Всегда хочется побыстрее проскочить тот период, когда ребенок никак не может научиться читать или никак не рассчитается, хотя знает все буквы. Мой первый ребенок научился читать свободно уже в 3.5 года, но он относится к одаренным детям, в 2 года он складывал слоги, в 2.5 года прочитал слов АПТЕКА. Когда я говорю это, никто не верит, но когда показываю видео, то все в шоке. Второго ребенка учила читать с 3 лет, но даже когда она пошла в школу в 6.5 лет, она читала медленно, и во втором полугодии норма ее чтения составляла как в начале года.
Меня зовут Людмила Лобода. Я детский и семейный психолог. Веду прием в Москве и онлайн по всему миру. Для консультации оставляйте заявку в комментариях или пишите на почту info@ludmilaloboda.ru
Я точно знала, что у второго ребенка нет ни дислексии, ни каких других отклонений. Нам помогла книга «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» (можно найти в любом маркет-плейсе).
Занятия рассчитаны на 18 дней. Было нелегко. Т.к. ребенок еще и делал уроки, а эти 20-25 минут дополнительно каждый день давались со скрипом. Но по истечении указанного срока в феврале мы вышли на норму чтения. К маю мы еще раз прошли занятия по книге, в итоге к лету ребенок читал как во втором полугодии 2 класса. Так что, если захотеть, то можно научить читать быстро.
Но что делать, если ребенок не читает или читает плохо, потому что есть отклонения на уровне когнитивных способностей? Возможно, у ребенка не созрели области мозга, которые отвечают за чтение и правильное письмо. С этим ребенку нужно помочь.
Почему ребенок плохо читает
Итак, почему ребенок плохо читает:
1. Недостаточное количество занятий в форме игры на закрепление навыков чтения
2. Проговаривание букв, а не звуков, т.е. ребенок не может правильно строить слоги. Например, БАБА, мы проговариваем неправильно, если будем говорить это БЭ-А-БЭ-А. Надо: краткими звуками Б-А-Б-А
3. Недостаточное количество практических занятий чтением (нужно минимум 2 занятия по 5 минут в день или 1 занятие 10 минут в день. В совокупности не менее 20 минут в день)
4. Неразвитость лобных долей и пространственного блока мозга ребенка (блок отвечает за прием, хранение и переработку информации). С этим можно помочь. Нужно провести нейро-диагностику и подобрать компенсирующие нейро-занятия.
5. Слабый запас слов и плохая разговорная речь, плохая память. Это тоже относится к слабости мозговых отделов мозга.
6. Ребенок путает слоги или читает их наоборот? Это дислексия. Необходимы занятия с логопедом и нейропсихологом. По всему миру таких детей 5-10% от всех обучаемых.
Ребенок плохо читает в 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет
Если ребенок плохо читает в 3-4 года, это нормально. Вообще, оптимальный возраст для обучения чтению 5-7 лет. Обучение таких детей происходит плавно и последовательно, поскольку большая часть мозга уже созрела для освоения этих навыков. Применяйте в занятиях не только словари и кубики. Но и специальные карточки «Читаем по слогам», придумывайте игры с буквами и слогами.
Например, с первым ребёнком я разрезала 3-4 буквенные слова на буквы, раскладывала их на полу. Мы катали мяч в сторону той буквы, которая должна идти следующей. Пример: тут написано ВОЛК, первая буква какая? В! Катим мячик. Так мы на букве В, какая буква следующая? Давай послушаем. В---оооооооо-лк. Так? Правильно О! катим на о! Послушай какая следующая. Во----лллллллл-к! Вот, правильно!. А теперь вол-ккккккккккккккк! Молодец! А теперь сложим все буквы сместе и прочитаем. В-О-Л-К! Волк! Если букву уберем. Например К! Что получилось. Вол!!!! Совсем другое животное! Вот мы с тобой волшебники!
Придумать игры легко, надо только включить фантазию. Так, что если ребенок плохо читает, то как научить, Вы знаете!
Если же ребенок плохо читает в 1 классе, 2 классе, а то и в 3-4 классе, то это повод обратиться к специалисту. Потому что скорее всего присутствуют проблемы на нейро-уровне. Рекомендую пройти диагностику у нейропсихолога и исключить те, факторы, которые могут быть в случае Вашего ребенка. Или начать своевременное лечение и помочь ребенку быстрее освоить чтение.
Кстати, если ребенок стал хуже читать, а до этого Вы отмечали, что прогресс был выше, то либо нужно усилить количество занятий чтения, либо наоборот дать отдых, если ребенок слишком перегружен. В первом случае ему может не хватать практики. Во втором – нервная система истощена и просит помощи. Определить, что точно нужно в Вашем случае, можно также на нейро-диагностике.
Если ребенку 10 лет, 11 лет, а он читает все также плохо. То непременно нужно показать его специалисту. В данном случае нужно бить тревогу, звонить во все колокола!!! Не затягивайте лечение! Это отражается на всем процессе обучения ребенка в школе.
Напоминаю, веду прием в Москве и онлайн по всему миру. Для консультации оставляйте заявку в комментариях или пишите на почту info@ludmilaloboda.ru
Здоровья Вашим детям и всей Вашей семье!