Каждый день мы слышим о новых методах коррекции поведенческих нарушений, «лечения» аутизма, СДВГ, ЗРР и так далее. Это все понятно: детей с особенностями развития становится все больше и больше, спрос рождает предложения и тот, кто внедрит действительно эффективный метод коррекции нарушений развития – озолотится. Поэтому и растут, как грибы, новые теории и практики работы с «особыми» детьми. В этом разнообразии уже трудно понять, где заканчивается помощь и начинается чистая коммерция. Сегодня на повестке дня сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция – это процесс, который позволяет нам воспринимать, обрабатывать и координировать информацию от различных сенсорных систем.
Как это объяснить простым языком?
С миром мы взаимодействуем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, и других менее известных и понятных систем. А что если ребенок, например, не видит? Очевидно, что он будет взаимодействовать с миром не так, как большинство из нас: он будет ощупывать предметы, большее внимание уделять звукам, предпочитать тактильно приятные вещи. А если человек не слышит? Тогда поведение будет другое.
А теперь давайте понаблюдаем за детьми с СДВГ и аутизмом. Может быть, они так странно себя ведут и делают все эти непонятные вещи потому что видят и чувствуют этот мир по-другому?
Сенсорно-интегративный подход предлагает развивать сенсорные системы, чтобы через них корректировать поведение детей.
Действительно, родители «проблемных» детей часто отмечают, что их сыновья и дочки не чувствуют положения своего тела в пространстве, не любят какую-то определенную пищу, остро реагируют на громкие звуки и завороженно наблюдают за движущимися по кругу объектами. Даже эти простые наблюдения дают нам основание полагать, что теория имеет право на существование.
Каким же образом работать с сенсорными системами?
Вот здесь, на мой взгляд, заканчивается наука и начинается индустрия. Все эти чулки, гамаки, одеяла, жилеты, тоннели, качели…. Конечно, помогают! Это даже видно по тому, как активно они продаются. Занятия со специалистом в оборудованном зале? Конечно, эффективны! Вон какие очереди стоят! Но в первую очередь индустрия сенсорной интеграции - это не про эффективность, а про удобство. Этот как отпуск «все включено» - мы платим и больше ни о чем не думаем. Два-три занятия в неделю – лучше, чем ничего. Но для полноценного развития этого недостаточно.
Родители должны знать две вещи: первая: чем раньше начата коррекция, тем лучше ее результат. Вторая: сенсорная интеграция больше зависит от повседневных привычек и стиля жизни, чем от целенаправленных занятий.
Перед нами среднестатистический ребенок. Пусть будет дошкольник. Давайте посмотрим на обычный день глазами этого ребенка.
Проснулся, пошел умываться, заигрался с водичкой – пришла мама, воду выключила, отправила завтракать. Ел медленно, поэтому последние несколько ложек в рот запихнула мама. Стал одеваться, мама помогла завязать шапку – чтобы было побыстрее. Побежали в садик, по дороге увидел веточку, хотел поднять и поиграть, но мама сказала, что можно испачкаться. Увидел детскую площадку с лесенкой и качелями, хотел поиграть, но мама сказала, что нет времени. В саду мама переодела, застегнула сандалики. С садика забрал папа, посадил в машину, дал планшет, поехали на занятие. На занятии играл с водичкой, дул мыльные пузыри, завязывал ленточки, занимался с гимнастической палкой, лазал по лестнице, качался на качелях, лепил «липучки», смотрел в окно.
На занятиях по сенсорной интеграции ребенок по сути делает ровно то, что он делал бы и без них, если бы у него была такая возможность. Если бы в младенчестве его не отвлекали планшетами и телевизором, не ограничивали бы манежем и ходунками, не оберегали от подвижных игр, а, наоборот: играли в «ладушки» и «в ямку бух», пели потешки, разрешали греметь кастрюлями и играть выдвижными полками, разбрасывать и собирать игрушки, топать по лужам, брызгаться водой, лепить «куличики» из песка – одним словом, набираться сенсорного опыта, тренировать сенсорные системы.
Нужно ли руководить сенсорной интеграцией?
Если что-то в развитии ребенка уже пошло не так – конечно. Во-первых, стоит поговорить со специалистом, чтобы понять, в чем именно проблема. Во-вторых, специалист нужен, чтобы составить коррекционно-развивающую программу. А вот заниматься по ней вы сможете сами – при наличии желания и времени. Прибавить сенсорной интеграции в жизнь ребенка очень просто: расстелите массажный коврик так, чтобы его нельзя было обойти, сделайте «полосу препятствий» в виде приподнятых порогов, закройте дверной проем занавеской, постройте домик из одеял, повесьте в ванной мягкое пушистое полотенце и жесткое вафельное, меняйте освещение в комнате, экспериментируйте с ароматами, повесьте «музыку ветра» у окна. Не ограничивайте ребенка в его сенсорной активности, а поощряйте и расширяйте сенсорный репертуар. Гуляйте каждый день, активно и полезно: качайтесь на качелях, играйте в «жмурки» и «догонялки», в подвижные игры с мячом, воздушными шариками, кольцебросом, ракетками; ходите «по канату», катайтесь с горки, играйте в снежки, лепите крепости, наблюдайте за изменениями погоды, слушайте птиц.
Сенсорная интеграция – это естественный процесс, который проходит непрерывно и незаметно для нас. Пользуясь благами цивилизации мы нарушаем его естественный ход, поэтому всем детям сейчас нужно целенаправленно заниматься развитием сенсорных систем. Как и где – выбор за вами.