Советский универсальный танк КВ-13 (КБ-13) представляет собой уникальный пример экспериментальной разработки, предпринятой в разгар войны. Он создавался с единственной целью — стать "универсальной" боевой машиной, способным заменить как средний танк Т-34, так и тяжёлый танк КВ-1. Несмотря на то, что КВ-13 так и не был запущен в серийное производство и не участвовал в боях, его разработка оказала значительное влияние на эволюцию советского танкостроения, в частности, на создание тяжёлого танка ИС-1, а также на всю линейку ОБТ в будущем.
История создания
В 1941 году, после начала немецкой операции "Барбаросса", руководство РККА столкнулось с необходимостью модернизации своих танковых сил. Средний танк Т-34, благодаря своей мобильности и надёжности, стал основой советских танковых войск, но его броня была недостаточной против новых немецких орудий. Тяжёлый танк КВ-1, напротив, обладал мощной бронёй, способной выдерживать попадания большинства немецких противотанковых пушек, но страдал от низкой скорости движения, плохой манёвренности и проблем с трансмиссией. Оперативное использование смешанных подразделений Т-34 и КВ-1 вызывало трудности, так как тяжёлые танки не могли угнаться за более лёгкими Т-34. Это привело к идее создания "универсального" танка, который сочетал бы в себе лучшие качества обоих.
Разработка нового танка, отвечающего требованиям времени (он чуть позже и получит индекс КВ-13), началась в конце 1941 года в конструкторском бюро СКБ-2 на Челябинском Кировском заводе, который был одним из ключевых центров советского танкостроения. Руководить проектом КВ-13 поручили талантливому инженеру Николаю Валентиновичу Цейцу, а инициатором разработки, по некоторым данным, выступил Семён Гинзбург. Главной задачей было создание танка, который мог бы объединить мощную броню КВ-1 с мобильностью Т-34, упрощая производство и логистику. Новый танк разрабатывался на базе шасси КВ-1, но был меньше по размерам и легче по весу (около 35 тонн). Танк получил пять опорных катков вместо шести, что отличало его от КВ-1. Броня была спроектирована с учётом новых угроз: лобовая часть корпуса имела толщину 120 мм, борта — 75 мм, а лоб башни — 85 мм. Это обеспечивало защиту от немецких 88-мм орудий, которые представляли серьёзную угрозу для советских танков. Ходовая часть частично заимствовалась у Т-34, что должно было улучшить манёвренность.
Первый прототип КВ-13 был изготовлен весной 1942 года. Он был оснащён 76-мм пушкой ЗиС-5, аналогичной той, что использовалась на Т-34. Однако испытания, проведённые осенью 1942 года, выявили серьёзные недостатки. Основной проблемой стала низкая механическая надёжность, особенно в системе трансмиссии и ходовой части. Кроме того, испытания показали, что броня требует усиления, а экипажу необходима новая трёхместная башня для улучшения обзора и координации в бою. Эти проблемы осложнялись сложной ситуацией на фронте и ограниченными ресурсами. Смерть Николая Ивановича Цейца (скончался на своём рабочем месте во время испытаний танка) также замедлила разработку. Несмотря на это, в декабре 1942 года началось производство двух модифицированных прототипов, которые учитывали результаты испытаний. Один из них был вооружён 76-мм пушкой ЗиС-5, а второй — 122-мм гаубицей У-11, что отражало попытки адаптировать танк к различным боевым задачам.
Несмотря на усилия по улучшению конструкции, проект КВ-13 был прекращён для продолжения производства отлаженного и отехнологиченного Т-34, который уже неоднократно доказал свою эффективность и мог выпускаться в больших количествах. Решение обусловлено требованиями времени — требовалось быстрое наращивание танковых сил в условиях войны. К этому времени немецкие тяжёлые танки, такие как "Тигр", начали появляться на полях сражений, что заставило советское командование сосредоточиться на разработке новых тяжёлых танков, оснащённых вооружением, способным противостоять этой угрозе.
