Найти в Дзене
Психопедагогика

Пока ребенок маленький – я с него ничего не требую, вот подрастет….

и я научу его хорошо себя вести, слушаться меня, уважать окружающих, контролировать свое поведение и т.д. Справедливости ради, таких родителей не много. Но они встречаются с завидным постоянством. Чаще всего они приводят ребенка когда тому исполняется лет 6-7, т.е. поближе к школе, когда все проблемы цветут пышным цветом. Жалобы звучат как «неуправляемый», «не умеет себя вести», «непослушный». Раскрашивают жалобы истории о том, как ребенок бегает по классу, разговаривает в унисон учителю, не соблюдает общепринятые правила поведения, не чувствует неуместности своих слов и действий, конфликтует со сверстниками и учителями, игнорирует чужие границы и не понимает субординации. При диагностике можно заметить недоразвитие высших психических функций (иногда – на границе нормы, иногда – «ниже среднего»): у ребенка плохая память, небогатая речь, страдает внимание и операции мышления. Но наибольший провал обнаруживается, конечно, в эмоционально-волевой сфере. Тут неопытного психолога ждет ловуш
Оглавление

и я научу его хорошо себя вести, слушаться меня, уважать окружающих, контролировать свое поведение и т.д.

Справедливости ради, таких родителей не много. Но они встречаются с завидным постоянством. Чаще всего они приводят ребенка когда тому исполняется лет 6-7, т.е. поближе к школе, когда все проблемы цветут пышным цветом. Жалобы звучат как «неуправляемый», «не умеет себя вести», «непослушный». Раскрашивают жалобы истории о том, как ребенок бегает по классу, разговаривает в унисон учителю, не соблюдает общепринятые правила поведения, не чувствует неуместности своих слов и действий, конфликтует со сверстниками и учителями, игнорирует чужие границы и не понимает субординации.

При диагностике можно заметить недоразвитие высших психических функций (иногда – на границе нормы, иногда – «ниже среднего»): у ребенка плохая память, небогатая речь, страдает внимание и операции мышления. Но наибольший провал обнаруживается, конечно, в эмоционально-волевой сфере.

Тут неопытного психолога ждет ловушка!
Вроде бы налицо ЗПР? (А еще менее опытный специалист увидит клиническую картину СДВГ). Нет, коллега! Пусть вас не вводит в заблуждение интеллигентный вид родителей! Тщательно соберите анамнез первых лет жизни, вдумчиво и глубоко побеседуйте с семьей! Потому что вполне вероятно, что это педагогическая запущенность!
Да! В XXI веке! В нашей стране! С повсеместной доступностью педагогических знаний! В благополучной семье! Да, педагогическая запущенность!

И сейчас мы вернемся к началу этой статьи для описания механизма появления такого состояния

«Ну как можно ребенку в два года объяснить, что нельзя кидаться песком на детской площадке? – искренне удивляется мама. - В два года он еще не способен понять, что доставляет неудобства другим людям! Зачем я буду тратить свои силы на бесполезные объяснения?» Ее ребенок носится по детской площадке, сбивая с ног взрослых и детей, забрасывая песком всех и все вокруг, отбирая игрушки у сверстников и их бабушек. И главное! – он делает это совершенно безнаказанно, без единого замечания со стороны мамы («онжеребенок»). Мама ждет, когда малыш вырастет, чтобы начать прививать ему навыки самоконтроля. А пока он маленький, ему можно все. Никаких ограничений. Никаких правил.

Эта мама не знает главного: существует четкая связь между развитием и воспитанием ребенка. Развитие идет ЗА воспитанием, а не наоборот.

Человечеству известно много случаев детей-Маугли, воспитанных вне мира людей и попавших в человеческое общество в сознательном возрасте. Никто из них не смог социализироваться, несмотря на годы реабилитации и специально организованное обучение. Никто не может освоить человеческое поведение без соответствующего воспитания.

Тому есть биологическая основа.

Нашим поведением управляет мозг. Сейчас уже известно, что специальные и определенные зоны мозга отвечают за саморегуляцию и самоконтроль (а еще планирование деятельности). Секрет состоит в том, что эти зоны не развиваются без тренировки (стимуляции). То есть для того, чтобы ребенок мог себя контролировать, надо ставить перед ним такую задачу. Иначе к семи годам мы увидим ребенка-Маугли.

Ну а память, мышление, речь?

Это вторичные нарушения. Для их развития нужна произвольность. Чтобы запомнить, надо совершить волевое усилие. То же самое с вниманием: оно предполагает направленность и сосредоточенность. Высокий уровень развития высших психических функций невозможен без достаточно развитого планирования, самоконтроля и саморегуляции.

http://www.freepik.com/
http://www.freepik.com/

Как тут не вспомнить прекрасную и точную народную мудрость: "воспитывать надо, пока поперек лавки лежит, как только перестал поперек помещаться и вдоль лег - поздно". Всему свое время. Учить ребенка надо, пока он не умеет, а объяснять что-то надо, пока ребенок этого не знает. А не наоборот.

Психолог онлайн: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)

Читайте еще:

"Мне обидно, когда мама меня называет п****сом". Изнанка работы психолога в детском саду
Психопедагогика27 января 2024
-2