Публикация о загадке сверхпустоты Эридана – холодного пятна на карте реликтового фона, – закономерно повлекла появление комментариев от желающих свой вариант разгадки предложить. Но, не менее закономерно, и вопросы тоже. Некоторые из этих вопросов оказались просты, некоторые сложны, а иные и интересны.
Что касается простых, то лидером таковых стал вопрос, не может ли падение температуры излучения объясняться облаком пыли между областью реликтового излучения и наблюдателем. Между Землёй и клубами первозданного водорода в 13.8 миллиардах световых лет от нас, конечно, много всего. В том числе и пыли. Но пыль тут не в тему. Она не может сделать свет «холоднее». Ибо никакого «света» нет. Есть лишь поток фотонов. Фотон же, встретившись с пылинкой, не «ослабеет», а будет целиком поглощён, передав энергию одной из молекул. Пылинка нагреется и, остывая, испустит другие фотоны. Совсем других энергий, а главное, уже со спектральной печатью собственного химического состава.
Короче, спутать свечение кремниевой и железой пыли с реликтовым излучением невозможно.
Сложным можно назвать вопрос, почему бы просто не посмотреть, что стало с пустотой «потом», – скажем, 13.6 миллиардов лет назад? Тут пришлось писать статью. Ибо объяснение, очевидно, требовалось дать в предельно доступных выражениях… Ближайшую звезду – Проксиму – мы видим такой, какой она была 4 года назад. Какой она стала «потом», – три года назад, допустим, – мы только через год увидим.
Интересным же мне показался вопрос, почему мы вообще видим это пятно, хотя между им и нами множество галактик?
Потому что, иначе, – если бы галактики перекрывали всё поле зрения, – возник бы фотометрический парадокс. Ещё в XVII веке астрономы догадались, что вселенная существует ограниченное время. Ибо если бы свет приходил с бесконечного расстояния, вся небесная сфера сияла бы как солнце. Ведь внутри каждого телесного угла яркость каждого источника падает с квадратом расстояния, но и число источников растёт в такой же пропорции…
Вселенная имеет возраст 13.8 миллиардов лет, так что, между пятном и нами находится конечное количество галактик. Видимых на фоне пятна, как яркие точечные источники. Яркие, но точечные. Точками же, если их число конечно, площадь не перекрыть.
Интересен же данный вопрос именно тем, что реликтовый фон, это – фон. Излучение исходящее не из компактных источников, а равномерно со всей площади небесной сферы. Такое излучение могло родиться только в эпоху, когда компактных источников света ещё не было.
...Да, кстати. На заглавной картинке не пустота Эридана, а тёмная туманность. Пустота на второй. Внизу справа. Среди прочих синих пятен.