Найти в Дзене
АиФ – Урал

«Шило в одном месте». О любви к химии, заводах, школе и экспериментах

Оглавление
   Александр создал блог, в первую очередь, чтобы помочь школьникам разобраться в сложном предмете — химии.
Александр создал блог, в первую очередь, чтобы помочь школьникам разобраться в сложном предмете — химии.

Насколько опасна добыча урана для экологии? Может ли химическая реакция бояться камеры? Почему школьники плохо знают химию и что с этим можно сделать? На эти и другие вопросы отвечает ведущий инженер кафедры редких металлов и наноматериалов физико-технологического института Уральского федерального университета и популяризатор науки Александр Иванов. Подробнее — в материале aif.ural.ru.

«Нравится химия?»

Дарья Попович, «АиФ-Урал»: — Александр Болиславович, как у вас случилась «химия» с химией?

Александр Иванов: — Она сама выбрала меня (улыбается. — Ред.) В школе никогда не испытывал с ней проблем, но всё же не думал, что свяжу жизнь с этой наукой. Поступал сразу на два факультета: физтех и матмех в бывших УПИ и УрГУ. В то время ЕГЭ ещё не был обязательным, и мы сдавали некоторые вступительные испытания прямо в вузе. В день зачисления, когда стало понятно, что проходил на физтех, один из преподавателей приёмной комиссии спросил меня, нравится ли мне химия. Было непонятно, к чему такой вопрос, однако ответил, что нравится. «Хочешь, мы зачислим тебя по направлению ХТМСЭ?» — снова спросил он. Я понятия не имел, как расшифровывалась эта аббревиатура, но согласился. Оказалось, мы с одногруппниками и были химиками на физтехе, получая смежную специальность.

— Как вы начали вести блог?

— Когда учился на четвёртом курсе, кругом началось повальное увеличение зеркальными фотокамерами и блогами. Я тогда тоже решил создать блог, прежде всего, чтобы помогать школьникам в обучении химии. Камеру и ноутбук купил на деньги, полученные благодаря моим исследованиям, и начал снимать свои лабораторные опыты.

Не у всех ребят есть возможность платить репетиторам по химии, а я как раз стал разъяснять в видео основные моменты, при этом показывая эксперименты, которые не проводят в школах. Вообще, хотел, чтобы познавательного контента в интернете становилось больше. Так и родился мой блог «Химия — Просто». Конечно, в силу специфики подписчиков поначалу было немного. Тем не менее за 14 лет его посмотрело больше миллиона человек, ведь там есть интересные факты. Например, не все знают, что многие коллеги учёного Дмитрия Менделеева увлекались эзотерикой, а это вызывало у него бесконечную иронию. Однажды великий химик решил проверить действия нескольких гадалок и убедил товарища экспериментальным путём, что они не обладают реальной силой. Мои видео используют и школьные учителя, и старшеклассники. Как-то раз заметил стоп-кадр из моего видео в олимпиаде по химии.

   Чтобы понять химию, детям нужно мыслить объёмно, считает Александр Иванов. Фото: Кадр из видео/ Химия - Просто
Чтобы понять химию, детям нужно мыслить объёмно, считает Александр Иванов. Фото: Кадр из видео/ Химия - Просто

«Плоско мыслите»

— Как вы считаете, почему многие ребята испытывают сложности с химией в школе?

— Прежде всего, из-за нехватки харизматичных педагогов, которые могли бы увлечь учеников. Некоторые директора школ, посмотрев мой блог, приглашают меня работать к себе учителем химии, но я отказываюсь: и без того нагрузки хватает! А их не смущает тот факт, что у меня нет педагогического образования, — говорят, что работать некому.

Отчасти я и сам столкнулся с такой ситуацией, будучи старшеклассником. Одно время у нас работала учительница по химии, которая даже не могла объяснить, что такое валентность. Я получал «пятёрки» только за то, что заклеивал окна утеплителем. К счастью, она не задержалась у нас надолго и, насколько мне известно, ушла в криминалистику. Её место заняла бывший технолог и сразу объяснила, что в химии нет ничего сложного. На первом же занятии она дала нам задание — нарисовать четыре точки в квадрате так, чтобы расстояние между ними всеми было одинаковым. Мы просидели минут сорок, но так и не смогли его выполнить: одна точка явно мешала. Учительница взяла пластилин, спички и сделала пирамидку, что и требовалось. «Почему вы мыслите в плоскости, когда мы живём в объёмном мире?» — спросила она. По её словам, химию тоже надо воспринимать объёмно. Например, взаимодействие атомов между собой — это физика, названия веществ — лингвистика, формулы — математика и так далее. Повторюсь, не все педагоги умеют так просто объяснять сложные вещи.

Учителей по химии не хватает ещё и потому, что мало кто выбирает такую специальность: она не столь разрекламирована, как, например, работа айтишника. Тем более что наука у многих ассоциируется с нищетой — это пережиток мышления 90-х.

Плюс ко всему уроки химии начинаются не с ярких опытов, а с записи основных понятий. Сразу перейти к практике без теории нельзя, это опасно. Однако многим становится скучно ещё на начальном этапе, и желание заниматься пропадает. К тому же для проведения экспериментов нужны лаборатории с современным оборудованием. Все ли школы оснащены таким? Вряд ли.

   К сожалению, не все школы оснащены современными лабораториями, где можно проводить химические опыты. Фото: Кадр из видео/ блог
К сожалению, не все школы оснащены современными лабораториями, где можно проводить химические опыты. Фото: Кадр из видео/ блог

Вредно для экологии?

Вы не работаете в школе, но, может быть, написали своё пособие для ребят?

