Найти в Дзене

"Двойка" как катастрофа: как помочь ребенку справиться с истериками из-за оценок

Оглавление

Однажды Вы видите, что ваш ребенок, обычно такой жизнерадостный и активный, вдруг сникает. Глаза наполняются слезами, губы дрожат, а вот и первые крики. Виной всему – всего лишь одна “двойка” в электронном дневнике. Знакомо? Сегодня мы поговорим о том, почему дети так остро реагируют на плохие оценки, как это влияет на их настоящее и будущее, и что может сделать родитель, а в каких случаях стоит обратиться к детскому психологу, особенно если мы говорим о методах когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Я Людмила Лобода, дипломированный детский и семейный психолог-практик, психотерапевт КПТ, бизнес-психолог, к.э.н, МА. Работаю с РПП, ОКР, тревогой и депрессией, низкой самооценкой. Ссылка для записи на консультацию - внизу статьи.
Я Людмила Лобода, дипломированный детский и семейный психолог-практик, психотерапевт КПТ, бизнес-психолог, к.э.н, МА. Работаю с РПП, ОКР, тревогой и депрессией, низкой самооценкой. Ссылка для записи на консультацию - внизу статьи.

Почему “двойка” вызывает истерику?

С точки зрения детской психологии бурное реагирование на плохую оценку – это не каприз. За этим могут стоять глубинные механизмы. Можно выделить 6 основных причин для этого:

Во-первых, перфекционизм и страх неудачи. Ребенок усвоил, что оценки – это мерило его успеха, и любая “плохая” оценка ставит под сомнение его собственную ценность. Он может бояться разочаровать родителей, учителей, да и самого себя.

Во-вторых, низкая самооценка. Если ребенок не чувствует себя достаточно умным или способным, любая оценка, подтверждающая этот страх, может вызвать панику. Он может воспринимать оценку как прямое доказательство своей “неполноценности”.

В-третьих, перенос ответственности. В некоторых случаях, истерика может быть неосознанным способом избежать ответственности за результат. Вместо того, чтобы анализировать свои ошибки, ребенок “блокирует” себя негативными эмоциями. И отвлекает родителей от своего наказания, добивается реакции "пожалейте меня".

В-четвертых, пережитый негативный опыт. Возможно, в прошлом ребенок сталкивался с сильным осуждением или наказанием за плохие оценки. Этот страх закрепился и теперь активируется при малейшей опасности.

В-пятых, эмоциональная незрелость. Маленькие дети еще не научились эффективно регулировать свои эмоции. Для них сильные переживания могут быть подавляющими, и истерика становится единственным способом “выпустить пар”.

В-пятых, поиск внимания. Парадоксально, но иногда истерики могут быть способом привлечь внимание родителей, особенно если ребенок чувствует себя обделенным им в обычной жизни.

Картина Федора Павловича Решетникова "Опять двойка"
Картина Федора Павловича Решетникова "Опять двойка"

Как эта “привычка” влияет на жизнь ребенка сейчас?

Истерики из-за оценок могут оказывать значительное влияние на жизнь ребенка. Прежде всего, это ведет к снижению мотивации к учебе: вместо того, чтобы стремиться к знаниям, ребенок начинает избегать ситуаций, которые могут привести к плохой оценке. В результате учеба становится источником стресса, а не развития.

Такое поведение также порождает проблемы с социализацией. Ребенок может начать избегать общения с одноклассниками, бояться участвовать в школьных мероприятиях, опасаясь, что его “разоблачат” как “недостаточно умного”. Кроме того, подавляется естественная любознательность: страх ошибки убивает желание экспериментировать, пробовать новое, задавать вопросы. Ребенок учится “правильно” отвечать, а не “правильно” думать.

Формируются нездоровые механизмы совладания: вместо того, чтобы учиться справляться с трудностями, ребенок привыкает к “взрывным” эмоциональным реакциям, которые не решают проблему, а только усугубляют ее. Наконец, это может привести к ухудшению отношений с родителями: постоянные истерики и конфликты из-за оценок могут вызвать напряжение в семье, привести к отчуждению между родителями и ребенком.

Freepic.
Freepic.

И что же будет потом? Про отражение на будущее

Мышление, сформированное в детстве, зачастую остается с нами надолго. Истерики из-за оценок могут заложить основу для целого ряда проблем в будущем. Прежде всего, возникает страх перед любыми испытаниями: не только в учебе, но и в профессиональной деятельности, в личных отношениях. Любая неудача может восприниматься как конец света.

Это также может привести к проблемам с карьерой, поскольку перфекционизм, подкрепленный страхом, способен парализовать. Ребенок, ставший взрослым, будет бояться браться за сложные проекты, избегать ответственности, что замедлит его профессиональный рост. В результате развивается низкая самооценка и неуверенность в себе: если ребенок с детства усвоил, что его ценность зависит от внешних оценок, во взрослой жизни ему будет сложно поверить в себя, даже при наличии реальных достижений.

