Закреплено автором
Варвар в саду
Наверное, надо немного объясниться, почему в этом блоге такое внимание уделяется телесериалам. Мы ведь привыкли их считать заведомо низким искусством, этаким фастфудом, чем-то, годным лишь для того, чтобы убить время, недаром по отношению к ним порой употребляется словечко «таймкиллер». Такой репутацией у постсоветского зрителя сериалы обязаны изначально тем первым образцам, с которыми он познакомился, – это были «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара», ставшая нарицательным именем, и другие. Но даже в то время показывали, например, культовый «Твин Пикс» Линча, который назвать «мыльной оперой», разумеется, язык не повернётся. Между тем, интеллектуальная публика, профессионалы из мира кино, журналисты, исследователи ещё очень долго не принимали сериалы всерьёз. В 2008 году журнал «Искусство кино» устраивает круглый стол на громкую тему «Погубят ли телевизионные фильмы российскую киноиндустрию?», а в 2014-м, когда уже закончились «Во все тяжкие», гремели «Игра престолов» и «Карточный домик», на отечественном телеканале «Культура» выходит передача с заявкой на острую полемику: «Американский сериал: новая культура или торжество банальности?», правда, прошедшая в атмосфере практически полного единодушия и зафиксировавшая изменение отношения к сериалам. Мне кажется (и не только мне, конечно), что нынешние сериалы стали в некотором роде наследниками тех больших романов с продолжением или серий рассказов, которые к читателям XIX века так же приходили частями, порциями, будь то «Евгений Онегин», «Война и мир» или рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Именно сериалы во многом сейчас отвечают за современный нарратив, быстро отзываются на актуальные темы. Большое кино снимают гораздо дольше, ему трудно поспеть за актуальностью и ему труднее вовлекать зрителя, разворачивать перед ним длинную историю с развитием сложных персонажей. Оно либо уходит в аттракцион (и это может случиться даже с крупными проектами, такими, как новая «Дюна» Вильнёва, например), либо в эксперименты с киноязыком и жанром, либо в притчевость, во что-то вневременное (как замечательный фильм Макдонаха "Банши Инишерина"). А вот сюжетность, литературность, рассказывание подробной психологической истории, разработка смыслов, привязанных к актуальной повестке, остаётся на долю сериалов. И этим они и интересны. Причём часто интереснее смотреть не на то, что они старательно и прямо проговаривают, а на то, в чём они проговариваются. Рассуждая о том, что сериалы всё равно остаются массовым искусством, надо признать, что сейчас вообще происходит размывание границ между элитарной и массовой культурой, категориями высокого и низкого, и, может, как раз на примере сериалов, качественно сделанных, но нацеленных по-прежнему на «среднего», «массового» зрителя, это стирание границ особенно заметно. Есть ещё прагматические причины обращения чаще к сериалам, чем к полнометражному кино. Сериалы, во-первых, обозримее, во-вторых, банально доступнее. Главные фестивальные фильмы приходится ждать полгода, а то и больше, пока они выйдут в прокат, потом ещё время, пока появятся в торрентах. А сериалы – вот они, с пылу, с жару :)
28 · 4 дня назад
Статьи
13 прочтений · 22 часа назад
Есть такой синдром, или комплекс, или навязчивая идея, которая формулируется внутренне примерно так: "я ещё недостаточно знаю, чтобы об этом написать пост/эссе/научную статью", "ещё надо несколько книг прочитать на эту тему, и тогда уже точно смогу считать себя вправе рассуждать об этом/записать видео для ютьюба/прочитать лекцию в местной библиотеке". Мне всё это знакомо, конечно. Перфекционизм, страх самозванства, - всё это ещё больше усиливается, когда говоришь о том, в чём не являешься профессионалом. Здесь, однако, видна связь с предыдущим постом про непрочитанные книги. Если ни одна книга не является по-настоящему прочитанной, вычерпанной до дна (ведь что-то мы не поняли, что-то забыли и т. д.), то и ни одна тема не может нам раскрыться во всей полноте и законченности. Мы всегда имеем дело с приближениями. В первом приближении мы можем сказать нечто о чём-то, но уже говоря это, имеем в виду, что есть второе приближение, которое будет точнее, и так, вероятно, до бесконечности. Точно так же и на любого профессионала есть ещё больший профессионал, тем более в нашу эпоху торжества узких специализаций. Полагаю, мы всё же завоевали право говорить, коль скоро признаём заведомую неполноту и неточность высказанного. Да и право на ошибку - законное право. Более того, только высказав, сформулировав, протягивая дальше ниточку мысли, можно дойти до ошибочности ранее высказанного. Не высказав же, мы лишь храним иллюзию некоего знания, боясь не то расплескать его, не то обнаружить прискорбную пустоту сосуда.
