Однажды Вы видите, что ваш ребенок, обычно такой жизнерадостный и активный, вдруг сникает. Глаза наполняются слезами, губы дрожат, а вот и первые крики. Виной всему – всего лишь одна “двойка” в электронном дневнике. Знакомо? Сегодня мы поговорим о том, почему дети так остро реагируют на плохие оценки, как это влияет на их настоящее и будущее, и что может сделать родитель, а в каких случаях стоит обратиться к детскому психологу, особенно если мы говорим о методах когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Почему “двойка” вызывает истерику?
С точки зрения детской психологии бурное реагирование на плохую оценку – это не каприз. За этим могут стоять глубинные механизмы. Можно выделить 6 основных причин для этого:
Во-первых, перфекционизм и страх неудачи. Ребенок усвоил, что оценки – это мерило его успеха, и любая “плохая” оценка ставит под сомнение его собственную ценность. Он может бояться разочаровать родителей, учителей, да и самого себя.
Во-вторых, низкая самооценка. Если ребенок не чувствует себя достаточно умным или способным, любая оценка, подтверждающая этот страх, может вызвать панику. Он может воспринимать оценку как прямое доказательство своей “неполноценности”.
В-третьих, перенос ответственности. В некоторых случаях, истерика может быть неосознанным способом избежать ответственности за результат. Вместо того, чтобы анализировать свои ошибки, ребенок “блокирует” себя негативными эмоциями. И отвлекает родителей от своего наказания, добивается реакции "пожалейте меня".
В-четвертых, пережитый негативный опыт. Возможно, в прошлом ребенок сталкивался с сильным осуждением или наказанием за плохие оценки. Этот страх закрепился и теперь активируется при малейшей опасности.
В-пятых, эмоциональная незрелость. Маленькие дети еще не научились эффективно регулировать свои эмоции. Для них сильные переживания могут быть подавляющими, и истерика становится единственным способом “выпустить пар”.
В-пятых, поиск внимания. Парадоксально, но иногда истерики могут быть способом привлечь внимание родителей, особенно если ребенок чувствует себя обделенным им в обычной жизни.
Как эта “привычка” влияет на жизнь ребенка сейчас?
Истерики из-за оценок могут оказывать значительное влияние на жизнь ребенка. Прежде всего, это ведет к снижению мотивации к учебе: вместо того, чтобы стремиться к знаниям, ребенок начинает избегать ситуаций, которые могут привести к плохой оценке. В результате учеба становится источником стресса, а не развития.
Такое поведение также порождает проблемы с социализацией. Ребенок может начать избегать общения с одноклассниками, бояться участвовать в школьных мероприятиях, опасаясь, что его “разоблачат” как “недостаточно умного”. Кроме того, подавляется естественная любознательность: страх ошибки убивает желание экспериментировать, пробовать новое, задавать вопросы. Ребенок учится “правильно” отвечать, а не “правильно” думать.
Формируются нездоровые механизмы совладания: вместо того, чтобы учиться справляться с трудностями, ребенок привыкает к “взрывным” эмоциональным реакциям, которые не решают проблему, а только усугубляют ее. Наконец, это может привести к ухудшению отношений с родителями: постоянные истерики и конфликты из-за оценок могут вызвать напряжение в семье, привести к отчуждению между родителями и ребенком.
И что же будет потом? Про отражение на будущее
Мышление, сформированное в детстве, зачастую остается с нами надолго. Истерики из-за оценок могут заложить основу для целого ряда проблем в будущем. Прежде всего, возникает страх перед любыми испытаниями: не только в учебе, но и в профессиональной деятельности, в личных отношениях. Любая неудача может восприниматься как конец света.
Это также может привести к проблемам с карьерой, поскольку перфекционизм, подкрепленный страхом, способен парализовать. Ребенок, ставший взрослым, будет бояться браться за сложные проекты, избегать ответственности, что замедлит его профессиональный рост. В результате развивается низкая самооценка и неуверенность в себе: если ребенок с детства усвоил, что его ценность зависит от внешних оценок, во взрослой жизни ему будет сложно поверить в себя, даже при наличии реальных достижений.
Также может возникнуть эмоциональная нестабильность: отсутствие навыков саморегуляции в детстве может привести к проблемам с управлением гневом, тревогой, депрессией во взрослой жизни. Наконец, появляются сложности в построении здоровых отношений: страх быть “недостаточно хорошим” может мешать доверию, близости и открытости в личной жизни.