Хотя КВ-13 так и не стал серийным танком (всего было построено три танка), его разработки не прошли даром. Два модифицированных прототипа, созданных в конце 1942 года, легли в основу тяжёлого танка ИС-1 (Иосиф Сталин-1), который был принят на вооружение в 1943 году. ИС-1 унаследует многие конструктивные решения КВ-13, включая улучшенную компоновку брони и акцент на мобильность. Появление ИС-1 ознаменует новый этап в развитии советских тяжёлых танков, сыгравших ключевую роль в наступательных операциях 1944–1945 годов. А ключевую роль в создании новых танков сыграл именно КВ-13. Интересный факт — бытует мнение, что смена названия с КВ на ИС была связана с политическими изменениями: Климент Ворошилов к тому моменту утратил политическое влияние, именно поэтому новые танки назвали в честь Иосифа Сталина. Но это мнение не подкреплено абсолютно ничем.
Описание конструкции
Проект КВ-13 был задуман как попытка объединить лучшие качества тяжёлых и средних танков: броневую защиту уровня КВ при подвижности, сопоставимой с Т-34. Конструкторы стремились создать машину, пригодную для массового производства, с улучшенной эргономикой, упрощённой сборкой и высокой надёжностью. В результате получился оригинальный образец бронетехники, сочетавший передовые на тот момент технические решения, часть которых впоследствии легла в основу танков серии ИС. Ниже рассмотрены основные компоненты машины, определившие её боевые характеристики и отличительные особенности.
Бронированный корпус и башня
КВ-13 был разработан как «универсальный» танк, сочетавший тяжёлое бронирование с массой и габаритами среднего танка. В конструкции широко применялись литые бронедетали высокой твёрдости, что позволило уменьшить число деталей и упростить сборку корпуса. Лобовая часть корпуса получила характерную обтекаемую форму: от места стрелка-радиста отказались, благодаря чему нос корпуса удалось укоротить и придать ему наклон для лучшей рикошетируемости. По сравнению с КВ-1 высота машины уменьшилась примерно на 20 см, а длина – почти на 70 см, при этом уровень защиты остался на уровне тяжёлого танка. Стыки броневых плит выполнялись с взаимной выборкой («в четверть») и проваривались, количество болтовых соединений сведено к минимуму, что повышало прочность и технологичность конструкции. Броневая защита корпуса в первом опытном образце 1942 года была дифференцированной.
Верхний лобовой лист корпуса имел максимальную толщину до 120 мм и был расположен под наклоном около 30° от вертикали. Ниже него располагалась средняя лобовая плита толщиной порядка 60 мм, наклонённая под углом ~60–70°, а нижняя часть носа имела толщину около 100 мм под меньшим наклоном. Борта корпуса из катанной брони достигали толщины 75–85 мм (верхняя часть до 85 мм). Корма состояла из литых деталей переменной толщины (в верхней части около 60 мм под углом, нижняя до ~85 мм). Крыша и днище были сравнительно тонкими (около 20 мм). Такая схема бронирования обеспечивала КВ-13 защиту, эквивалентную тяжёлому танку, при существенно меньших размерах и массе. При этом конструкция корпуса оказалась технологичнее корпуса КВ-1: число броневых деталей и сварных швов было значительно сокращено, а крупные узлы отливались целиком, что облегчало производство и сборку. Башня первого прототипа представляла собой литую деталь круглой формы с равнопрочным бронированием стенок. Толщина стенок башни составляла около 85 мм по всему периметру, что давало одинаковую защиту лба, бортов и кормовой ниши.
