната скуки» — это своего рода точка входа, которая помогает отключиться от внешнего мира и настроиться на восприятие происходящего. По контрасту с этим спокойствием, сказочные капричос — красивые, немного пугающие духи-причуды — моментально разрушают иллюзию безопасности, вырывают вас из медитативного состояния и переносят в другой мир, на антресоли, в самое сердце забытого.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Магический круг и память детства

Прежде, чем добраться до «первой ступени», то есть до рождения, публика на втором этаже встречает швей, увлеченно занятых своим ремеслом и угрожающих кочергой каждому, кто «по пошитому ходит».

— Женщина за ткачеством прядет саму жизнь. От Пенелопы, распускающей полотно, до Арахны и Мойр, плетущих судьбу, — каждый стежок становится метафорой сотворения мира, — поясняет искусствовед Андрей Боровский.
Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Матушка Медоуз добавила, что «перформанс создавался буквально за два дня. Артисты действовали интуитивно, а коды сложились сами собой. В какой-то мере даже случайно. Андрей Боровский, прошаренный в самых разнообразных семантических структурах, архетипах и всяких других ругательных словах, тоже чуть-чуть поделился увиденным».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

«Первая ступень» — детская комната. В ней оживает архетип «магического круга» из игрушек, как бы оберегающего младенца. В глаза бросается подсвеченная фонариком колыбелька, которая, по настоянию актрисы Оксаны Синкевич, «не должна быть пустой». Мы замечаем в ней «куклу-закрутку». В русских деревнях её клали к младенцу для защиты от злых духов.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Пожилая нянечка с закрытым кружевной салфеткой лицом выбирает одного из зрителей, чтобы уложить в кроватку. Все время звучит знакомая каждому с детства песенка «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…». Затем сменяется другой, более пугающей смертной колыбельной: «Колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет Ваня крепко спать…». Музыка обработана Евфросинией Скотниковой. На Руси такие колыбельные, спетые шепотом, убаюкивали дитя, но и напоминали о бренности жизни, сплетая заботу с мифом о судьбе.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Образы отсылают к хтоническому, к подземным духам русских сказок, где невинность всегда соседствует с опасностью.

«Это мета-игрушки, символы», — говорит Анна Шишкина, отвергая антикварных медведей за их «пожилой» вид и выбирая в качестве «оберега» для зрителя котика — тоже мета-существо, охраняющее пространство, как домовой.

Черты лица няни сливаются в белое пятно, отсылают к детскому восприятию мира, где взрослые — те ещё загадочные существа:

— Создавая образ няни, я вспоминала детство: лица, склонившиеся надо мной, были лишь белыми пятнами, без глаз, без черт — как блинчик, отдающий тепло. Так же и старость стирает индивидуальность. В деревне, среди крестьянок и социальных работников, я видела это обезличивание — не морщины, а утрату богатства лица, — делится режиссёр.
Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Из той самой колыбельной к публике выходит серенький волчок (под маской – актеры Роман Азаров и Юлия Ларичкина) — мифологический образ, связанный с защитой и одновременно с тревожной энергией. Он выступает как страж сна, который «хватит за бочок», если ребенок не уснет. Этот персонаж несет амбивалентный смысл: он убаюкивает, но угрожает, вплетая в колыбельную мотивы страха перед неизвестным и защиты от него. Волчок связан с фольклорной традицией животных-тотемов, которые охраняют переходные состояния, такие как сон.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В контексте перформанса «Ступени» волчок, с его весьма нежными касаниями, усиливает эту двойственность, воплощая заботу и легкую угрозу, фиксируя зрителя в состоянии детства.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Валенки, надетые на волчка, принадлежат хранителю усадьбы Николаю Сайкину. Сами по себе они тоже добавляют тёплого фольклорного кода. Эти валенки, как и галоши со снежинкой в последней комнате «Рождества» (детская обувь Николая), найденные художниками на чердаке «Спасского-Куркина», — частица усадебной души, вплетённая в сказку.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

«Девичья» комната

После «детской» мы заходим в «девичью», где разыгрывается обряд расплетения косы — древний славянский ритуал перехода девушки в статус невесты.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Этот переход остро ощущается, когда вслушиваешься в пронзительную песню Евфросинии «Ты коса ли, моя косанька, ты коса ли, моя русая…». Плач по «девьей красоте» играет на повторе.

