Найти в Дзене
ВАУ Театр

Фоторепортаж перформанса «Ступени». Заглянем в «Девичью»?

Продолжаем подниматься по ступеням жизни. Мы уже успели утомиться в «Скучной» комнате, обняться с Волчком из колыбельной песенки в «Детской». А теперь переходим к юности!

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В сайт-специфическом перформансе «Ступени», который оживляет усадебные мифы, каждая комната — это отдельный, насыщенный смыслом этап. Одной из самых пронзительных локаций является «Девичья».

Фото Анастасии Асташовой (на снимке слева направо: Власта Маргиева, воронежская сказочница, скульптор, и Элеонора Ривер, продюсер, актриса ВАУ театра)
Фото Анастасии Асташовой (на снимке слева направо: Власта Маргиева, воронежская сказочница, скульптор, и Элеонора Ривер, продюсер, актриса ВАУ театра)

Главный обряд, который происходит в «Девичьей», — это расплетение косы.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В русской культуре коса всегда была символом девичества, невинности и свободы. Расплести её — значит проститься с этими качествами и приготовиться к новому этапу, чаще всего — замужеству.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Здесь девушки ещё позируют в Рождественской локации — последней комнате перформанса))

Фото Анастасии Асташовой (на фото Ира Ященко, воронежский блогер, ведущая проекта «Дело говорит»)
Фото Анастасии Асташовой (на фото Ира Ященко, воронежский блогер, ведущая проекта «Дело говорит»)

«Девичья» комната становится логичным продолжением «Детской», но её настроение кардинально меняется. Если «Детская» — это как бы момент столкновения со страхами, то «Девичья» — это принятие судьбы.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Хотя, конечно, интерпретировать каждую локацию по отдельности или весь перформанс в совокупности каждый из зрителей может по-своему ✨🎭

Фото Анастасии Асташовой (на снимке Элеонора Ривер)
Фото Анастасии Асташовой (на снимке Элеонора Ривер)

Эта комната, с её мягким освещением и плавными движениями, символизирует, возможно, ту самую тонкую грань, которую каждый человек переступает в своей жизни.

Фото Анастасии Асташовой (на снимке слева направо: Мэри Горемыкина, актриса ВАУ театра, и Власта Маргиева)
Фото Анастасии Асташовой (на снимке слева направо: Мэри Горемыкина, актриса ВАУ театра, и Власта Маргиева)

Выйдя из «Девичьей», зритель чувствует не только грусть, но и удивительное спокойствие, зная, что всё идёт так, как должно.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Ещё один мощный образ в этой комнате — клетка, которую покачивает одна из героинь.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Клетка служит пронзительной метафорой утраченной женской свободы.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

В этом сложном пространстве внимание привлекает младшая участница — «сенная девочка». Её играет журналист из Воронежа Анна Безрядина. Это персонаж, который ещё слишком юн для инициации, он находится на самой «границе между мирами».

Фото Анастасии Асташовой (на снимке Анна Безрядина)
Фото Анастасии Асташовой (на снимке Анна Безрядина)

Особенную роль в «Девичьей» играет музыка. Она ведёт зрителя от одного состояния к другому: от тихого созерцания к осознанию неизбежной потери.

Фото Анастасии Асташовой (портрет Анны Безрядиной)
Фото Анастасии Асташовой (портрет Анны Безрядиной)

Петербургский композитор Евфросиния Скотникова воспроизвела «язык души», с помощью звука передала всю глубину скорби в плаче «Ты коса ли, моя косанька».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Строчки из плача:

Ты коса ли, моя косанька,

Ты коса ли, моя русая!

Тебя чесывала матушка,

Заплетала родна сестрица!

Уж как мне ли тебя, косанька,

Знать-то, боле не плетать будет;

Алой ленточки не нашивать.

Расстаюсь с тобою, косанька!

Расстаюся с девьей красотой!

Расплетут тебя, косанька.

Как на мелкие на прядочки,

Поведут меня, девицу,

В нову баню мытися.

Там я смою девью красоту

Ключевой водой студеною.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Пронзительная песня Евфросинии Скотниковой «Ты коса ли моя косанька, ты коса ли моя русая...» становится звуковым сопровождением этого глубокого ритуала, наполняя пространство подлинной скорбью и предвкушением перемен.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Матушка и сестрица в песне — это напоминание о семейном тепле, которое теперь останется в прошлом. Невеста прощается с теми, кто заботился о ней.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Одна из сильных деталей «Девичьей» — это использование «масок». Некоторые персонажи с закрытыми ситцем лицами, так называемые «берегини».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой (в центре — Светлана Оспищева, автор костюмов девиц)
Фото Анастасии Асташовой (в центре — Светлана Оспищева, автор костюмов девиц)

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Немного «закулисья»:

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Актеры пересматривают собственное выступление, чтобы взять на заметку детали, подумать над правками в постановке и отрефлексировать свои образы.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

С такого ракурса зрители наблюдали за действом.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

А на пороге «Девичьей» за работой (на звуке) сидит наш прекрасный оператор Николай Щекин!)

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Костюм «Сенной девки».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Ещё бэкстейджи: воронежская художница Наталья Михеева наряжает актёров.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Собираются образы героинь!)

Фото Анастасии Асташовой (Алина Бачурина на фото)
Фото Анастасии Асташовой (Алина Бачурина на фото)

Актриса ВАУ театра Алина Бачурина вошла в образ ✨🎭

Фото Анастасии Асташовой (на снимке Ольга Лахина)
Фото Анастасии Асташовой (на снимке Ольга Лахина)

А Ольга Лахина примеряла венок, но в перформансе она играла невесту, чью длинную косу расплетали девицы.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Продолжим репортаж, в следующей статье покажем новую ступень, где будет «Всякое»!