В литой башне имелись четыре амбразуры с броневыми заглушками для стрельбы из личного оружия экипажа. Крыша башни крепилась болтами как съёмная деталь для монтажа орудия. В передней части крыши башни был выполнен единственный люк для посадки экипажа, закрывавшийся откидной броневой крышкой на петлях. Подобно танкам КВ, на крыше башни также устанавливался вентилятор боевого отделения под броневым колпаком. Экипаж первого варианта составлял 3 человека: механик-водитель в корпусе и двое в башне (командир выполнял также функции наводчика, и заряжающий). Соответственно диаметр погона башни удалось снизить, а сама башня была сравнительно компактной. Однако испытания 1942 года показали необходимость увеличения экипажа и усиления защиты. В модернизированном варианте 1943 года проект был переработан: башня стала трёхместной, что позволило выделить отдельного наводчика и облегчить работу командира. Новая башня получила командирскую панорамную башенку и была крупнее и тяжелее. Одновременно усилили бронирование – толщины лобовых деталей выросли, что повысило боевую массу машины приблизительно до 37 тонн (против ~32 т у первого образца). Таким образом, ко второму прототипу КВ-13 фактически превратился из «усиленного среднего» в полноценный тяжёлый танк. Тем не менее компоновочные решения (обтекаемый литой корпус меньших размеров) сохранились, позволив достичь высокой защищённости при относительно небольших габаритах.
Вооружение
Основным вооружением КВ-13 служила 76,2-мм танковая пушка ЗиС-5 образца 1941 года. Орудие имело клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа, обеспечивающую автоматическое досылание следующего снаряда при откате. Длина ствола составляла 41,5 калибра, противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. В казённой части люльки устанавливался гильзоулавливатель (брезентовый мешок) для сбора стреляных гильз – он вмещал до 8 гильз, предохраняя от их разлёта внутри боевого отделения. Пушка была стабильно спарена с пулемётом и монтировалась в лобовой части башни в цапфах литой маски. Углы наведения по вертикали составляли от −5° до +25°. Наводка по горизонтали осуществлялась поворотом башни – для этого имелись ручной механизм и электрический привода поворота. Выстрел из орудия мог производиться как ручным спуском, так и ножной педалью на полу.
С пушкой спарен курсовой пулемёт ДТ калибра 7,62 мм, установленный в одной маске с орудием. Дополнительного курсового пулемёта в лобовом листе корпуса не было (от него отказались ради экономии массы и места). Боекомплект орудия составлял от 57 до 65 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались вертикально в кассетах на днище боевого отделения. Номенклатура боеприпасов включала выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными гранатами, унифицированными с дивизионной пушкой Ф-34 (обр. 1939 г.). Боезапас спаренного пулемёта ДТ – 945 патронов (15 дисковых магазинов по 63 патрона), которые размещались в укладках в нишах подбашенной коробки. Кроме того, внутри танка крепились укладки для личного оружия экипажа (пистолеты-пулемёты ППШ) и оборонительных гранат, однако это не относилось к штатному стационарному вооружению машины. Для прицеливания спаренной установки применялся Втелескопический танковый прицел ДТ-7 и перископический прицел ПТ4-7.
