Найти в Дзене
Российская газета

Заложник Беслана стал кардиохирургом, как и его спаситель Лео Бокерия

Для кого-то это просто любопытный музейный экспонат, а для него целая история, изменившая жизнь кардинально и бесповоротно. В этом сантиметровом осколке металла - трагедия 10-летнего мальчишки из Беслана, его чудесное спасение и будущее, подаренное умелыми руками гениального врача. Теперь Заурбек Козырев сам, как и его спаситель, - заслуженный деятель науки России, кардиохирург Лео Бокерия, 21 год спустя, стоит у операционного стола с главной задачей - сделать все, чтобы пациент выжил.

   Лео Бокерия и Заурбек Козырев - теперь уже не только врач и пациент, но и коллеги. / Из личного архива Заурбека Козырева
Лео Бокерия и Заурбек Козырев - теперь уже не только врач и пациент, но и коллеги. / Из личного архива Заурбека Козырева

Заурбек Козырев тогда, в 2004-м, радостный и нарядный шел в четвертый класс с букетом. Вспоминает, как в ожидании первого звонка в школьном дворе украдкой поглядывал на одноклассницу Алану - девочку, которая ему очень нравилась. Как шутили с лучшим другом Асланом, с которым любили погонять мяч во дворе... Но вместо первого звонка раздались автоматные очереди. Вооруженные до зубов люди в черном загнали всех, кто находился на праздничной линейке, в спортивный зал.

- Это были три дня ада, - об этом Заурбек вспоминать не хочет. Но и забыть не может. - Пить очень хотелось, было душно, страшно... Особенно, когда террористы начали расстреливать мужчин. Вот тогда мы поняли, что это не розыгрыш и не представление.

Именно тогда беззаботное детство закончилось. Память защищает, стирая жуткие подробности. Но душевные раны не залечить.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

А потом раздались взрывы. Заур помнит все, как в тумане: бежал, падал, вставал... Спасаясь, выпрыгнул в окно, когда совсем рядом бахнуло.

Читайте также:

Дети с "боевыми" травмами в мирное время. Бывшие заложники Беслана связались с медиками, спасшими их жизни

Как потом скажут, в страшном, бесчеловечном теракте в школе Беслана погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Среди них и те самые навсегда десятилетние Алана и Аслан... И еще пять его одноклассников.

В стационаре, куда свозили пострадавших детей, поначалу казалось, что Заурбек легко отделался.

- Я даже в больницу не хотел - на теле ни царапины, лишь на груди пятно размером с монету, похожее на ожог. У меня не было каких-то страшных ран, как у других ребят, - говорит Заурбек. Но только состояние мальчика стало ухудшаться. От активных движений темнело в глазах. Более подробная диагностика показала - внутри металлическое инородное тело. И мальчика было решено доставить в Москву, где и выяснилась шокирующая причина: раскаленный осколок прошил грудную клетку, проскользнул за ребра и застрял прямо в сердце. Чудом было уже и то, что оно продолжало биться.

   Заурбек вместе со своим спасителем 21 год назад после операции. / Фото: Из личного архива Заурбека Козырева
Заурбек вместе со своим спасителем 21 год назад после операции. / Фото: Из личного архива Заурбека Козырева

Узнав о сложном пациенте, руководитель научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева кардиохирург Лео Бокерия, уже собиравшийся на заграничный симпозиум, отложил поездку. Мэтр лично встал за операционный стол. Операция на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения, точные движения, предельная концентрация внимания. Виртуозная работа! И вот из правого желудочка сердца мальчика извлечен металлический осколок. Размер 1х1х0,7 см.

- Дружок, а ты знаешь, как тебе повезло? - сказал Лео Бокерия юному пациенту после того, как тот пришел в себя уже в палате. Спаситель держал в руках тот самый осколок... - Твой случай - один на миллиард!

