Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытный "тяжеловес" КВ-122, 1943

Тяжелый танк КВ-122 стал последней попыткой “воскресить” отмирающую ветку тяжелых танков “Клим Ворошилов”. Разрабатываемый параллельно с танками новейшей серии “Иосиф Сталин”, КВ-122 пытались сделать быстрее, выше, сильнее, лучше, чем новые "ИС", однако здравый смысл в высшем военном руководстве победил. Рассмотрим, что это был за танк. К 1943 году танки серии “Клим Ворошилов” на полях сражений уже не могли демонстрировать того эффекта, как в начале военных действий — вооружение противника сильно выросло в мощности, равно как и толщина брони, что резко снижало возможности тяжелых танков за авторством Жозефа Котина. А тут еще и появление тяжелых танков серии “Иосиф Сталин” постепенно играло роль гвоздя в крышку гроба. Не желая терять позиции, Жозеф Котин поручил одному из инженер-конструкторов разработать танк, по своим боевым характеристикам не уступающий новейшим танкам серии ИС. Тут стоит несколько оговориться — и танки серии ИС, и танки серии КВ были детищами ленинградского Кировско
Оглавление

Тяжелый танк КВ-122 стал последней попыткой “воскресить” отмирающую ветку тяжелых танков “Клим Ворошилов”. Разрабатываемый параллельно с танками новейшей серии “Иосиф Сталин”, КВ-122 пытались сделать быстрее, выше, сильнее, лучше, чем новые "ИС", однако здравый смысл в высшем военном руководстве победил. Рассмотрим, что это был за танк.

Модель тяжелого танка КВ-122. Работа моделиста Алексея Груздева, изображение в свободном доступе.
Модель тяжелого танка КВ-122. Работа моделиста Алексея Груздева, изображение в свободном доступе.

История создания

К 1943 году танки серии “Клим Ворошилов” на полях сражений уже не могли демонстрировать того эффекта, как в начале военных действий — вооружение противника сильно выросло в мощности, равно как и толщина брони, что резко снижало возможности тяжелых танков за авторством Жозефа Котина. А тут еще и появление тяжелых танков серии “Иосиф Сталин” постепенно играло роль гвоздя в крышку гроба. Не желая терять позиции, Жозеф Котин поручил одному из инженер-конструкторов разработать танк, по своим боевым характеристикам не уступающий новейшим танкам серии ИС.

Тут стоит несколько оговориться — и танки серии ИС, и танки серии КВ были детищами ленинградского Кировского завода, но с некоторыми нюансами. ИС-ы проектировали в конструкторском бюро Духова, которое с началом работ выделили в отдельную структуру и прямого подчинения руководству завода уже не было. А следовательно, роль Котина в разработке новых решений стремительно снижалась, что не устраивало конструктора.

Тяжелый танк ИС-2, которому повезло намного больше, чем герою нашей статьи. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-2, которому повезло намного больше, чем герою нашей статьи. Фотография в свободном доступе.

В то же время шли разработки тяжелого танка ИС-2, вооруженного 122-мм пушкой и Котин решил, что это последний шанс оставить в производстве линию тяжелых танков КВ. Тогда же конструктору Шнейдману, по некоторым данным, и было поручено разработать танк на базе одной из последних разработок серии КВ, но вооруженный аналогичным орудием. Шнейдман, в свою очередь, понимал — работать по этой теме нужно быстрее, если нужно “запрыгнуть в последний вагон” и начал свою работу над тяжелым танком КВ-85, фактически пойдя по тому же пути, что и Духов. Это решало сразу две проблемы — во-первых, новый танк был бы выпущен в рекордные сроки, во-вторых — это обошлось бы стране в намного меньшую сумму, чем при разработке абсолютно нового танка.

Тяжелый танк КВ-85, которому судьба уготовила роль "временного решения", а также базы для постройки КВ-122. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк КВ-85, которому судьба уготовила роль "временного решения", а также базы для постройки КВ-122. Фотография в свободном доступе.