Телескопический прицел давал увеличение для точной стрельбы прямой наводкой, а перископический прицел позволял вести наблюдение и наводить орудие с некоторым запасом по высоте, не высовываясь из башни. При стрельбе в тёмное время суток подсветка сетки прицела ДТ-7 осуществлялась электролампой. Модернизированный вариант КВ-13 образца 1943 года сохранил основное вооружение из 76-мм пушки, но предусматривал возможность установки более мощных систем. В частности, в начале 1943 г. был разработан вариант КВ-13 с 122-мм гаубицей У-11 (так называемый «гаубичный» вариант), получивший индекс Объект 234. Этот опытный образец предназначался для огневой поддержки – во многом предвосхищая появление тяжёлых танков с крупнокалиберной артиллерией. Одновременно велись работы по усилению бронепробиваемости основного танкового вооружения: дальнейшее развитие линии КВ-13 привело в итоге к созданию танка ИС-1 (Объект 237) уже с 85-мм пушкой. Таким образом, экспериментальная платформа КВ-13 послужила основой для последующего роста огневой мощи советских тяжёлых танков, хотя собственные прототипы КВ-13 серийно не выпускались.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка КВ-13 была заимствована у тяжёлых танков КВ и унифицирована с ними. В моторном отделении устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-2К жидкостного охлаждения мощностью до 600 л.с. (441 кВт). Пуск двигателя осуществлялся при помощи сжатого воздуха (имелось два баллона по 5 литров) или инерционным стартером ИС-9 – последний имел электромоторный привод и мог запускать двигатель также вручную. Питание двигателя осуществлялось дизельным топливом из внутренних баков суммарной ёмкостью порядка 425 литров. Необычной особенностью КВ-13 было размещение топливных баков в носовой части корпуса, по бокам от отделения управления (в освобождённом пространстве после отказа от места радиста). Запас хода по шоссе достигал 300–320 км. Система охлаждения включала радиатор, расположенный поперечно в корме, с подводом воздуха через жалюзи на крыше моторного отделения. Для очистки воздуха перед подачей в цилиндры применялись сразу два воздушных фильтра типа «Вортокс».
Система смазки двигателя – циркуляционная, под давлением; масло содержалось в двух баках (общий объём около 160 л), размещённых под радиаторами. В крыше моторного отсека были съемные броневые панели для доступа к двигателю и агрегатам, а по бортам – щелевые прорези для выхода нагретого воздуха, прикрытые выносными броневыми кожухами. Трансмиссия танка первоначально состояла из ряда оригинальных узлов, разработанных специально под КВ-13. В её состав входили многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), трехходовая коробка передач с тремя ступенями и тройным демультипликатором (в сумме 9 передач вперёд и 1 назад), два бортовых многодисковых фрикциона с ленточными тормозами и однорядные планетарные редукторы в корпусах ведущих колёс. Такая схема позволяла экономично использовать внутренний объём и уменьшить ширину корпуса – планетарные бортовые передачи были вынесены внутрь ведущих колёс, а не размещались снаружи, как на ранних КВ. Коробка передач крепилась на цапфах, опирающихся на подшипники – это облегчало её демонтаж. Новая трансмиссия давала рациональный разброс скоростей (9 скоростей переднего хода) и теоретически могла разгонять танк до 55–65 км/ч. Однако в ходе заводских испытаний выяснилось, что такая сложная коробка передач обладает низкой надёжностью – узлы перегревались и часто выходили из строя под нагрузкой тяжёлого танка. Кроме того, высокий крутящий момент перегружал бортовые фрикционы. Чтобы повысить надёжность, главный конструктор Н. Ф. Шашмурин инициировал замену части агрегатов на уже освоенные в производстве.
В доработанном варианте 1943 года КВ-13 получил упрощённую трансмиссию, унифицированную с серийным КВ-1с: установили 8-скоростную коробку передач (8 вперёд, 2 назад) и стандартные бортовые узлы поворота от КВ-1с. Хотя число передач уменьшилось, такая трансмиссия была более проверенной и технологичной. Оба варианта трансмиссии КВ-13 сохраняли механизм поворота с раздельными бортовыми фрикционами (в перспективе рассматривалась возможность внедрения планетарного поворотного механизма вместо них). Все агрегаты трансмиссии были доступнее для ремонта: их конструкция позволяла снимать любой узел отдельно, без разборки всего блока.
Ходовая часть КВ-13 сочетала элементы, позаимствованные от предыдущих моделей, но с новыми решениями. Подвеска каждого борта – индивидуальная торсионная, на каждый опорный каток приходился отдельный торсионный вал, скручивавшийся при ходе катка на неровностях. На каждую сторону корпуса приходилось по 5 крупных опорных катков (сдвоенных колес) увеличенного диаметра, изготовленных из литой стали (изначально предлагали использовать катки с внутренней амортизацией, но в готовом танке применили простые цельнолитые колёса). Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми поддерживающими роликами с резиновыми шинами. Ведущее колесо находилось сзади, оно имело съёмные зубчатые венцы для зацепления трака. Ленивец (направляющее колесо) спереди снабжён винтовым механизмом натяжения гусеницы.