— Все действия в этой локации похожи на мотание нитки, когда одна держит, а другая крутит, — говорит участница лаборатории Ольга Лахина, подчёркивая ритм, который связывает сцены. Девушки все время плавно покачиваются под плач. Это движение — олицетворение жизненного цикла, где всё идёт по кругу, как нить на веретене.
Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Центральные фигуры комнаты — девушки, разделенные на две категории: с открытыми лицами и с лицами, закрытыми фатой. Эта дихотомия, как поясняет Анна Шишкина, отражает разные этапы женской инициации:

— Одни — девки, другие — бабы. Одни еще на пороге перехода, другие уже его прошли.
Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Девушки с открытыми лицами смотрят живыми глазами, пробивая четвертую стену и создавая у публики ощущение личного диалога. «Она глядит мне в глаза, и я чувствую, что она знает про меня всё», — делится зрительница. Этот взгляд, полный силы и уязвимости, становится решающим моментом, где публика невольно ощущает себя частью ритуала — словно вас «выбирают» или вы сами должны сделать выбор:

— Ты будто застукан за подглядыванием, — говорит актер Юрий Макеев.
Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Публика наблюдает за обрядом из другой комнаты, разделенной решеткой с основной локацией. Она отсылает к фольклорным образам невесты как птицы в золотой клетке, где красота соседствует с утратой свободы. Этот момент вызывает некую печаль и даже страх, как в сказках, где выбор невесты — это испытание.

Фото Анастасии Асташовой (слева Мэри Горемыкина)
Фото Анастасии Асташовой (слева Мэри Горемыкина)

Особое внимание привлекает воронежская актриса Мэри Горемыкина, чей «любящий взгляд» режиссеру пришлось сознательно спрятать за занавеску, чтобы не нарушить архетипическую природу образа.

— Мэри смотрит слишком с любовью, с нажитой мудростью. А мне нужен был пустой (в хорошем смысле) взгляд, — отмечает Матушка Медоуз.

Присутствие возрастной актрисы Мэри делает персонажей вневременными. А неуверенность самой молодой участницы лаборатории Ани Безрядиной, играющей «сенную» девочку, добавляет искренности:

— Ее личная уязвимость легла на персонажа, усиливая ощущение хрупкости юности, — объяснила Анна Шишкина
Фото Анастасии Асташовой (на фото Анна Безрядина)
Фото Анастасии Асташовой (на фото Анна Безрядина)

«Между рождением и старостью бывает Всякое»

Пространство «Всякого» в перформансе «Ступени» — это сердцевина жизненного пути, где зритель погружается в хаотичную ткань повседневности, пронизанную мифологическими и культурными отголосками. Оно включает три ключевые локации: комнату «кружала», «баню» и внезапно – шкаф с бухгалтером.

— Между рождением и старостью — «Всякое», — говорит Анна Шишкина, подчеркивая, что эта часть перформанса отражает обыденность жизни, ее абсурд и все же глубину.
Фото Анастасии Асташовой (слева направо: Александр Барон и Кирилл Шерстюк)
Фото Анастасии Асташовой (слева направо: Александр Барон и Кирилл Шерстюк)

Уже знакомые нам антресоли, лестницы, узкие коридоры, низкие потолки — усиливают ощущение запутанности, как в сказочном лесу, где герой сбивается с пути.

Фото Полины Бузук
Фото Полины Бузук

Бухгалтера – образ советской бюрократии, рутины – сыграл режиссер Николай Берман. Вот он сидит в шкафу, окруженный старыми газетами, и в одном халате монотонно читает тексты, доклады. Этот образ, вдохновленный личным опытом актера, стал неожиданным открытием.

— В усадьбе каждому свое место: в доме — домовой, в бане — банный, а в бухгалтерии — бухгалтерный, — говорит Анна Шишкина.

Следующая комната «Кружала» придумана участником лаборатории, актером Александром Бароном, — это переходная зона между историческим и мифологическим мирами. Шуршащие веревки, пакетики и ткани создают ощущение запутывания. «Кручу-верчу, запутать хочу», — бормочет персонаж Анны Шишкиной (хранительницы антресолей). Зритель проходит через завесу веревок, в которой каждый шаг — риск потеряться.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В этой комнатке создается звуковая и тактильная атмосфера неопределенности. Жизнь предстает как хаос, ведущий к следующему этапу. Этапу «очищения в бане».