18 прочтений · 2 дня назад
Фраза «Пастернака не читал, но осуждаю» висит дамокловым мечом над всяким человеком русскоязычной постсоветской культуры, который вздумал высказаться или даже просто составить мнение о книге, которой не читал, или фильме, который не видел. Она создаёт табу, она припечатывает, клеймит такое высказывание и мнение как невежественное, глупое и смешное и не даёт никакой возможности оправдаться. Даже если по кадрам из каких-нибудь новых «Бременских музыкантов» или по трейлеру «Онегина» уже можно многое понять о качестве данных произведений, угроза выглядеть похожими на огульного критика Пастернака принуждает нас молчать. Но есть и другая оптика, для которой, конечно, надо обладать изрядным чувством юмора и парадоксальностью мышления. Можно вспомнить знаменитое заявление Оскара Уайльда: «Я не читаю книг, на которые должен писать рецензии, ведь так просто попасть под влияние». Менее известно воспоминание близкой подруги и собеседницы Пушкина Александры Смирновой-Россет: «Раз я созналась Пушкину, что мало читаю. Он мне говорит: "Послушайте, скажу я вам по секрету, что я читать терпеть не могу, много не читал, о чём говорю"». У современного французского литературоведа Пьера Байяра есть небольшая книжка с провокационным названием "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали", в которой он очень остроумно показывает всю сложность взаимоотношений как с прочитанным, так и с непрочитанным текстом. В классификации Байяра даже нет такого понятия – прочитанные книги, есть НК – неизвестная книга, КП – книга пролистанная, КС – книга, о которой слыхали, КЗ – книга забытая. Он также использует термин "внутренняя книга" – это тот набор представлений, который у нас имеется о каком-либо произведении, неважно, читали мы его, забыли после чтения, или просто что-то слышали о нём. Ведь даже те, кто никогда не читали «Гамлета» или не смотрели «Крёстного отца», какое-то представление о них да имеют. И кто сказал, что это представление заведомо хуже и беднее представления того, кто когда-то прочёл того же «Гамлета», но ничего не понял и давно забыл, о чём читал? Получается, само понятие «прочитанной» книги или «просмотренного» фильма более чем условно. Идеально, по-настоящему прочитанных книг попросту не бывает. Из этого релятивистского соображения вовсе не следует, однако, что читать не нужно. Напротив, чтобы чтение не стало равно не-чтению, нужно прикладывать немалые усилия (бессмертное: "Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть – нужно бежать еще быстрее"). К тому же и "нечтение", в том числе рассуждение о книгах, которые не читали, – процесс активный и творческий. При всей условности их разграничения и чтение, и нечтение работают на создание наших "внутренних книг", наполненность и глубина которых – вот что важно, а не сам факт того, что мы что-то прочитали и поставили галочку. Интересно ещё, что практический смысл книги Байяра, будто бы заложенный в самом заглавии, кажется обманчивым и несущественным. Собственно, за словами "искусство рассуждать" может следовать что угодно, а может не следовать ничего. Главное – рассуждать, мыслить, не важно, о чём. Так? Или не совсем? Как известно, в Древней Греции на симпосиумах (пирушках) запрещены были разговоры о политике, плохих и хороших правителях, о деньгах, о семье, сплетни о соседях (почти исчерпывающий предмет бесед на большинстве нынешних встреч с друзьями). Грек, не желающий опозориться, должен был уметь свободно цитировать поэтов, от Гомера до Еврипида, чтобы, отталкиваясь от них, выстроить увлекательную и грамотную речь о добродетели или любви, о жизни и смерти. Так рождалась философия, высоты которой поныне недосягаемы. Столь извилистым путём приходим к вроде бы очевидному – именно книги (прочитанные или непрочитанные, разница призрачна), кино (и сериалы, да-да), искусство как предмет не потребления, но рассуждения способны указать путь к тем высотам. Не дойдём, так хоть продышимся, и хорошо бы идти не в одиночку.
9K прочтений · 3 дня назад
"Моя ладонь превратилась в кулак": с кем и за что идёт война в песнях Цоя
Удивился бы Виктор Цой, узнав, что не пройдёт тридцати лет после его смерти, как его песни настолько придутся ко двору и в официальной идеологии, и в массовой культуре? Что "Кукушка" окажется растиражированной в качестве чуть ли не главной армейской и военно-патриотической песни, что один из крупных банков выкупит права на его песню, только чтобы взять оттуда четыре слова и сделать их своим слоганом, что, наконец, "Перемен!" будут «требовать сердца» даже ансамбля Надежды Кадышевой? Впрочем, так ли...
