Найти в Дзене

Буллинг младшеклассников в школе

Ваш ребенок пошел в школу. Все было прекрасно: сын/дочь бежали на уроки с удовольствием, ждали нового учебного дня. И вдруг неожиданно-негаданно ребенок заявляет, что ему/ей не хочется в школу, появилась агрессия или наоборот «вселенская печаль» со слезами, а иногда и с истериками. Возможно дело в буллинге против Вашего ребенка. Разберемся, как выяснить наличие буллинга в школе и что предпринять. Я Людмила Лобода, практикующий дипломированный психолог, помогаю детям и взрослым жить в гармоничных отношениях с собой и миром. Работаю как нейропсихолог, КПТ-психолог, веду работу с преодолением тревожности, ОКР, с повышением самооценки, преодолением последствий психотравм. Буллинг (травля) ребенка в школе – одна из самых страшных действительностей для психики ребенка. И это явление не ново. Его изучение началось в 1970-1980 гг . И с тех пор исследователи-психологи бьют во все колокола. Буллинг имеет очень серьезные последствия для тех, кто ему подвергся. Эта тяжелая психологическая тра
Оглавление

Ваш ребенок пошел в школу. Все было прекрасно: сын/дочь бежали на уроки с удовольствием, ждали нового учебного дня. И вдруг неожиданно-негаданно ребенок заявляет, что ему/ей не хочется в школу, появилась агрессия или наоборот «вселенская печаль» со слезами, а иногда и с истериками.

Возможно дело в буллинге против Вашего ребенка. Разберемся, как выяснить наличие буллинга в школе и что предпринять.

Я Людмила Лобода, практикующий дипломированный психолог, помогаю детям и взрослым жить в гармоничных отношениях с собой и миром. Работаю как нейропсихолог, КПТ-психолог, веду работу с преодолением тревожности, ОКР, с повышением самооценки, преодолением последствий психотравм.

Ребенок очень сильно переживает травлю в школе. Если ему не помочь, то это может привести к печальным последствиям, повлиять на его взрослую жизнь.
Ребенок очень сильно переживает травлю в школе. Если ему не помочь, то это может привести к печальным последствиям, повлиять на его взрослую жизнь.

Про буллинг в школе. Последствия буллинга в школе

Буллинг (травля) ребенка в школе – одна из самых страшных действительностей для психики ребенка. И это явление не ново. Его изучение началось в 1970-1980 гг . И с тех пор исследователи-психологи бьют во все колокола.

Буллинг имеет очень серьезные последствия для тех, кто ему подвергся. Эта тяжелая психологическая травма может привести к развитию психосоматических заболеваний (головные боли, мышечные, грудные боли и пр.), нарушению сна и аппетита, снижению продуктивности, низкой самооценке, развитию тревожности, депрессии, фобий, панических атак, социопатии.

Буллинг в начальной школе и особенно в первом классе закладывает также и отвращение к обучению, как связанному процессу с социализацией в школьном обществе. В итоге ребенок страдает и проигрывает по всем фронтам.

В процессе буллинга ребенок может на постоянной основе испытывать агрессивные издевательства как со стороны одноклассников, со стороны учеников других классов (младших и более старших), так и от педагога.

Проявление травли в школе может быть как словесное (обзывание, придумывание кличек, привязывание фактов, которые не соответствуют действительности - обман), так и физическое (толчки, пинки, подножки, драки, порча вещей/имущества, систематическое воровство, насильственные раздевания). Может быть травля психологическая, например, объявление бойкота через игнорирование, непринятие в группы по интересам, в какие-либо игры, игра-«молчанка» в отношении затравливаемого ребенка.

Ребенок может думать, что это затянувшаяся ссора, не распознать, что это буллинг, потому что не имеет большего жизненного опыта.
Ребенок может думать, что это затянувшаяся ссора, не распознать, что это буллинг, потому что не имеет большего жизненного опыта.

Причины буллинга в младшей школе

По статистике буллинг в школе организован в основном одноклассниками. Именно они больше всего знакомы с тем ребенком, над которым они решили издеваться.

Причины травли, как правило, кроются в нахождении уязвимых мест у ребенка, зависти к чему-либо, антипатии по какой-либо причине у одного из «заводил» организованной травли. Нередко причиной травли может стать ссора между детьми. Более сильный мобилизует остальных ребят и давит таким образом на своего обидчика.

Есть особый вид младшеклассников, которые также подвергают издевательствам своих одноклассников. Это дети из неблагополучных семей. Они часто агрессивны и им самим требуется помощь. Про это в моей другой статье – Агрессивные дети* (ссылку размещу ниже). Такие дети испытывают сильную душевную боль и чтобы как-то сбросить тяжелый психологический груз, они выбирают жертву и свою боль выплескивают через наказание другого, поскольку в своей семье не имеют возможность проявлять агрессию на родителей, опекунов и пр.