И вот мы вновь оказываемся в пограничном пространстве между миром живых и духовным миром. Уже наедине с банными (их играют Александр Барон и Кирилл Шерстюк). Это «старики» с длинными бородами, покрытые сажей и листьями.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Банный, как дух-хозяин бани, считался строгим, но справедливым хранителем этого пространства «очищения от грехов и подготовки к следующему этапу жизни». Его образ связан с теплом, паром и водой, но также с хтонической энергией, поскольку баня часто ассоциировалась с рождением, смертью и обрядами перехода. Согласно поверьям, банник мог быть доброжелательным, если люди соблюдали правила: не мыться после полуночи, оставлять ему угощения (мыло, воду, веник) и уважать чистоту бани. Однако нарушение ритуалов могло вызвать его гнев: он мог обжечь паром, запутать или даже напугать до смерти.

Банные духи в «Ступенях» — это скорее карнавальные фигуры, чья нелепость вызывает улыбку. «Очищение» становится не столько ритуальным, сколько игровым моментом, почти абсурдным актом. Серьезность традиции растворяется в театральной легкости.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Контраст между этими пространствами — запутывание, абсурд и очищение — создает ощущение жизни как сложного, многогранного пути.

Музыка в «банной» — самая веселая. Она наполнена странными, неразборчивыми звуками, которые артисты находили по ходу постановки сцены. Кряхтения, шипения, шуршания вениками то и дело растворяются в этой парилке. Единственные переводимые словечки — «грязь!» и «баня!» — громче всех выкрикивают потешные «старички».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Забвение и шуршание листьев

Последняя ступень — комната старости. Это пространство называется «Былое», соседствующее с «детской», но отделенное от нее пропастью времени, погружает зрителя в атмосферу угасания. Вот только что мы испытывали беззаботную «банную» радость, а теперь вспоминаем о конце. Под ногами шуршат порванные обои, как будто опавшие листья. Кружевные маски на «пожилых» героинях и «хтонический Буратино», выглядывающих из какой-то черной, будто обгорелой, рамки, создают мощный эмоциональный контраст между теплом воспоминаний и страхом перед неизбежностью смерти.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой
— У старух, встречающих нас на пороге «Былого», лица скрыты ситцем, но глаза их пронзают насквозь. Этот взгляд вызывает животный ужас: ты же видишь конец, который уже близко, — говорит зрительница Юлия.
Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Пространство дополняют предметы, тоже найденные в усадьбе художниками: патефон, крутящий зацикленную мелодию (романс черепахи Тортиллы), разбитые чашки с сухими маковыми коробочками, сломанный самовар. Узкие проходы, кресла, в которые усаживают зрителей, и открытая дверь, ведущая в неизвестность, создают атмосферу тревожного ожидания… Каждый тяжелый шаг этих старух к зрителю воспринимается как приближение смерти. Но её, конечно, не случится.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Рождество и звезда надежды

Финал представления — это спуск зрителей вниз, прощание с таинственными антресолями и вхождение в «рождественскую» комнату, которая буквально утопает в мягком, бежевом сиянии.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В центре зала зрителя встречает наряженная, но при этом абсолютно серая, «голая», сухая ёлка, которая полгода покоилась во дворе усадьбы, но вдруг обрела новую жизнь, попавшись в лапы художникам. Рядом покачивается деревянный барашек. В этот момент появляется Зайчик (в исполнении воронежской художницы Натальи Михеевой), который достает бумажную звездочку из печки, приносит молодую живую ёлочку и приглашает всех гостей вести хоровод вокруг ярко-зеленого деревца.

Фото Анастасии Асташовой (в кадре Наталья Михеева и Алексей Сычёв)
Фото Анастасии Асташовой (в кадре Наталья Михеева и Алексей Сычёв)

Атмосферу уюта и ожидания чуда создают звуки: потрескивание дров в камине наполняет пространство теплом, живым шумом, а мелодия «В лесу родилась ёлочка» снова погружает зрителя в детство.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

На руке Натальи набита татуировка волка. Это неожиданно контрастное дополнение к образу милого и нежного Зайчика придает ему многослойность и глубину. Образ, одновременно трогательный, наивный и слегка абсурдный, не оставляет зрителей равнодушными, вызывая желание «присесть на корточки и обнять», как точно заметил Юрий Макеев.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Заяц, который достает звезду из печки и приглашает в хоровод, воплощает собой некий код обновления — даже пасхальный, несмотря на заявленный рождественский контекст. Этот хоровод как бы сплетает воедино славянские и христианские коды, даря публике надежду: после старости, увядания и серого безжизненного периода есть свет и радость нового начала.

Текст Анастасии Асташовой