Первый и самый важный шаг родителя
Как же помочь ребенку? Ваш подход имеет решающее значение.
- Сохраняйте спокойствие. Это самое сложное, но самое важное. Ваша реакция на истерику ребенка задает тон. Если вы тоже начинаете паниковать, вы только усугубляете ситуацию. Сделайте глубокий вдох, дайте себе паузу.
- Не обесценивайте чувства ребенка. Вместо “Перестань ныть!” скажите: “Я вижу, ты очень расстроен/злишься из-за этой оценки. Я понимаю, это неприятно.” Признание его эмоций – это первый шаг к их проживанию.
- Разделите оценку и личность ребенка. Объясните, что оценка – это лишь отражение знаний по конкретному предмету в конкретный момент, а не приговор его уму или способностям. “Эта оценка не делает тебя глупым / глупой. Она показывает, что тебе нужно поработать над этой темой.”
- Фокусируйтесь на процессе, а не только на результате. Хвалите за старание, за усилия, за попытки разобраться. “Я вижу, как ты старался / старалась над этим заданием”, “Ты молодец, что не сдался / не сдалась, когда было сложно”.
- Создайте безопасное пространство для ошибок. Объясните, что ошибки – это естественная часть обучения. “Все ошибаются, это нормально. Главное – учиться на своих ошибках.”
- Предложите конструктивное решение. Вместо обвинений, спросите: “Как мы можем улучшить ситуацию? Что тебе поможет лучше понять эту тему? Может, мы вместе посмотрим учебник или поищем дополнительные материалы?”
- Будьте примером. Покажите, как вы сами справляетесь с неудачами или критикой. Расскажите о своих ошибках и о том, как вы из них извлекли урок.
Когда на помощь приходит детский психолог
Если вы чувствуете, что не справляетесь, или истерики становятся все более частыми и интенсивными, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Детский психолог, особенно работающий в рамках когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), может предложить эффективные инструменты.
КПТ – это, по сути, “тренинг” для мозга. Он помогает ребенку научиться распознавать свои мысли, то есть замечать, какие именно мысли возникают у него перед истерикой (например: “Я неудачник”, “Все будут смеяться надо мной”). Затем ребенка учат оспаривать нереалистичные мысли, задавая себе вопросы: “Действительно ли это так? Какие есть доказательства обратного? Что самое худшее может случиться, и как я с этим справлюсь?”.
Кроме того, КПТ направлен на развитие более здоровых копинг-стратегий. Вместо истерик, ребенок учится использовать техники релаксации, находить способы отвлечься и обращаться за поддержкой. КПТ также помогает формировать более реалистичные ожидания, поскольку ребенок понимает, что оценки – это не единственный показатель его ценности, и что успех в жизни зависит от множества факторов. Наконец, происходит постепенное снижение тревоги: через игровую терапию, ролевые игры, работая с “пугающими” ситуациями в безопасной обстановке, ребенок постепенно учится справляться со страхом.
Другие методы, которые может использовать психолог, включают семейную терапию, направленную на помощь родителям в выстраивании более эффективных стратегий взаимодействия с ребенком. Также проводится развитие эмоционального интеллекта, где ребенка обучают распознаванию, пониманию и управлению своими эмоциями. Для младших детей используется игровая терапия, посредством которой психолог помогает ребенку прожить и переработать свои переживания.
Заключение
Истерики ребенка из-за плохих оценок – это не его вина, а его сигнал о помощи. Ваше терпение, поддержка и, при необходимости, профессиональная помощь помогут ему вырасти уверенным в себе, устойчивым к стрессам и счастливым человеком, который ценит себя не за оценки, а за то, кем он является.
Всем физического и ментального здоровья!❤️ 🙏 Практикующий дипломированный детский и семейный психолог, КПТ терапевт, психолог по ОКР, РПП, низкой самооценке, депрессии и тревоге - Людмила Лобода. Запись на консультацию: www.ludmilaloboda.ru
Возможно, Вы искали: дети получили двойки, ребенок учится на двойки, ребенок получил двойку в школе, почему у ребенка двойки, что делать если ребенок получил двойку, мамина реакция на двойку ребенка, наказания детей за двойки, ребенок скатился на двойки, девочка дочь получила двойку, девочка получает двойки в школе, девочка двойка дневник, мальчик получил двойку, мальчику сыну поставили двойку в школе, плачу из-за двоек, получил два в школе,
💡О психологии - Людмила Лобода
Подписывайтесь также на мой канал Телеграм, где много дополнительной интересной статистики и информации.