Бывают случаи травли возникают после того, как ребенок много хвалится, показывает, что он "круче", чем ребята в классе. Иногда он лучше всех одевается (не так как все), рассказывает куда он ходит / ездит, как часто, что ему покупают родители, что дарят другие. Такой вид «выпендрежа» вызывает зависть со стороны других ребят. И для наведения «порядка» включается буллинг такого «выскочки».

Отдельно фактором развития буллинга можно выделить отношение педагога к ребенку. Публичные порицания и оскорбления ребенка в присутствии других учеников, жесткая конкуренция за право быть лучшим или любимчиком у учителя также не способствуют здоровой обстановке.

!!! Всегда надо помнить, что давление со стороны обидчиков чувствуют не только сами жертвы. Есть еще одна группа – наблюдатели, свидетели. Они не присоединяются ни к одной из сторон (жертва и обидчик), но при этом тихо страдают, наблюдая за развитием событий. Они испытывают также огромную тревогу и страх, что тоже могут превратиться в жертву.

Обидчиками могут стать как сильные и популярные ученики, так и объединение ранее слабых и обиженных, которые накопят силы и станут гнобить уже хороших ребят.

Травля может быть из-за разницы культурных ценностей и семейного воспитания. Загнобить могут даже за то, что один учится на "отлично", а другие кое-как. Включается зависть.
Травля может быть из-за разницы культурных ценностей и семейного воспитания. Загнобить могут даже за то, что один учится на "отлично", а другие кое-как. Включается зависть.

Если возник буллинг в школе. Что делать?

Так как же справиться с буллингом в младшей школе? Как помочь ребенку?

Всегда первыми бьют тревогу близкие ребенка. В первую очередь матери. Они лучше всего знают своего ребенка и могут видеть изменения в поведении и здоровье ребенка. Обращайте внимание не только на явные факты, описанные в начале этой статьи, но и на то, что ребенок на тему школы ничего не стал говорить, избегать разговоров: жертвы часто боятся, замалчивают проблему.

Большую роль в контроле за ситуацией лежит на учителе. Она видит ребят на уроках и переменах, видит ситуацию изнутри.

Малыши-младшеклассники могут даже не понять , что против них ведется буллинг. Могут думать, что это просто затянувшаяся ссора.

Для того, чтобы справиться с буллингом в школе нужно провести разбор ситуации:

Во-первых, понять поведение ребенка и его агрессоров (причины, частота издевательств, способы травли) через беседу с самим ребенком, а также с ребятами, с которыми он дружит или дружил ранее.

Во-вторых, поговорить с учителем. Он должен выявить, что происходит. Провести психологическую беседу о том, что такое буллинг и чем он плох. Если возможно, то назначить в классе ответственными 2-3 человека за порядок (это должны быть сильные ученики с высоким социальным статусом в классе, которые могут реально ставить на место обидчиков, тем более они являются «дежурными» по этой ситуации. Такими «дежурными» могут быть назначены и потенциальные агрессоры. Учитель за соблюдением правил строго следит. Если ситуация с «дежурными» не помогает, подключается школьный психолог на постоянной основе). С агрессорами ведется отдельная работа психолога.

В-третьих, учитель подключает родителей класса к налаживанию ситуации. Родителям рекомендуется проводить беседы со своими детьми на тему запрета травли и развития уважительного отношения ко всем людям.

В-четвертых, ребенок-жертва должен пройти несколько занятий с психологом, чтобы проработать ситуацию, снять тревогу и стресс. Родители также подключаются к работе, им даются рекомендации, какие беседы нужно проводить с ребенком, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась.

В-пятых, поскольку случай буллинга был зафиксирован, необходима дальнейшая профилактическая работа с классом. Раз в 2-3 месяца тема должна подниматься и проговариваться, чтобы ребята не забывали, как важно поощрять дружеские отношения, поддерживать более слабых, уважать друг друга.

Истории буллинга в школе различны, поэтому отдельно рассмотрим случай, если гнобит ребенка учитель. В этом случае обязательна жалоба руководству школы и рекомендован перевод ребенка в другой класс.

Надеюсь, что Вы справитесь с той ситуацией, которая возникла. Если Вам требуется психологическая консультация для ребенка или для родителя, то Вы можете оставить заявку на сайте www.ludmilaloboda.ru Здоровья Вам и Вашим детям! С уважением, Людмила Лобода

Для того, чтобы справиться с ситуацией, а также с целью психологической профилактики рекомендую к прочтению детям книги:

Рекомендовано к чтению с детьми
Рекомендовано к чтению с детьми

Канал дипломированного практикующего психолога:
Канал дипломированного практикующего психолога:

О психологии - Людмила Лобода

Лучшие статьи автора
Лучшие статьи автора

*Агрессия у детей и подростков (статья, к которой идет отсылка в вышеприведенной статье)