На танке могли применяться два типа гусеничных цепей: либо стандартные гусеницы от Т-34 (шириной 500 мм, с гребневым зачеплением под звездочку Т-34), либо гусеницы от облегчённого КВ-1с (шириной 650 мм, цевочного зацепления под ведущие колёса КВ). Унификация катков и колес с этими моделями облегчала снабжение и ремонт. Ширина КВ-13 с гусеницами составляла около 2,8 м – заметно меньше, чем у КВ-1, благодаря более компактной ходовой части. Высокая расчетная скорость движения выдвинула повышенные требования к ходовой части. Во время пробеговых испытаний первого опытного КВ-13 выявилась недостаточная прочность ряда узлов ходовой при движении на больших скоростях: отмечались поломки отдельных торсионов и повышенный износ гусеничного польца. Тем не менее сама концепция скоростного тяжёлого танка доказала жизнеспособность – КВ-13 уверенно развивал скорость порядка 50–55 км/ч на испытаниях, что было недостижимо для тяжёлых машин предыдущего поколения. Опыт, полученный при доводке подвески и гусеничного хода КВ-13, впоследствии был использован при разработке танков семейства ИС.
Электрооборудование и связь
Электрооборудование КВ-13 выполнялось по однопроводной схеме с рабочим напряжением бортовой сети 24 В. Источником электроэнергии при неработающем двигателе служили четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи типа 10-РТ-80 (ёмкостью порядка 80 А·ч каждая), размещённые в корпусе. При заведённом двигателе питание бортовой сети обеспечивал генератор ГТ-6543А мощностью 1 кВт, приводившийся ремённой передачей. Потребители электроэнергии на танке включали систему запуска мотора (электродвигатель инерционного стартера), привод электрического вентилятора и механизм поворота башни, наружное и внутреннее освещение, средства связи, а также контрольно-измерительные приборы. Внутри машины были установлены стандартные приборы танкового освещения: фары и габаритные фонари с фильтрами для светомаскировки, подсветки прицелов и панелей приборов.
Для внешней радиосвязи на КВ-13 использовалась танковая радиостанция 10-Р, смонтированная в нише правого борта башни. Это была коротковолновая ламповая радиостанция, обеспечивавшая двустороннюю связь на расстоянии нескольких километров в движении и до 20–25 км с места (в зависимости от условий эфира). Антенна радиостанции крепилась на башне. Внутреннюю связь между членами экипажа обеспечивал танковый переговорный прибор ТПУ-3 бис. Он позволял механику-водителю, командиру и другим членам экипажа координировать действия через ларингофоны и наушники, что было особенно важно в бою, учитывая шумность двигателя и механизма поворота башни. В целом состав средств связи и электрооборудования КВ-13 соответствовал уровню советских танков того периода и обеспечивал основные потребности управления и жизнедеятельности машины.
Приборы наблюдения
Для наблюдения за местностью и вождением танка в КВ-13 применялись комбинированные приборы, заимствованные от предыдущих проектов и новых разработок. Механик-водитель размещался по центру отделения управления и имел в верхней лобовой плите корпуса откидной смотровой лючок. В боевой обстановке этот лючок закрывался броневой крышкой со смотровой щелью, оборудованной триплексным стеклоблоком. Такая конструкция обзора водителя была позаимствована у танков КВ-1 и КВ-1с. Дополнительно в крыше корпуса перед местом водителя были установлены два перископических смотровых прибора для движения с закрытым люком: через них водитель мог видеть дорогу, используя зеркальные перископы (аналогичные прибору типа МК-4). Эти приборы позволяли вести движение в походном положении, не открывая люк, хотя и с ограниченным полем зрения. Наблюдение из боевого отделения осуществлялось главным образом через приборы, установленные в башне.