Также может возникнуть эмоциональная нестабильность: отсутствие навыков саморегуляции в детстве может привести к проблемам с управлением гневом, тревогой, депрессией во взрослой жизни. Наконец, появляются сложности в построении здоровых отношений: страх быть “недостаточно хорошим” может мешать доверию, близости и открытости в личной жизни.

Freepic.
Freepic.

Первый и самый важный шаг родителя

Как же помочь ребенку? Ваш подход имеет решающее значение.

  1. Сохраняйте спокойствие. Это самое сложное, но самое важное. Ваша реакция на истерику ребенка задает тон. Если вы тоже начинаете паниковать, вы только усугубляете ситуацию. Сделайте глубокий вдох, дайте себе паузу.
  2. Не обесценивайте чувства ребенка. Вместо “Перестань ныть!” скажите: “Я вижу, ты очень расстроен/злишься из-за этой оценки. Я понимаю, это неприятно.” Признание его эмоций – это первый шаг к их проживанию.
  3. Разделите оценку и личность ребенка. Объясните, что оценка – это лишь отражение знаний по конкретному предмету в конкретный момент, а не приговор его уму или способностям. “Эта оценка не делает тебя глупым / глупой. Она показывает, что тебе нужно поработать над этой темой.”
  4. Фокусируйтесь на процессе, а не только на результате. Хвалите за старание, за усилия, за попытки разобраться. “Я вижу, как ты старался / старалась над этим заданием”, “Ты молодец, что не сдался / не сдалась, когда было сложно”.
  5. Создайте безопасное пространство для ошибок. Объясните, что ошибки – это естественная часть обучения. “Все ошибаются, это нормально. Главное – учиться на своих ошибках.”
  6. Предложите конструктивное решение. Вместо обвинений, спросите: “Как мы можем улучшить ситуацию? Что тебе поможет лучше понять эту тему? Может, мы вместе посмотрим учебник или поищем дополнительные материалы?”
  7. Будьте примером. Покажите, как вы сами справляетесь с неудачами или критикой. Расскажите о своих ошибках и о том, как вы из них извлекли урок.

Когда на помощь приходит детский психолог

Если вы чувствуете, что не справляетесь, или истерики становятся все более частыми и интенсивными, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Детский психолог, особенно работающий в рамках когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), может предложить эффективные инструменты.

КПТ – это, по сути, “тренинг” для мозга. Он помогает ребенку научиться распознавать свои мысли, то есть замечать, какие именно мысли возникают у него перед истерикой (например: “Я неудачник”, “Все будут смеяться надо мной”). Затем ребенка учат оспаривать нереалистичные мысли, задавая себе вопросы: “Действительно ли это так? Какие есть доказательства обратного? Что самое худшее может случиться, и как я с этим справлюсь?”.

Кроме того, КПТ направлен на развитие более здоровых копинг-стратегий. Вместо истерик, ребенок учится использовать техники релаксации, находить способы отвлечься и обращаться за поддержкой. КПТ также помогает формировать более реалистичные ожидания, поскольку ребенок понимает, что оценки – это не единственный показатель его ценности, и что успех в жизни зависит от множества факторов. Наконец, происходит постепенное снижение тревоги: через игровую терапию, ролевые игры, работая с “пугающими” ситуациями в безопасной обстановке, ребенок постепенно учится справляться со страхом.

Другие методы, которые может использовать психолог, включают семейную терапию, направленную на помощь родителям в выстраивании более эффективных стратегий взаимодействия с ребенком. Также проводится развитие эмоционального интеллекта, где ребенка обучают распознаванию, пониманию и управлению своими эмоциями. Для младших детей используется игровая терапия, посредством которой психолог помогает ребенку прожить и переработать свои переживания.

Freepic.
Freepic.

Заключение

Истерики ребенка из-за плохих оценок – это не его вина, а его сигнал о помощи. Ваше терпение, поддержка и, при необходимости, профессиональная помощь помогут ему вырасти уверенным в себе, устойчивым к стрессам и счастливым человеком, который ценит себя не за оценки, а за то, кем он является.

Всем физического и ментального здоровья!❤️ 🙏 Практикующий дипломированный детский и семейный психолог, КПТ терапевт, психолог по ОКР, РПП, низкой самооценке, депрессии и тревоге - Людмила Лобода. Запись на консультацию: www.ludmilaloboda.ru

Возможно, Вы искали: дети получили двойки, ребенок учится на двойки, ребенок получил двойку в школе, почему у ребенка двойки, что делать если ребенок получил двойку, мамина реакция на двойку ребенка, наказания детей за двойки, ребенок скатился на двойки, девочка дочь получила двойку, девочка получает двойки в школе, девочка двойка дневник, мальчик получил двойку, мальчику сыну поставили двойку в школе, плачу из-за двоек, получил два в школе,

-6

💡О психологии - Людмила Лобода

Подписывайтесь также на мой канал Телеграм, где много дополнительной интересной статистики и информации.