Сайт-специфический перформанс «Ступени», созданный в старинной вологодской усадьбе «Спасское-Куркино», интуитивно наполнился мощными культурными кодами и архетипами. Обсуждение с режиссером Анной Шишкиной (Матушка Медоуз), искусствоведом Андреем Боровским, а также участниками и зрителями, позволило сформулировать основные семантические пласты этого уникального высказывания.
1. Ключевые архетипы и символика
Мойры (Парки): женщины за швейными машинками — это классический образ прях судьбы (Мойры в античной мифологии), которые плетут и обрезают нить человеческой жизни.
Работа с тканями и нитями (прядение, шитье) — метафора сотворения мира и жизни. Этот образ восходит к Пенелопе (распускающей ткань, отсрочивая финал), мифу об Арахне и даже к образу Девы Марии с красной нитью при Благовещении (символ воплощения).
«Об-ряд» (облачение смысла). Перформанс выстроен как цепь ритуальных действий, где простые, бытовые элементы (переодевание, выворачивание одежды) обретают глубокий, сакральный подтекст.
Зоны усадьбы символизируют этапы жизни и инициации.
«Зал ожидания»: просторная комната, где артисты в белом «томятся», олицетворяет преддверие, ожидание своего часа. Режиссер сравнивает это место с чистилищем, откуда зрителей «капричос» (духи-причуды, вдохновленные Гойей) уводят на антресоли — в сакральное, «забытое» пространство.
Коридоры и Лестницы — физический путь, переход между мирами.
Баня: место очищения и одновременно — среда обитания банных духов.
Закрытые Лица (Маски). Персонажи с лицами, скрытыми кружевом или ситцем (няня, старухи в локации «Былое», девушки-берегини в «девичьей»), символизируют не конкретных людей, а мета-сущности и архетипы.
Образ навеян детскими воспоминаниями режиссера: лица, склоненные над ребенком, воспринимались как нечеткие, «белые пятна».
Старухи: обезличивание старости — утрата индивидуальности, «богатства лица».
«Божье дитя»: бесполое существо из сербского фольклора, дарящее подарки в кружевной маске.
«Старость и Детство»: комната «Былое» (старость) «всегда соседствует с детством», создавая ощущение «никакого» времени — вечного цикла и зацикливания («Патефон кружит, старуха идет, время зацикливается»).
2. Символизм детства, старости и возрождения
Детская комната: колыбелька с оберегом «куклой-закруткой» подсвечена фонариком.
Тревога: песенка «Баю-баюшки-баю» сменяется смертной колыбельной: «Колотушек двадцать пять, будет Ваня крепко спать». Русские колыбельные сплетают заботу с напоминанием о бренности.
Вышедший из песни Волчок (в валенках директора усадьбы Николая Сайкина) — это тотем-страж. Он воплощает двойственный образ защиты и угрозы («вдруг-таки хватит за бочок?»), связывая миры.
Символично, что в первой комнате появляется Волчок, а в финальной, с сухой ёлкой, — Заяц (Наталья Михеева) с татуировкой волка на руке.
Заяц/Кролик: Многогранный символ в том числе — воскресения (как пасхальный кролик). В контексте финала он создает детскую беззащитность и веру в чудо.
Заяц приглашает в хоровод вокруг молодой зеленой ёлочки, доставая звезду из печки. Это отсылка к архаичному Рождеству — времени, когда границы между мирами истончаются, что идеально вписывается в концепцию цикличности перформанса.
3. Художественные приемы и воздействие
Сайт-специфик — жанр, в котором локация играет определяющую роль. Вне определенного места представление повторить невозможно. Усадьба «Спасское-Куркино» — главный соавтор «Ступеней». Найденные предметы (рваные обои, старая сухая ёлка, валенки, сундуки, игрушки) становятся частью нового мифа места.
Маски и архетипы: использование кружева, фатина и ситца для закрытия лиц — не театральная маска, а прием стирания индивидуальности. Это заставляет зрителя столкнуться с архетипом, а не с конкретным актером.
Мотив качания: повторяющееся движение (колыбелька, кресла-качалки) — метафора течения времени, мотания нити судьбы и циклического повторения.
Семантика материалов: лен и пенька символизируют связь с землей и поэзию женского труда. Скомканные обои в комнате старости напоминают опавшие листья или «шелуху», которая «сходит» по мере старения.
Зрительский Опыт
Зритель в «Ступенях» — активный участник путешествия по жизни. Его ведут по ступеням, соединяющим забытый, мифический мир и реальность. Интенсивные эмоции (от благостного умиротворения до страха) и чувство узнавания универсальных кодов приводили к тому, что зрители выходили в состоянии «тихого шока» и молчания, требуя времени на осмысление.
«Ступени» — это многослойное высказывание, которое успешно активировало мифы, уже заложенные в пространстве усадьбы и в коллективном бессознательном.
А вот и ссылка на видеозапись — от прекрасных крафтеров-участников Ясень-феста — лекции, по которой мы сделали этот «конспект»!