— В 2017 году одно издательство предлагало блогерам писать книги, и меня это тоже не миновало. Долго думал: что же выпустить? Не видел смысла в учебнике для школьников, потому что педагоги всё равно не используют материалы, не согласованные с министерством образования. Так что нет, пособия не писал.

Описывать химические опыты в книге тоже, на мой взгляд, смысла не имело: подобных методичек и так много. Решил написать о том, как менялась жизнь людей, назвав книгу так же, как и блог. К примеру, учёные открыли полимеры, и у нас наступил «пластиковый мир». Кстати, сейчас пластик делают из переработанного газа, и это касается большинства предметов, которые нас окружают.

В тот период, когда книгу напечатали, телеканал «Наука» объявил конкурс на лучший научный ролик. Я снял и отправил туда зрелищное видео одного эксперимента с поджиганием ликоподия (вещества, которое используют в качестве детской присыпки), и меня пригласили на этот канал в качестве телеведущего — работаю им вот уже много лет. Когда мы создавали пилотные серии, ездил в Москву на съёмки, но затем операторы начали приезжать ко мне в Екатеринбург, чтобы снять очередной выпуск в университетской лаборатории, – здесь у меня всё необходимое под рукой.

Помимо блога, книги и работы на телевидении, веду открытые лекции для всех желающих. Делаю это бесплатно, потому что организаторы таких научных мероприятий — мои друзья. К тому же приятно, когда после лекции ко мне подходят, чтобы задать вопросы, поговорить. Например, одна девушка призналась, что полюбила химию благодаря моему блогу. Сейчас она учится в магистратуре. Одна подписчица из Казахстана поблагодарила меня за то, что в моём видео объяснялось, как работает один из приборов. У них в лаборатории он постоянно выходил из строя, и никто не понимал почему. Оказалось, туда заливали слишком концентрированный раствор, а так нельзя было делать. Как только вещества начали разбавлять, прибор стал работать исправно.

— Не сталкиваетесь с выгоранием?

— Постоянно, потому что раньше пытался угодить аудитории. Теперь снимаю только то, что мне нравится. К тому же каждый раз делаю что-то новое и не смог бы заниматься чем-то однообразным изо дня в день — у меня шило в одном месте (смеётся. — Ред.).

С недавних пор сотрудничаю с заводами: снимаю видео о том, как они функционируют, и развенчиваю мифы о них. Ведь, по сути, работу предприятий широко освещали ещё в прошлом веке, а потом мало кто возвращался к этой тематике. С тех пор многое изменилось, но у людей сформировались ложные представление о том, что происходит в цехах. Например, не все представляют себе, насколько в них чисто и аккуратно.

   Не все знают, как на самом деле работают заводы. Фото: Кадр из видео/ Химия - Просто
Не все знают, как на самом деле работают заводы. Фото: Кадр из видео/ Химия - Просто

Бывает и так: жители какой-то территории думают, что местный завод загрязняет окружающую среду, и устраивают пикеты, чтобы его закрыли. При этом тут же неподалёку находятся какая-нибудь ТЭЦ или гараж другого предприятия, откуда сбрасывают отходы, например, в речку. Об этом, конечно, никто не догадывается. На самом деле, даже крупное предприятие может быть вполне экологичным, если процесс идёт без нарушений.

Взять хотя бы добычу урана, которая у многих ассоциируется с чем-то опасным и вредным для экологии. Когда я приезжал на один из таких полигонов, сам убедился, что вокруг него растёт лес со здоровыми деревьями, а значит, природа не страдает от этого предприятия. Для того чтобы растворить руду, в которой содержится уран, сотрудники распыляют серную кислоту на открытом воздухе. Кто-то подумает: какой ужас! Но, во-первых, она настолько разбавлена водой, что в этом растворе можно спокойно помыть руки. Во-вторых, вступая в реакцию с горной породой, кислота полностью расходуется, позволяя людям извлечь всё необходимое.

Ведро с полотенцем

Какие ещё мифы о заводах вы начали развенчивать?

— Миф о том, что самые передовые технологии — это всегда что-то супердорогое и навороченное. Взять хотя бы добычу золота. Прежде всего, оно рассеяно в горной породе. Сначала руду надо мелко измельчить, потом химически извлечь оттуда золото и только потом выплавить слиток. Затем рабочий охлаждает его в обычном ведре с водой и насухо протирает полотенцем. В данном случае ведро и полотенце — самые передовые технологии, хотя это обычные бытовые предметы, которые нецелесообразно заменять какими-то ноу-хау.

   Так выглядит один из этапов получения золотого слитка. Фото: Кадр из видео
Так выглядит один из этапов получения золотого слитка. Фото: Кадр из видео

— Происходит ли что-нибудь неожиданное во время съёмок?

— Сплошь и рядом! Бывает, начинаешь съёмку, и какая-нибудь элементарная реакция не получается, хотя для неё созданы все условия. Выключаешь камеру — всё получается. Что за боязнь камеры у химической реакции? Это явление невозможно объяснить логически.

— Можно ли повторять ваши опыты в домашних условиях?

— Ни в коем случае, да и вряд ли это получится! Многие реактивы попросту не достать. Если вам интересна химия, ищите возможность экспериментировать в специальных лабораториях, где есть вытяжка и где вам предоставят все необходимые условия для безопасности. Можно использовать наборы юных химиков, которые продаются в магазине, но имейте в виду, что не все они сделаны как следует. К примеру, там может быть вложена неправильная инструкция, следуя которой вы не получите нужный результат. Такое порой встречается. Вижу это, когда со своей дочкой Машей, которая учится в третьем классе, проводим подобные опыты из наборов. Она уже сама без инструкции может сделать многие из них, так как мы их уже проходили. Я лишь помогаю, когда требуется.