Таким образом, Шнейдман представил чертежную документацию к новому танку менее чем за два месяца после начала работ. Немалую роль в этом сыграл и допуск Котина к работам по устранению недостатков тяжелого танка ИС-2, от которого в конечном итоге "позаимствуют" башню. Представленная документация демонстрировала прекрасные характеристики новой машины — ГАБТУ, рассмотрев проект, постановило построить опытный образец. Тут работы несколько застопорились — Котин, пользуясь своим положением, хотел было отобрать башню у одного из строившихся тогда еще предсерийных ИС-2, но ему этого не дали сделать “звонком сверху”. Поэтому башню для КВ-122 отливали отдельно, уже после всех работ по созданию прототипов ИС-2. Тем не менее, на испытания обе машины выедут вместе, что вызовет “немаленький шкандаль” — окажется, что конструкции обоих танков будут иметь немало общих черт. Настолько немало, что даже вызовут отстранение Котина от занимаемых должностей, заставив его работать над проектом ИС-2, доводя его до максимально приемлемых технических характеристик.

И тут же, во время испытаний, Котин предложил “феноменальную” мысль, предложив… отозвать из действующей армии все КВ-85, дабы переоснастить их новыми башнями и пушками, чтобы качественно усилить войска. Это и стало финальной точкой в истории КВ-122 — если работы над проектом ИС-6 (о нем я расскажу чуть позже) конструктору простят, ибо там было кое-что новое и интересное, то наглый, по сути своей, плагиат, трату государственных средств и прямое ослабление действующей армии, пусть и “в благих целях”, никто прощать не собирался. Поэтому опытный танк приказали разобрать, равно как и перестать работать над другими машинами, пока не будет доведен до совершенства ИС-2.

Описание конструкции

Как я уже говорил выше, танк во многом повторял конструкцию КВ-85 и будущего серийного ИС-2. Разумеется, вместе с этим он унаследовал и достоинства, и недостатки конструкции этих танков.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка собирался из плит гомогенной катаной брони средней твердости методом сварки. По традиции, толщина бронеплит варьировалась — самым толстым местом был лоб, собиравшийся из трех плит толщиной в 75 миллиметров, расположенных под различными углами наклона. Верхняя деталь располагалась под углом в 30°, средняя — под углом в 60° и нижняя также под углом 30°. Борта были образованы вертикально расположенными плитами толщиной в 60 мм, корма собиралась из двух плит толщиной в 40 мм (верхняя, расположенная под углом в 30°) и 75 мм (нижняя, расположена строго вертикально). Крышу прикрывали бронелисты толщиной в 40 мм в районе подбашенной коробки и 30 мм в районе моторно-трансмиссионного отделения. Днище образовывалось плитами толщиной в 30 мм под боевым отделением и отделением управления, а под МТО толщина брони составляла всего 20 мм. Толщина брони считалась достаточной, чтобы удержать снаряды тяжелых противотанковых орудий противника, но на деле должной защиты от танковых пушек корпус не давал.

Обтекаемая башня танка была литой, имела сложную геометрическую форму, ее борта толщиной в 100 мм располагались под небольшими углами к вертикали (15°) для повышения снарядостойкости и в попытках сохранения заброневого объема. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия имела такую же толщину, образовывалась пересечением нескольких сфер и отливалась отдельно, к остальным деталям башни она приваривалась. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемета и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Вооружение

Орудием главного калибра для КВ-122 выступала 122-мм нарезная тяжелая дальнобойная танковая пушка Д-25Т (фактически — глубокая модернизация довоенной пушки А-19). Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено, хотя сама башня уравновешенной не была — ее центр масс располагался в стороне от геометрической оси вращения, что затрудняло ее поворот при крене машины. Этот досадный факт был вызван тем, что башня проектировалась под более легкую 85-мм пушку Д-5Т, и установка орудия Д-25Т с гораздо более длинным и массивным стволом нарушила расчетное распределение масс вокруг оси вращения башни. Пушка Д-25Т имела вертикальные углы наводки от −3 до +20°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Схема установки пушки Д-25Т в башне танка ИС-2:
1 — тормоз отката; 2 — привод к заслонке объектива телескопа; 3 — державка телескопа; 4 — кронштейн для крепления налобника; 5 — график наполнения накатника; 6 — стопор лотка; 7 — спусковой механизм; 8 — боковой уровень; 9 —отверстие в подвижной бронировке для спаренного пулемета ДТМ; 10 — правая цапфа пушки; 11 — правый кронштейн установки пушки; 12 — кронштейн установки пулемета; 13 — магазин пулемета; 14 — пулемет ДТМ; 15 — наметка люльки; 16 — цилиндр накатника; 17 — цилиндр тормоза отката; 18 — рукоятка затвора; 19 — казенник; 20 — закрывающий механизм; 21 — рычаг ручного спуска ударника; 22 — налобник прицела; 23 — левый кронштейн установки пушки; 24 — левая цапфа пушки; 25 — маска пушки; 26 — отверстие в маске для прицела; 27 — отверстие в подвижной бронировке для прицела; 28 — амортизатор подвижной бронировки; 29 — люлька пушки
Схема установки пушки Д-25Т в башне танка ИС-2: 1 — тормоз отката; 2 — привод к заслонке объектива телескопа; 3 — державка телескопа; 4 — кронштейн для крепления налобника; 5 — график наполнения накатника; 6 — стопор лотка; 7 — спусковой механизм; 8 — боковой уровень; 9 —отверстие в подвижной бронировке для спаренного пулемета ДТМ; 10 — правая цапфа пушки; 11 — правый кронштейн установки пушки; 12 — кронштейн установки пулемета; 13 — магазин пулемета; 14 — пулемет ДТМ; 15 — наметка люльки; 16 — цилиндр накатника; 17 — цилиндр тормоза отката; 18 — рукоятка затвора; 19 — казенник; 20 — закрывающий механизм; 21 — рычаг ручного спуска ударника; 22 — налобник прицела; 23 — левый кронштейн установки пушки; 24 — левая цапфа пушки; 25 — маска пушки; 26 — отверстие в маске для прицела; 27 — отверстие в подвижной бронировке для прицела; 28 — амортизатор подвижной бронировки; 29 — люлька пушки

