Найти в Дзене
Горком36 | Воронеж

Как рождался сборник рассказов о тех, кто помогает другим

Оглавление

Когда мы думаем о социальной сфере, часто представляем масштабные акции и громкие благотворительные мероприятия. Но что стоит за этой работой? Кто те люди, которые ежедневно, без пафоса и громких слов изменяют жизнь других?

Литературный сборник «Действующие лица: благотворительность в современной российской литературе» (2025) − попытка показать настоящую изнанку работы в некоммерческом секторе. Четырнадцать авторов из разных городов России написали рассказы, основанные на реальном опыте работы в НКО. Это не репортажи и не публицистика, а художественные рассказы о любви, материнстве, о выгорании, отношениях с родителями и поиске себя. Здесь нет глянца и героизации, но есть живые люди − бухгалтеры, юристы, менеджеры, экологи, которые просто делают свою работу в фондах, помогающих онкобольным детям, бездомным или, к примеру, занимаются восстановлением лесов.

Одна из участниц проекта, поэт и писатель Елена Дудукина, на презентации сборника в Воронеже рассказала о том, как создавалась эта «коллективная фотография» российского третьего сектора: о творческой резиденции в Переделкине, спорах об этичности слов, поиске нового языка и о том, почему важно говорить о благотворительности.

Питчинг в Переделкине

Идея сборника «Действующие лица» родилась в Агентстве социальной информации (АСИ) − известной некоммерческой организации, которая уже больше 20 лет работает в России. Как рассказывает Елена Дудукина, автор одного из рассказов, вошедших в сборник, команда АСИ захотела раскрыть мир НКО для широкой аудитории, показать, что за формальными отчетами и громкими акциями стоят обычные люди с их историями, сомнениями и профессиональными буднями.

Был объявлен открытый конкурс, на который поступило более 60 заявок. В итоге выбрали 14 авторов − все женщины, что получилось случайно.

В феврале 2024 года участниц пригласили в творческую резиденцию в Переделкино. Несмотря на мороз и снег, атмосфера была теплой и продуктивной. Авторы гуляли по историческим местам, посещали музеи Пастернака и Чуковского, а главное − много работали в знаменитом Доме творчества. С утра до вечера проходили лекции и мастер-классы: например, о том, как избавить текст от штампов и клише, как писать этично на щекотливые темы.

В завершение резиденции авторы защищали идеи своих рассказов на питчинге − это практика, более привычная для айтишников, чем для писателей, но очень полезная для навыка внятного высказывания, в том числе художественного. Нужно было презентовать героя, сюжет и основную тему. Затем начался этап написания и редактуры, который занял около полугода.

От Воронежа до Якутска

География проекта оказалась широкой: авторы из Москвы, Петербурга, Воронежа, Астрахани, Ноябрьска, Железноводска, Иркутска и Перми. Темы рассказов тоже очень разные: работа с бездомными людьми, помощь онкобольным детям, людям с муковисцидозом и расстройством пищевого поведения, сопровождаемое проживание, инклюзия пожилых, материнство в сложных обстоятельствах, защита природы и другие. Рассказ Елены Дудукиной «Оладьи для дУхов Саха» основан на реальной истории коллег, которые ездили в Якутск сажать деревья и столкнулись с неожиданными трудностями магического толка. Елена – автор четырех поэтических книг, большую часть жизни она писала стихи. Единственный серьезный прозаический опыт до этого проекта относился к 20-летнему возрасту − рассказ, опубликованный в литературном журнале Красноярска «День и ночь». Поэтому написание рассказа для сборника стало творческим экспериментом.

Этика и язык

Одной из ключевых тем обсуждения в резиденции была этичность языка. Как называть подопечных НКО − «бездомный» или «человек без жилья», «пожилой» или «человек серебряного возраста»? Авторы сознательно избегали стигматизирующих выражений. «Слова могут травмировать, − объясняет Елена. − Мы стояли на позициях «новой этики»: не оскорблять, не стигматизировать, видеть за ярлыком личность».

Книга как артефакт

Сборник получился стильным: к каждому рассказу подобрана отдельная иллюстрация-коллаж, созданная художницей Анной Иванцовой, которая прочитала все тексты и отразила их настроение. Однако распространять книгу оказалось непросто: поскольку издавалась она на средства одного из благотворительных фондов, ее нельзя продавать в книжных магазинах. Бумажный тираж составляет 2000 экземпляров, которые бесплатно рассылают в библиотеки и книжные клубы. Но есть и хорошая новость: электронная и аудиоверсия книги доступны в онлайн-библиотеках.

Продолжение следует?

Сам сборник − уже история успеха: несколько авторов выпустили после него свои книги, а кто-то даже сменил работу, углубившись в тему социальной помощи. Но будет ли продолжение у проекта? Елена считает, что дублировать успех не стоит: «Как говорил Леонид Филатов, я не люблю ходить по тем тропам, где меня однажды подстерегла удача». Однако она не исключает, что АСИ может придумать новый формат − например, фильм или оперу на тему гражданских инициатив. А главное − участницы верят, что их сборник поможет рассказам о работниках НКО занять свою нишу в современной литературе. Ведь их работа − не случайный эпизод, а часть жизни, которая заслуживает внимания.