Найти в Дзене
Варвар в саду

Сериал "Институт": "слезинка ребёнка", метафора концлагеря и что не так с "проблемой вагонетки"

Пока один из лучших сериалов этого года, на мой вкус. Это экранизация одноимённого романа Стивена Кинга про детей со сверхспособностями, заключённых в таинственном зловещем учреждении. В так называемом «институте» угадывается прозрачная метафора концлагеря и тоталитаризма вообще, любой «системы», перемалывающей своих детей под лозунги о «служении стране и миру». В какой-то момент даже звучит фраза об «окончательном решении проблемы с нашими подопечными». Дымящие трубы «института» тоже вызывают вполне определённые ассоциации. На память приходит недавний фильм «Зона интересов» (о нём был большой текст здесь). И точно так же вокруг живут своей жизнью люди, которые не замечают этот дым. А единственная, кто замечает, – городская сумасшедшая, одержимая конспирологией. Вот эта тема конспирологии в первой половине сериала примечательна. Мне кажется, не стоит слишком буквально толковать сериал в таком смысле, что теории заговора на самом деле имеют основания, что от нас многое (и самое страшное

Пока один из лучших сериалов этого года, на мой вкус. Это экранизация одноимённого романа Стивена Кинга про детей со сверхспособностями, заключённых в таинственном зловещем учреждении. В так называемом «институте» угадывается прозрачная метафора концлагеря и тоталитаризма вообще, любой «системы», перемалывающей своих детей под лозунги о «служении стране и миру». В какой-то момент даже звучит фраза об «окончательном решении проблемы с нашими подопечными». Дымящие трубы «института» тоже вызывают вполне определённые ассоциации. На память приходит недавний фильм «Зона интересов» (о нём был большой текст здесь). И точно так же вокруг живут своей жизнью люди, которые не замечают этот дым. А единственная, кто замечает, – городская сумасшедшая, одержимая конспирологией.

Вот эта тема конспирологии в первой половине сериала примечательна. Мне кажется, не стоит слишком буквально толковать сериал в таком смысле, что теории заговора на самом деле имеют основания, что от нас многое (и самое страшное) скрывают, что на протяжении десятилетий существуют всякие секретные проекты, определяющие и направляющие мировые события, и вот это всё. По-моему, речь скорее о том, что не нужно быть конспирологом, чтобы понять, что происходит перед твоими глазами, увидеть тот самый дым из труб условного Освенцима.

У Кинга в романе дети вроде бы младше, и это, думаю, ещё больше усиливает действие метафоры и ощущение беспомощности, то ощущение, с которым неизбежно сталкивается человек, противостоящий системе, да и просто любой понимающий, «замечающий дым».

Первая половина сериала – неспешная и вязкая, и этот ритм как раз хорошо соответствует самой его удушающе-безнадёжной атмосфере. А вот во второй половине появляется экшн и тематический уклон в сторону сакраментального вопроса о «слезинке ребёнка» и «проблемы вагонетки». Эта «проблема вагонетки» в том или ином виде нередко звучит в кино, особенно в жанровом (вот в прошлогоднем «Чужом: Ромуле» она тоже проходила красной нитью). И мне-то кажется, что ценность этой проблемы с этической точки зрения сильно преувеличена. Просто потому, что никакого отношения к этике она на самом деле не имеет.

Это не этическая дилемма – убить одного человека или миллиард. Тут нет этического выбора, ведь этический выбор – это такой выбор, когда есть возможность выбора в пользу добра или в пользу отказа от зла. И вот постоянно, когда я эту «вагонетку» встречаю, у меня такое ощущение, что в рассуждениях о ней эта очевидная вещь упускается из виду.

Если есть выбор между тем, защитить этого единственного человека, этого ребёнка с его слезинкой (пусть даже ценой своей жизни), или отойти в сторону, или, тем более, самому принести этого ребёнка в жертву, – вот это уже этический выбор. Если бы можно было лечь под вагонетку и тем самым спасти всех остальных, то сделавший это совершил бы этический выбор. Вот у сотрудников «института» в сериале этический выбор есть, и они его делают (за редкими исключениями) в пользу зла, просто потому что ни по каким критериям не получается считать добром убийство детей, даже если это делается ради «спасения мира». В конце концов, если вы, как в сериале, можете «изменить будущее», убив кого-то, вы можете изменить его и другими способами, не мучая и не убивая детей (как минимум, можно попробовать поискать такие способы), не говоря уже о том, что сами концепты «изменения будущего» и «спасения мира» проблематичны.

– Люди столько зла делают для спасения мира!
– Мы правда спасаем мир.
– Нет. Вы убиваете детей.
(диалог из сериала "Институт")

Вот в этом смысле трата экранных сил на то, чтобы напустить «вагонеточный» туман неоднозначности и затем эффектно его развеять, мне показалась излишней и немного смазала впечатление от сериала. Тем более, что история в нём как раз тяготеет к классическому противостоянию добра и зла. Если антагонисты, то они уж такие чистые, беспримесные злодеи, а протагонисты – невинные дети плюс опять же классический хороший парень, хороший коп.

Ладно, в целом всё равно "Институт" – эмоционально цепляющий и внятный (в отличие от «Разделения», которое тут тоже вспоминается иногда при просмотре). А некоторая прямолинейность посыла с лихвой оправдывается убедительностью, драматизмом и даже эпичностью – вместо уже слишком затрёпанных образов Давида и Голиафа нашлось место библейской истории о Самсоне, наделённом сверхъестественной силой, но оказавшемся в такой же неволе, как и эти суперодарённые дети.

Главную роль играет Джо Фримен, сын того самого Мартина Фримена (Ватсона из "Шерлока" и Бильбо Бэггинса из "Хоббита"), и сын вполне достоин отца, очень хорошая работа, по-моему, без скидок на юный возраст.

Отдельное сильное впечатление – от заставки сериала, открывающей песни, очень точно задающей всю тональность истории, ощущение и протеста, и беспомощности. Это кавер на песню "Shout" (1984) группы "Tears for Fears" (вот оригинал на YouTube).

-4

Все обзоры и отдельные посты о сериалах собраны здесь.

Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Особая благодарность тем, кто найдёт возможность поддержать канал донатом, это поможет вести его регулярнее.

Можно подписаться также на телеграм-канал автора.

Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.

Что ещё интересного в этом блоге (кроме сериалов):