Продолжаем подниматься по ступеням жизни. Мы уже успели утомиться в «Скучной» комнате, обняться с Волчком из колыбельной песенки в «Детской». А теперь переходим к юности!
В сайт-специфическом перформансе «Ступени», который оживляет усадебные мифы, каждая комната — это отдельный, насыщенный смыслом этап. Одной из самых пронзительных локаций является «Девичья».
Главный обряд, который происходит в «Девичьей», — это расплетение косы.
В русской культуре коса всегда была символом девичества, невинности и свободы. Расплести её — значит проститься с этими качествами и приготовиться к новому этапу, чаще всего — замужеству.
Здесь девушки ещё позируют в Рождественской локации — последней комнате перформанса))
«Девичья» комната становится логичным продолжением «Детской», но её настроение кардинально меняется. Если «Детская» — это как бы момент столкновения со страхами, то «Девичья» — это принятие судьбы.
Хотя, конечно, интерпретировать каждую локацию по отдельности или весь перформанс в совокупности каждый из зрителей может по-своему ✨🎭
Эта комната, с её мягким освещением и плавными движениями, символизирует, возможно, ту самую тонкую грань, которую каждый человек переступает в своей жизни.
Выйдя из «Девичьей», зритель чувствует не только грусть, но и удивительное спокойствие, зная, что всё идёт так, как должно.
Ещё один мощный образ в этой комнате — клетка, которую покачивает одна из героинь.
Клетка служит пронзительной метафорой утраченной женской свободы.
В этом сложном пространстве внимание привлекает младшая участница — «сенная девочка». Её играет журналист из Воронежа Анна Безрядина. Это персонаж, который ещё слишком юн для инициации, он находится на самой «границе между мирами».
Особенную роль в «Девичьей» играет музыка. Она ведёт зрителя от одного состояния к другому: от тихого созерцания к осознанию неизбежной потери.
Петербургский композитор Евфросиния Скотникова воспроизвела «язык души», с помощью звука передала всю глубину скорби в плаче «Ты коса ли, моя косанька».
Строчки из плача:
Ты коса ли, моя косанька,
Ты коса ли, моя русая!
Тебя чесывала матушка,
Заплетала родна сестрица!
Уж как мне ли тебя, косанька,
Знать-то, боле не плетать будет;
Алой ленточки не нашивать.
Расстаюсь с тобою, косанька!
Расстаюся с девьей красотой!
Расплетут тебя, косанька.
Как на мелкие на прядочки,
Поведут меня, девицу,
В нову баню мытися.
Там я смою девью красоту
Ключевой водой студеною.
Пронзительная песня Евфросинии Скотниковой «Ты коса ли моя косанька, ты коса ли моя русая...» становится звуковым сопровождением этого глубокого ритуала, наполняя пространство подлинной скорбью и предвкушением перемен.
Матушка и сестрица в песне — это напоминание о семейном тепле, которое теперь останется в прошлом. Невеста прощается с теми, кто заботился о ней.
Одна из сильных деталей «Девичьей» — это использование «масок». Некоторые персонажи с закрытыми ситцем лицами, так называемые «берегини».
Немного «закулисья»:
Актеры пересматривают собственное выступление, чтобы взять на заметку детали, подумать над правками в постановке и отрефлексировать свои образы.
С такого ракурса зрители наблюдали за действом.
А на пороге «Девичьей» за работой (на звуке) сидит наш прекрасный оператор Николай Щекин!)
Костюм «Сенной девки».
Ещё бэкстейджи: воронежская художница Наталья Михеева наряжает актёров.
Собираются образы героинь!)
Актриса ВАУ театра Алина Бачурина вошла в образ ✨🎭
А Ольга Лахина примеряла венок, но в перформансе она играла невесту, чью длинную косу расплетали девицы.
Продолжим репортаж, в следующей статье покажем новую ступень, где будет «Всякое»!