28 прочтений · 4 дня назад
Наверное, надо немного объясниться, почему в этом блоге такое внимание уделяется телесериалам. Мы ведь привыкли их считать заведомо низким искусством, этаким фастфудом, чем-то, годным лишь для того, чтобы убить время, недаром по отношению к ним порой употребляется словечко «таймкиллер». Такой репутацией у постсоветского зрителя сериалы обязаны изначально тем первым образцам, с которыми он познакомился, – это были «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара», ставшая нарицательным именем, и другие. Но даже в то время показывали, например, культовый «Твин Пикс» Линча, который назвать «мыльной оперой», разумеется, язык не повернётся. Между тем, интеллектуальная публика, профессионалы из мира кино, журналисты, исследователи ещё очень долго не принимали сериалы всерьёз. В 2008 году журнал «Искусство кино» устраивает круглый стол на громкую тему «Погубят ли телевизионные фильмы российскую киноиндустрию?», а в 2014-м, когда уже закончились «Во все тяжкие», гремели «Игра престолов» и «Карточный домик», на отечественном телеканале «Культура» выходит передача с заявкой на острую полемику: «Американский сериал: новая культура или торжество банальности?», правда, прошедшая в атмосфере практически полного единодушия и зафиксировавшая изменение отношения к сериалам. Мне кажется (и не только мне, конечно), что нынешние сериалы стали в некотором роде наследниками тех больших романов с продолжением или серий рассказов, которые к читателям XIX века так же приходили частями, порциями, будь то «Евгений Онегин», «Война и мир» или рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Именно сериалы во многом сейчас отвечают за современный нарратив, быстро отзываются на актуальные темы. Большое кино снимают гораздо дольше, ему трудно поспеть за актуальностью и ему труднее вовлекать зрителя, разворачивать перед ним длинную историю с развитием сложных персонажей. Оно либо уходит в аттракцион (и это может случиться даже с крупными проектами, такими, как новая «Дюна» Вильнёва, например), либо в эксперименты с киноязыком и жанром, либо в притчевость, во что-то вневременное (как замечательный фильм Макдонаха "Банши Инишерина"). А вот сюжетность, литературность, рассказывание подробной психологической истории, разработка смыслов, привязанных к актуальной повестке, остаётся на долю сериалов. И этим они и интересны. Причём часто интереснее смотреть не на то, что они старательно и прямо проговаривают, а на то, в чём они проговариваются. Рассуждая о том, что сериалы всё равно остаются массовым искусством, надо признать, что сейчас вообще происходит размывание границ между элитарной и массовой культурой, категориями высокого и низкого, и, может, как раз на примере сериалов, качественно сделанных, но нацеленных по-прежнему на «среднего», «массового» зрителя, это стирание границ особенно заметно. Есть ещё прагматические причины обращения чаще к сериалам, чем к полнометражному кино. Сериалы, во-первых, обозримее, во-вторых, банально доступнее. Главные фестивальные фильмы приходится ждать полгода, а то и больше, пока они выйдут в прокат, потом ещё время, пока появятся в торрентах. А сериалы – вот они, с пылу, с жару :)
40 прочтений · 6 дней назад
Невесёлые "Весёлые чижи" Хармса и Маршака
Если не знать, что "Чижи" написаны на мотив аллегретто из симфонии № 7 Бетховена, то, наверное, будешь читать их в бодром темпе, задорно и отрывисто, но после того, как пропоёшь хотя бы раз под Бетховена, уже сложно перестроиться на более легкомысленную волну. Упорядоченное и слаженное совместное жизнеустройство сорока четырёх чижей вырастает в масштабе, отчего и озорной юмор становится острее, и выходит натуральная травестия. Жили в квартире Сорок четыре, Сорок четыре Весёлых чижа: Чиж - судомойка, Чиж...
414 прочтений · 1 неделю назад
Сериалы мая 2024: личный топ ожиданий
По сравнению с прошедшим апрелем, который оказался очень урожайным на пристойные сериалы, май даёт небольшую передышку. Выделю два сериала, которые планирую посмотреть, и несколько "запасных". "Тёмная материя" (Dark Matter) Параллельные миры, альтернативные жизненные пути, развилки, на которых мы сворачиваем, двойничество, поиск настоящего себя - темы не новые для научной (и не очень) фантастики, но, кажется, неисчерпаемые. Сериал основан на не слишком известном одноимённом романе, автор которого, Блейк Крауч, сам и выступил шоураннером проекта...