Это и правда было настоящее чудо, а случай Заура называли феноменальным. Сейчас осколок - экспонат музея НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Минздрава России, где уникальному спасению Заурбека посвящен целый стенд. Там - снимки, сделанные поэтапно во время операции, извлеченное инородное тело и фото выздоравливающего Заурбека. Это пример ювелирной работы врача и невероятного стечения обстоятельств, который демонстрируют по сей день.

   Тот самый осколок из сердца заложника. / Фото: Из личного архива Заурбека Козырева
Тот самый осколок из сердца заложника. / Фото: Из личного архива Заурбека Козырева

На удивление, и восстановление Заура было довольно быстрым. Правда, о серьезных занятиях спортом пришлось забыть.

"Я не просто видел, как спасают людей. Я на собственном опыте узнал, что значит быть тем, кого спасают, - говорит Заурбек. - Это чувство бесконечной благодарности и стало моим главным двигателем. Я захотел быть таким, как как Лео Антонович Бокерия, как все медики, что были рядом. Сперва возникло желание, потом мечта и наконец цель - стать врачом".

Все эти годы они на связи, хоть и виделись нечасто.

- Когда пришло время выбирать жизненный путь, я поделился своими планами с главным доктором в моей жизни. И он поддержал. Предупредив: работа не из легких. Но если есть желание, - дерзай!

Читайте также:

Как умные маршруты здоровья укрепляют иммунитет и почему так важна ходьба? Беседа с академиком РАН Лео Бокерия

Заурбек Козырев закончил Владикавказский медицинский вуз, а на практику приехал в ставшую ему родной "бакулевку".

- Я ассистировал на операциях профессору Лео Бокерии. Стоял рядом уже не как пациент, а как коллега, ученик. Ловил каждое его слово, каждое движение. И это для меня так почетно, - признается Заурбек.

Он уже несколько лет трудится сердечно-сосудистым и эндоваскулярным хирургом в центральной городской больнице города Котлас в Архангельской области. Козырев отправился туда, где не было специалиста его профиля, но было много больных. Молодой врач самостоятельно проводит серьезные оперативные вмешательства. Признается, в каждом пациенте он видит себя. И в спасении каждой жизни находит свое предназначение, мысленно благодаря Лео Бокерию за то, что именно встреча с ним определила его судьбу.

В беседе с корреспондентом "РГ" доктор Козырев признается: хотел бы поработать и в Москве, чтобы практиковаться еще больше, осваивать новые технологии и продолжать совершенствоваться в профессии. "Чтобы быть полезным людям по максимуму!" - повторяет Заурбек.

Читайте также:

Челябинских кардиохирургов наградили за спасение детей из Херсонской области

Пять лет назад они встретились снова. Врач и пациент. Уже коллеги. Один опытнейший, второй - только делающий первые шаги в кардиохирургии. Книга Лео Бокерии с его автографом и добрым напутствием у Заурбека на почетном месте. Недавно состоялась их новая встреча - двух кардиохирургов, связанных незримой нитью судьбы. Заурбек Козырев прошел путь длиной в 21 год - от взорванного террористами школьного спортзала до операционной, освещенной лампой надежды. Он не просто выжил. Он принял эстафету милосердия у того, кто держал его сердце в руках. И хоть трудится Заурбек на Севере, каждый год он подгадывает свой отпуск так, чтобы начало сентября провести на родине, с близкими. В эти траурные дни он обязательно идет в спортивный зал разрушенной террористами школы Беслана с традиционной бутылочкой воды, о которой так мечтали заложники. И едет в Город Ангелов, где нашли покой его друзья, навсегда оставшиеся юными.

Лео Антонович Бокерия (СМОТРЕТЬ ФОТО)

К слову

Заурбек Козырев - не единственный, чью судьбу изменила трагедия. Многие бывшие заложники Беслана выбрали профессию врача, желая нести добро и спасать жизни. Камболат Баев и Казбек Цаллоев стали реаниматологами, Алан Кулов - стоматологом. Георгий Ильин - также медик... Этот список можно продолжать. Все они говорят одно: с профессией определились после теракта. Личная боль стала для них источником силы и сострадания, а пережитый ужас - причиной выбрать путь служения людям.

Автор: Елена Мелихова