Ваш ребенок пошел в школу. Все было прекрасно: сын/дочь бежали на уроки с удовольствием, ждали нового учебного дня. И вдруг неожиданно-негаданно ребенок заявляет, что ему/ей не хочется в школу, появилась агрессия или наоборот «вселенская печаль» со слезами, а иногда и с истериками.
Возможно дело в буллинге против Вашего ребенка. Разберемся, как выяснить наличие буллинга в школе и что предпринять.
Я Людмила Лобода, практикующий дипломированный психолог, помогаю детям и взрослым жить в гармоничных отношениях с собой и миром. Работаю как нейропсихолог, КПТ-психолог, веду работу с преодолением тревожности, ОКР, с повышением самооценки, преодолением последствий психотравм.
Про буллинг в школе. Последствия буллинга в школе
Буллинг (травля) ребенка в школе – одна из самых страшных действительностей для психики ребенка. И это явление не ново. Его изучение началось в 1970-1980 гг . И с тех пор исследователи-психологи бьют во все колокола.
Буллинг имеет очень серьезные последствия для тех, кто ему подвергся. Эта тяжелая психологическая травма может привести к развитию психосоматических заболеваний (головные боли, мышечные, грудные боли и пр.), нарушению сна и аппетита, снижению продуктивности, низкой самооценке, развитию тревожности, депрессии, фобий, панических атак, социопатии.
Буллинг в начальной школе и особенно в первом классе закладывает также и отвращение к обучению, как связанному процессу с социализацией в школьном обществе. В итоге ребенок страдает и проигрывает по всем фронтам.
В процессе буллинга ребенок может на постоянной основе испытывать агрессивные издевательства как со стороны одноклассников, со стороны учеников других классов (младших и более старших), так и от педагога.
Проявление травли в школе может быть как словесное (обзывание, придумывание кличек, привязывание фактов, которые не соответствуют действительности - обман), так и физическое (толчки, пинки, подножки, драки, порча вещей/имущества, систематическое воровство, насильственные раздевания). Может быть травля психологическая, например, объявление бойкота через игнорирование, непринятие в группы по интересам, в какие-либо игры, игра-«молчанка» в отношении затравливаемого ребенка.
Причины буллинга в младшей школе
По статистике буллинг в школе организован в основном одноклассниками. Именно они больше всего знакомы с тем ребенком, над которым они решили издеваться.
Причины травли, как правило, кроются в нахождении уязвимых мест у ребенка, зависти к чему-либо, антипатии по какой-либо причине у одного из «заводил» организованной травли. Нередко причиной травли может стать ссора между детьми. Более сильный мобилизует остальных ребят и давит таким образом на своего обидчика.
Есть особый вид младшеклассников, которые также подвергают издевательствам своих одноклассников. Это дети из неблагополучных семей. Они часто агрессивны и им самим требуется помощь. Про это в моей другой статье – Агрессивные дети* (ссылку размещу ниже). Такие дети испытывают сильную душевную боль и чтобы как-то сбросить тяжелый психологический груз, они выбирают жертву и свою боль выплескивают через наказание другого, поскольку в своей семье не имеют возможность проявлять агрессию на родителей, опекунов и пр.
Бывают случаи травли возникают после того, как ребенок много хвалится, показывает, что он "круче", чем ребята в классе. Иногда он лучше всех одевается (не так как все), рассказывает куда он ходит / ездит, как часто, что ему покупают родители, что дарят другие. Такой вид «выпендрежа» вызывает зависть со стороны других ребят. И для наведения «порядка» включается буллинг такого «выскочки».
Отдельно фактором развития буллинга можно выделить отношение педагога к ребенку. Публичные порицания и оскорбления ребенка в присутствии других учеников, жесткая конкуренция за право быть лучшим или любимчиком у учителя также не способствуют здоровой обстановке.
!!! Всегда надо помнить, что давление со стороны обидчиков чувствуют не только сами жертвы. Есть еще одна группа – наблюдатели, свидетели. Они не присоединяются ни к одной из сторон (жертва и обидчик), но при этом тихо страдают, наблюдая за развитием событий. Они испытывают также огромную тревогу и страх, что тоже могут превратиться в жертву.
Обидчиками могут стать как сильные и популярные ученики, так и объединение ранее слабых и обиженных, которые накопят силы и станут гнобить уже хороших ребят.
Если возник буллинг в школе. Что делать?
Так как же справиться с буллингом в младшей школе? Как помочь ребенку?
Всегда первыми бьют тревогу близкие ребенка. В первую очередь матери. Они лучше всего знают своего ребенка и могут видеть изменения в поведении и здоровье ребенка. Обращайте внимание не только на явные факты, описанные в начале этой статьи, но и на то, что ребенок на тему школы ничего не стал говорить, избегать разговоров: жертвы часто боятся, замалчивают проблему.
Большую роль в контроле за ситуацией лежит на учителе. Она видит ребят на уроках и переменах, видит ситуацию изнутри.
Малыши-младшеклассники могут даже не понять , что против них ведется буллинг. Могут думать, что это просто затянувшаяся ссора.
Для того, чтобы справиться с буллингом в школе нужно провести разбор ситуации:
Во-первых, понять поведение ребенка и его агрессоров (причины, частота издевательств, способы травли) через беседу с самим ребенком, а также с ребятами, с которыми он дружит или дружил ранее.
Во-вторых, поговорить с учителем. Он должен выявить, что происходит. Провести психологическую беседу о том, что такое буллинг и чем он плох. Если возможно, то назначить в классе ответственными 2-3 человека за порядок (это должны быть сильные ученики с высоким социальным статусом в классе, которые могут реально ставить на место обидчиков, тем более они являются «дежурными» по этой ситуации. Такими «дежурными» могут быть назначены и потенциальные агрессоры. Учитель за соблюдением правил строго следит. Если ситуация с «дежурными» не помогает, подключается школьный психолог на постоянной основе). С агрессорами ведется отдельная работа психолога.
В-третьих, учитель подключает родителей класса к налаживанию ситуации. Родителям рекомендуется проводить беседы со своими детьми на тему запрета травли и развития уважительного отношения ко всем людям.
В-четвертых, ребенок-жертва должен пройти несколько занятий с психологом, чтобы проработать ситуацию, снять тревогу и стресс. Родители также подключаются к работе, им даются рекомендации, какие беседы нужно проводить с ребенком, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась.
В-пятых, поскольку случай буллинга был зафиксирован, необходима дальнейшая профилактическая работа с классом. Раз в 2-3 месяца тема должна подниматься и проговариваться, чтобы ребята не забывали, как важно поощрять дружеские отношения, поддерживать более слабых, уважать друг друга.
Истории буллинга в школе различны, поэтому отдельно рассмотрим случай, если гнобит ребенка учитель. В этом случае обязательна жалоба руководству школы и рекомендован перевод ребенка в другой класс.
Надеюсь, что Вы справитесь с той ситуацией, которая возникла. Если Вам требуется психологическая консультация для ребенка или для родителя, то Вы можете оставить заявку на сайте www.ludmilaloboda.ru Здоровья Вам и Вашим детям! С уважением, Людмила Лобода
Для того, чтобы справиться с ситуацией, а также с целью психологической профилактики рекомендую к прочтению детям книги:
О психологии - Людмила Лобода
*Агрессия у детей и подростков (статья, к которой идет отсылка в вышеприведенной статье)