Продолжаем рассказывать и показывать «Ступени» — сайт-специфический перформанс Матушки Медоуз (художественного руководителя уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо») в усадьбе «Спасское-Куркинно». Поднимаемся на первую ступень — в детскую.
Каждый шаг по узкой деревянной лестнице отзывается в тишине глухим хрипом. Древние доски стонут под ногой, и их усталый голос разливается по коридору, сливаясь с призрачным шёпотом прошлого и далёким эхом колыбельной. Эта невидимая нить звуков ведёт тебя, завораживая, как манящий свет ночного светильника, прямиком в «Детскую» — к той самой сокровенной и ранимой точке, где встречаются душа и память старинного дома..
Антресоли начинаются именно с этой «Детской» — комнаты, куда пускают лишь избранных по воли её хранительницы-нянечки. Та неподвижно сидит на своём месте, а белизна её наряда сливается с окружением. Всё белое в этом помещении — пелёнки, покрывало, платочек, скрывающий лицо, игрушка — утопает в молочной мгле, льющейся сквозь грязное окно. И сама комната словно растворяется в призрачном, облупившемся мире, полном потрескавшегося тепла и тишины.
Прямо посреди комнаты мерно раскачивается деревянная лошадка, словно маятник невидимых часов, отсчитывающих твоё пребывание здесь — от первого шага до последнего. И под этот тихий скрип непроизвольно начинает колыхаться что-то глубоко внутри, настигнутое внезапным воспоминанием. Или, быть может, всё дело в той самой песне: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...»
Строчки из колыбельной — «Придет серенький волчок и ухватит за бочок» — материализовались в образ Волчка, которого потрясающе сыграли Роман Азаров и Юлия Ларичкина.
Волчок проявлял заботу: в валенках и рукавицах он проверял, хорошо ли укрыт зритель.
Кульминация — его нежные объятия.
Кстати, волк в славянской традиции — один из самых двойственных и почитаемых зверей, хозяин леса, тесно связанный с потусторонним миром. А у нас в спектакле волк из угрозы превращается в могущественного покровителя, который не похищает, а охраняет сон, следит за порядком и забирает только тех, кто нарушил запрет))
Это делает архетип более сложным и человечным, возвращаясь к его изначальной двойственной природе в мифологии (где волк мог быть и разрушителем, и помощником).
Текст и фото Анастасии Асташовой