Первые пушки Д-25Т оснащались поршневым затвором, пользоваться которым оказалось неудобно (эта тенденция перейдет и на ИС-2, кстати). На испытаниях средняя скорострельность составляла всего 1-1,5 выстрела в минуту. Все последующие танки вооружались орудием с клиновым затвором, что повысило скорострельность в два раза, повышая эффективность и надежность орудия. Эти пушки имели дульный тормоз, скопированный с орудий немецких САУ "Фердинанд", довольно эффективный.

Боекомплект орудия составлял 28 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды и метательные заряды к ним укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 122-мм орудия А-19 — родоначальника пушки Д-25Т, боекомплект ИС-2 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:

  • остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (тротил) — 156 г).
  • тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (А-IX-2) — ? г).
  • осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг).

Все виды снарядов выстреливались на полном заряде Ж-471, который сообщал им начальную скорость 792—800 м/с.

В качестве противопехотного оборонительного вооружения на КВ-122 предлагалось использовать два пулемета Дегтярева калибра 7,62 мм — один устанавливался в лобовой части башни и был спарен с основным орудием, второй — в корме башни. Боекомплект к ним составлял 2520 патронов, а сами пулеметы можно было демонтировать и использовать вне танка. Также предлагалось устанавливать на крышу башни крупнокалиберный пулемет Дегтярева на зенитном станке с боекомплектом в 250 патронов.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка танка была “позаимствована” у танков серии ИС — двенадцатицилиндровый дизель В-2-ИС мощностью в 520 “лошадок”. Да, это был не самый мощный двигатель, однако его надежности уже можно было позавидовать, плюс ко всему, он выглядел довольно перспективным (это окажется верным решением). Прототип удалось разогнать по шоссе до скорости в 37 км/ч (учитывая массу в 48 тонн и не совсем правильно рассчитанную трансмиссию от танков КВ — результат весьма неплохой), по пересеченной местности танк двигался на скоростях до 15 км/ч, при этом трансмиссия подвергалась диким нагрузкам и перегревалась.

Трансмиссия была “позаимствована” у тяжелого танка КВ-85 — механическая, включавшая в себя пятиступенчатую коробку передач механического типа. Помимо нее, в составе трансмиссионного узла были - многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо», два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали», два бортовых планетарных редуктора и ленточные плавающие тормоза. Однако именно этот узел вызывал больше всего нареканий во время испытаний — трансмиссия КВ была чрезвычайно перегружена и малейшие ошибки механика-водителя могли обойтись очень дорого.

Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Заключение

КВ-122 не пошел в серию по ряду причин — тут и “сырость” конструкции, и откровенный плагиат, и даже личное отношение к Котину, позиции которого в конструкторской среде сильно пошатнулись в конце 1943 года. Тем не менее, КВ-122 остался в истории как этапная машина — кое-что с нее удалось применить на других, серийных танках, что-то осталось в памяти как урок “как делать не надо”. Работа над КВ-122 также позволила конструкторам получить ценный опыт по использованию 122-мм орудий на тяжелых танках. Это знание было использовано при создании более поздних моделей, таких как ИС-3, который стал ещё более совершенным и эффективным тяжёлым танком.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.