Первый прототип КВ-13 не имел отдельной командирской башенки, поэтому приборы размещались непосредственно в крыше и стенках башни. В передней части крыши башни было два посадочных места под перископические приборы: один – для перископического прицела ПТ4-7, второй – для панорамного прибору командира (тип ПТК или аналогичный). Через эти перископы командир/наводчик и заряжающий могли осматривать сектор впереди танка. Кроме того, по периметру крыши башни (у бортов и сзади) были выполнены четыре гнезда, куда устанавливались дополнительные зеркальные наблюдательные приборы для кругового обзора. Они обеспечивали экипажу обзор на 360° при закрытых люках – через них командир и заряжающий могли следить за обстановкой сбоку и с тыла. В совокупности эти четыре приборчика охватывали все направления вокруг танка, хотя их поля зрения были относительно узкими. Командир танка, совмещавший в первом образце обязанности наводчика, также пользовался оптическими прицелами орудия для наблюдения за целью: телескопический прицел ДТ-7 имел ограниченный сектор, но при необходимости командир мог применять и его как подзорную трубу для оценки удалённых целей.
В ходе модернизации проекта в 1942–43 годах особое внимание уделили улучшению условий обзора для командира. Во втором варианте КВ-13 на башне появилась малая командирская башенка (панорама), разработанная на базе накопленного опыта эксплуатации КВ-1с и изучения трофейной техники. Новая башенка имела цилиндрическую форму и вращающийся двухстворчатый люк. В крышку люка встроили перископический прибор наблюдения по образцу британского танка «Черчилль» (прибор Mk IV) с круговым обзором. В стенках башенки по окружности было установлено пять смотровых перископических приборов, обеспечивавших командиру значительно лучший обзор по всем направлениям без необходимости поворота всей башни. Благодаря введению трёхместной башни командир мог сосредоточиться на поиске целей и координации действий экипажа, не отвлекаясь на прицеливание, что также повышало эффективность наблюдения. В совокупности, приборы наблюдения модернизированного КВ-13 соответствовали лучшим практикам того времени: командир получил вполне удовлетворительный обзор, сравнимый с другими современными танками, а механик-водитель – проверенные временем устройства для безопасного вождения. Этот комплекс наблюдательных средств впоследствии лёг в основу оборудования серийных тяжёлых танков серии ИС, обеспечивая им повышенную ситуационную осведомлённость на поле боя.
Заключение
Проект КВ-13 был закрыт из-за появления "более перспективных образцов, таких как ИС-1", и многие решения были использованы в серии ИС. Это означает, что КВ-13 послужил жизненно важным этапом исследований и разработок. Проблемы, с которыми столкнулись (например, постоянные проблемы с трансмиссией, ограничения мощности двигателя), были не просто неудачами, а критически важными данными, которые легли в основу последующих разработок. Выявление и попытки устранения этих проблем на этапе прототипа позволили советским конструкторам накопить бесценный опыт и усовершенствовать свои решения до начала массового производства. Такой подход "быстрого провала, быстрого обучения" сэкономил огромные ресурсы и позволил избежать потенциальных боевых неудач, которые могли бы возникнуть при развертывании ненадежной конструкции. КВ-13 позволил итеративно совершенствовать такие концепции, как оптимальные углы наклонной брони и интеграция более крупных орудий в компактное, мобильное шасси. Таким образом, КВ-13 является примером успешной экспериментальной платформы, которая, несмотря на то, что не достигла производства, оказалась успешной с точки зрения получения знаний. Его "неудача" в достижении массового производства, по сути, была решающим шагом в ускорении разработки превосходных образцов (серия ИС), которые были жизненно важны для советских военных усилий, демонстрируя важность экспериментальных прототипов в быстрой эволюции военной техники во время войны.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.