Это значит — закружиться в хороводе вокруг ёлки посреди августа, достать бумажную звезду из печки и загадать желание, которое обязательно сбудется.
У нас желание такое: вернуться в Спасское-Куркино прежней великолепной компанией и закатить там новый «Ясень-фест»!
Мы дошли до последней комнаты перформанса «Ступени», который поставила Матушка Медоуз (Анна Шишкина). Это комната Рождества!
В главной роли Зайки — воронежская художница Наталья Михеева.
После всех тревог и тайн, после всех ступеней, что вели из прошлого в будущее, зритель попадает в пространство, где время останавливается и связывает нас с чем-то по-настоящему божественным. Это комната Рождества, и она — точка входа в самое сердце чуда.
В отличие от других комнат, где преобладали фольклорные образы и обряды, здесь царит атмосфера тихого, почти сакрального волшебства.
В воздухе витает аромат хвои (хоть ёлка и отслужила своё ещё полгода назад, артисты притащили её со двора и нарядили заново).
Свет кажется таким, будто он исходит от самых звёзд, отовсюду, даже из этих обветшалых стен.
Это место, где можно наконец выдохнуть и почувствовать себя ребёнком, ожидающим чуда.
Центральным образом в этом пространстве становится зайка. Он — живой символ этого места.
Его движения плавные и мягкие, его глаза кажутся такими же мудрыми и доверчивыми, как у любого ребёнка. Зайка сидит, не суетясь, и его присутствие наполняет комнату покоем и нежностью.
Он — олицетворение чистой, невинной души, которая находится в центре рождения новой надежды. А точнее, она! Наталья Михеева))
В контексте всего перформанса комната Рождества становится мощным контрастом. После обрядов прощания с девичеством и встречи с неизбежностью старости, здесь зритель оказывается перед лицом вечного начала.
Зайка олицетворяет это начало — тихую, хрупкую жизнь, которая нуждается в защите и тепле. Вот он — момент сокровенной тишины, в которой и рождается настоящее чудо.
В перформансе «Ступени» нет ничего случайного. Каждая, даже самая мелкая, деталь несла в себе глубокий смысл, превращая историю в живое дыхание. Именно в них, в этих едва уловимых штрихах, и крылся главный секрет магии, которую создали художники в усадьбе.
Одной из самых трогательных и важных деталей стали валенки на зайке. Эти валенки — не обыкновенный реквизит. Их вручную свалял сам Николай Сайкин, хранитель и экскурсовод усадьбы. Этот простой, тёплый жест стал метафорой заботы и любви, с которой он оберегает это место.
Валенки, символизирующие народную, исконную мудрость, подаренные хранителем, превратили зайку из сказочного персонажа в нечто большее.
Они согрели его, как согревали своих хозяев, и стали связующим звеном между прошлым и будущим усадьбы.
Ещё одна деталь, что поражала своей глубиной, — это татуировка волка на руке у Наташи. На первый взгляд, это кажется несовместимым с образом зайки. Сначала авторы хотели закрыть её, но вовремя передумали.
Искусство показало, что можно не скрывать свою истинную натуру, а использовать её как часть своего образа, как часть своей истории.
Звезда из печки: парадокс рождения
Образ бумажной звезды, которую доставали из печки, был пронзительным и парадоксальным.
Печь — это символ забвения, огня, который сжигает всё дотла. Но именно из неё появилась звезда — символ надежды, рождения и света.
Это был мощный образ, который говорил о том, что даже из самых тёмных и забытых мест может родиться что-то удивительное и светлое.
Наконец, в комнате Рождества были две ёлки. Одна — сухая, принесённая со двора. Она символизировала прошлое, уходящее, но не забытое. Вторая — маленькая живая ёлочка в горшке.
Она была символом будущего, хрупкого, но уже прорастающего. Их контраст создавал мощное напряжение и говорил о том, что жизнь — это вечный цикл, в котором смерть и рождение всегда идут рука об руку.
Вы только прочувствуйте атмосферу, представленную на фото 🥰❤️
Тепло и бежевое сияние.
А вы заметили прекрасного барашка в зале?
В христианской и русской фольклорной традиции барашек всегда был символом невинности, кротости и жертвы.
Его образ часто связывают с образом Агнца Божьего, что придаёт ему особое, сакральное значение.
В контексте перформанса, где каждая комната — это этап жизни, барашек олицетворяет собой чистое, непорочное начало. Он — невинная душа, которая находится в самом сердце происходящего.
Эта деревянная игрушка стояла посреди комнаты. Её неподвижность контрастировала с движением актёров и потоком зрителей, создавая ощущение вечности.
А этот месяц в соседней комнате❤️
Эта маленькая, но очень важная деталь напоминала, что в каждой вещи, в каждой истории есть душа, и чтобы её увидеть, нужно просто присмотреться.
Рождество в августе, товарищи, это тоже чудо!
Текст Анастасии Асташовой