Найти в Дзене

Систо Бадалоччио Роза — забытый мастер болонской школы барокко

Пан протягивает Диане шерстяную ткань
Пан протягивает Диане шерстяную ткань

Систо Бадалоччио Роза (28 июня 1585 — ок. 1619–1647) — итальянский художник и гравёр болонской школы, чья роль в распространении раннего барокко на севере Италии до сих пор недооценена. В этой статье я, как искусствовед, кратко и ёмко расскажу о жизни, ключевых работах и художественном наследии Бадалоччио.

Богородица с младенцем между святыми Бенедиктом и Квентином
Богородица с младенцем между святыми Бенедиктом и Квентином
"Святая Магдалина в пустыне, которую посещают ангелы"
"Святая Магдалина в пустыне, которую посещают ангелы"

Биография — краткая хроника

Родился в Парме (1585).

Учился у Агостино Карраччи в Болонье, затем продолжил обучение у Аннибале Карраччи в Риме.

Работал с Аннибале до 1609 года; затем вернулся в Парму и стал активен в Северной Италии.

Сотрудничал с Джованни Ланфранко, особенно в гравюрах и фресках.

Дата смерти неясна (ориентировочно между 1619 и 1647 гг.).

Танкред и Клоринда
Танкред и Клоринда
Воскресение Христово
Воскресение Христово

Художественные приёмы и стиль

Наследие болонской школы: строгая композиция, внимание к анатомии и перспективе, но с растущим драматизмом и экспрессией — черты перехода от маньеризма к барокко.

В гравюре — точность линий, тщательное воспроизведение архитектурных деталей и фресковых мотивов.

В фресках — освоение иллюзорной перспективы купольных пространств, динамика фигур и светотеневая моделировка, позаимствованная у Корреджо и братьев Карраччи.

Святое Семейство
Святое Семейство
 «Святой Иоанн Богослов», сер. XVII (1610–1630), Городской музей Модены
«Святой Иоанн Богослов», сер. XVII (1610–1630), Городской музей Модены

«Библия Рафаэля» — вклад в гравюру

Серия гравюр, выполненная Бадалоччио совместно с Ланфранко, стала важным каналом распространения образов Рафаэля и его мастерской. Эти листы служили учебными моделями для художников и путеводителями для коллекционеров: они фиксировали композиции лоджии в читабельной, репродуктивной форме, доступной за пределами Рима.

Диана и Ее Нимфы Ловят Птиц
Диана и Ее Нимфы Ловят Птиц

Фрески в Сан-Джованни-Эванджелиста — синтез влияний

Фрески в Реджо-Эмилия — лучший образец зрелого мастерства Бадалоччио. Купол с изображением Второго пришествия (Парусия) демонстрирует его умение строить иллюзорное пространство и использовать свет как драматический инструмент. Четыре добродетели на парусах — прямое заимствование сюжетной и пластической традиции Корреджо, но исполненное в языке раннего барокко.

Чтение Магдалины
Чтение Магдалины
Систо Бадалоччио (1585 — после 1621) (возможно) — «Святое семейство со святой Екатериной»
Систо Бадалоччио (1585 — после 1621) (возможно) — «Святое семейство со святой Екатериной»

Сотрудничество и положение среди коллег

Длительное партнёрство с Ланфранко: совместные росписи и гравюры, частое использование эскизов Аннибале Карраччи.

Несмотря на талант и плотную работу с ведущими мастерами, Бадалоччио не получил того же признания, что Ланфранко. Это объясняется сочетанием факторов: менее масштабные заказы, отчасти региональная локализация деятельности и исторические предпочтения исследователей к более знаменитым именам болонской школы.

"Марс и Венера"
"Марс и Венера"

Значение и наследие

Важная фигура в передаче римских новаций на север Италии.

Гравюры и фрески Бадалоччио служили связующим звеном между мастерской Аннибале и местными художниками Пармы и Реджо-Эмилии.

Сегодня его работы ценны не только как художественные произведения, но и как исторические документы передачи стилей и техник.

"Сюзанна и старейшины"
"Сюзанна и старейшины"
«Христос с самарянкой у колодца»
«Христос с самарянкой у колодца»

Заключение

Систо Бадалоччио — пример художника, чьё влияние превосходит масштаб личной славы. Его гравюры и фрески демонстрируют переход от классики к эмоциональному барокко и служат ключом к пониманию распространения художественных идей в Италии начала XVII века.