За 2,5 года в число детей и подростков, находящихся в тюрьмах, увеличилось почти в пяти раз, сообщили в госорганах Швеции. Там потрясены тем, как помолодела преступность в стране. Среди юных бандитов особенно много убийц. Что случилось со шведскими детьми, почему они выбирают банды вместо нормальной и законной жизни, разбирались журналисты издания «Взгляд».
Старшее поколение оплакивают Швецию, которую они потеряли. Когда-то страна была одна из самых безопасных. В 2010 году она входила в топ-10 самых спокойных государств мира.
«Мне, мальчику из деревни, позволяли в семь лет, когда я навещал бабушку и дедушку, гулять одному в Стокгольме. И лишь советовали, что мол, если заблудишься, то нужно идти к башням церкви Хегалид: единственной в городе с двумя башнями – рядом с ней мы живем», — с грустью вспоминает шведский блогер.
Затем Швеция очень радушно приняла мигрантов, и все изменилось. Появились этнические банды, которые устраивают на улицах стрельбу и взрывы, вовлекая в свои преступления детей, говоря, что наказание за это им будет не таким уж и серьезным. В 2024 году четверть подозреваемых были моложе 18 лет.
Полиция делит малолетних бандитов на несколько категорий. Например, D – это те, кого намеренно завербовали в банду через мессенджеры. Вначале его вербуют, затем просят рассказывать о появлении правоохранителей, после чего дают задание спрятать оружие или наркотики. Уже потом они становятся членами банды. Есть система вознаграждений, рассказывает начальник полиции Гетеборга Дэниэль Норландер.
«Они подталкивали их, например, к продаже наркотиков или украденных мобильных телефонов. Преступникам даже лучше, если дети потеряют что-то из того, что им поручили продать. Тогда они влезут в долги, которые придется выплачивать, и станут рабами», — отметил сотрудник полиции Кристофер Пейре.
Родители боятся оставлять детей даже в продленке. Привлекать к преступности начинают с детства, а затем поручают все более ужасные задания. Например, чистокровный швед Эрик Карлссон получил восемь лет тюрьмы за то, что застрелил 34-летнего уроженца Азербайджана, работавшего барменом.
Началось с того, что 17-летний молодой человек страдал от недостатка внимания, начал курить марихуану и признался дилеру, что хочет стать наемным киллером. С ним связались и дали задание убить любого человека в районе, где действует другая банда. Лишь бы человек был похож на главу преступной группировки. Подросток испугался, но отказать не мог.
Шведские власти стараются бороться со сложившейся ситуацией, но как-то слабовато. Например, запретили смартфоны в начальных школах даже на переменах. Не слишком легкая мера?