28 прочтений · 2 недели назад
Сериалы апреля 2024: краткие итоги. Надежды на апрельские сериалы были значительные, и они более, чем оправдались. "Сочувствующему" (ещё не полностью вышедшему) спасибо за свежую оптику на взаимоотношения Востока и Запада и за бенефис Роберта Дауни-младшего, "Фоллауту" - за уютный постапокалипсис, смех над собой и вообще знакомство с миром этой игры, "Паразиту: Серому" - за бодрящий глоток корейской фантастики, гуманистической и ужасной, а за самый большой страх - страх стать жертвой сталкера, который напишет тебе триста тыщ сообщений с грамматическими ошибками, - спасибо сенсационному "Оленёнку" и персонально актрисе Джессике Ганнинг. К сожалению, нельзя объять необъятное, и на "Шугар" с Колином Фарреллом времени уже не хватило. "Рипли" начат и, вероятнее всего, будет досмотрен и обозрен. Обязательство же выданное Арамису (зачёркнуто) "Сёгуну", вышедшему ещё в марте, превращается почти в ничто. P. S. Если какие-то яркие, на ваш взгляд, сериалы незаслуженно не попали в обзор, пишите, пожалуйста, в комментариях. Если знаете хорошие тексты/видео (свои или чужие) о сериалах, вышедших в апреле, тоже делитесь ссылками.
116 прочтений · 2 недели назад
Сериалы 2024. «Оленёнок»: исповедь на стендапе
Популярная психология сейчас популярна как никогда, и мини-сериал шотландского актёра и комика Ричарда Гэдда «Оленёнок» (Baby Reindeer) упал на весьма благодатную и удобренную почву. Готовность досконально разбираться в хитросплетениях своих и чужих отношений, ставить диагнозы, выявлять паттерны и искать виноватых стала уже одной из устойчивых черт современной массовой культуры. Добавим к этому жадность зрителей до тру-крайм историй, моду на автофикшн, не совсем ещё избитую и животрепещущую проблему...
63 прочтения · 2 недели назад
«Сама себе мужчина»: о гендерном вопросе на примере одного подзабытого фильма
У режиссёра Блейка Эдвардса, снявшего цикл «Розовая пантера» 1960-1970-х, комедии «Завтрак у Тиффани» (1961) и «Большие гонки» (1965), есть более поздний и менее известный фильм – «Виктор/Виктория» (1982). Главная героиня (её играет Джули Эндрюс) осуществляет двойной перевёртыш – она певица, выдающая себя за мужчину, который выступает на сцене в женском образе, как дрэг-квин. И гендерная проблематика, вопрос неравноправия полов начинается уже здесь, поскольку выходит, что один и тот же человек, с...
21 прочтение · 2 недели назад
Сериалы 2024. «Сочувствующий»: вьетконговский Штирлиц на грани срыва (промежуточные заметки)
Пока вышли три серии из семи, но уже понятно, что стоит смотреть до конца. Мини-сериал «Сочувствующий» (The Sympathizer) режиссёра Пак Чхан Ука («Олдбой», «Служанка») попадает в нерв нашего времени, затрагивая темы вооружённых конфликтов, раскола страны, эмиграции, национальной идентичности, исторической памяти. Всё это разыгрывается в декорациях важного для американской культуры (но и для мировой тоже) исторического сюжета – войны во Вьетнаме. В фокусе внимания, впрочем, не сама война, не военные действия...
20 прочтений · 2 недели назад
О документальном сериале Кеннета Кларка "Цивилизация" (1969)
Если книга Эрнста Гомбриха «История искусства» – классический образец популярного и при этом глубокого и занимательного изложения истории искусства, то подобным образцом в видеоформате является не менее классический фильм другого британского искусствоведа Кеннета Кларка – «Цивилизация» (Civilization). Снятый с неслыханным размахом, этот сериал имел большой успех в Англии и США, сам Кларк получил за него титул барона, а у популярных журналистов – титул лорда Кеннета Кларка Цивилизаторского. В тринадцать...
87 прочтений · 3 недели назад
Сериалы 2024. «Паразит: Серый». Гуманизация «внутреннего» врага
Небольшой (6 серий), подходящий для «запойного» просмотра южнокорейский фантастический сериал от Netflix «Паразит: Серый» называют в некоторых статьях боди-хоррором, но это, кажется, не совсем верно. Ужас тут всё же завязан не на изменениях тела (классический пример – «Муха» Кроненберга). По жанру это типичный фильм о «похитителях тел», для которого есть термин «боди-снэтчер». Жанр этот в кино имеет давнюю историю, которую отсчитывают от фильма «Вторжение похитителей тел» 1956 года. «Паразит: Серый»...