Ну, мы все знаем. Если прийти к врачу с просьбой удалить серую пробку из уха, доктор возьмет в руки во-о-о-о-т такой стеклянный шприц (точно таким же Моргунову делали укол в «Кавказской пленнице»), наберет в него теплой воды и будет долго-долго промывать ухо, пока пробка со стуком не упадет в лоток. Как вариант – доктор воспользуется сложной (и дорогой) машиной под названием «ЛОР-комбайн», при помощи которой, опять же, будет лить вам воду в ухо. Теплую. Горячую воду лить нельзя – вам не понравится процесс. Холодную воду тоже нельзя – вам не понравится результат. Есть еще китайские приборы для удаления пробок (некоторые врачи ими даже пользуются), но все опять будет сведено к промыванию слухового прохода.
Я правильно все рассказываю? Поправьте меня, если что.
Так вот, так, как я описал, делать нельзя.
Если вода при промывании будет слишком холодной (что такое «слишком» достоверно знает только ваше внутреннее ухо), есть риск так называемой лабиринтной атаки - острого приступа головокружения, сопровождаемого приступами неукротимой рвоты. Ровно то же самое случится, когда вода – даже вполне комфортной для уха температуры – попадет за барабанную перепонку в среднее ухо. Такое происходит, если в барабанной перепонке есть перфорация. Перфорация может быть очень маленькой и никак не влиять на слух. И даже вы можете не знать о ее существовании. Доктор тем более не будет знать – все, что видно при осмотре уха – это сама серная пробка. Осмотреть толком барабанную перепонку можно, только когда серная пробка уже удалена.
Но будет уж поздно.
СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ, СЛУЧИВШАЯСЯ МНОГО ЛЕТ НАЗАД.
Правда, много лет тому назад.
В 2000-м году я работал в одной маленькой клинике на три кабинета – сидел там я, врач-аллерголог, безнаказанно занимавшийся гомеопатией, и иглорефлексотерапевт. В кабинете иглотерапевта стояли три кушетки, разделенные занавесками – точь-в-точь как в советском кабинете физиотерапии (деталь, важная для нашего повествования).
Вот в эту самую маленькую клинику ко мне пришел бойкий дедок, который сначала рассказал, что он ветеран московского уголовного розыска, потом, что его сын работает прокурором, а уже потом попросил удалить у него серную пробку. А заодно пообещал большие неприятности, если ему в этом откажут. Главврача это очень впечатлило. Он отвел меня сторону и начал уговаривать промыть деду серную пробку под его, главврача, ответственность. И уговорил.
Когда серная пробка упала в лоток, глаза деда как-то нехорошо запрыгали, и мне это не понравилось. А дед встал и пошел по направлению к туалету. Открыв дверь, он с порога начал «драть лисиц», пытаясь попасть в отверстие унитаза. Крики деда, плеск и запах немедленно разнеслись по всей клинике.
Первой среагировала девушка, лежавшая на иглотерапии на ближней к двери в кабинета кушетке – ее вывернуло в проход в кабинете. Администратор клиники, женщина очень ответственная, но очень брезгливая, бросилась было устранять последствия катастрофы, но не рассчитала силы, и с середины пути, зажав руками рот, побежала обратно. Приступ настиг ее перед моим кабинетом, ровно под ноги семилетней девочки, которая сидела на банкетке вместе с родителями в ожидании приема у меня.
Надо ли говорить, что с девочкой этой немедленно случилось то же самое?
Преодолевая подкативший к горлу спазм, я вышел из клиники на улицу и вдохнул полной грудью морозный осенний воздух. Помогло.
От остановки автобуса к клинике подходил мой старый пациент.
- Извините – сказал ему я. – Приема сегодня не будет. Нас всех тошнит.
Я тогда был еще очень молод – всего за три года до этого я закончил ординатуру. Меня учили удалять серные пробки промыванием. Как удалять их правильно, я знал много позже.
А КАК ПРАВИЛЬНО?
Правильно будет, как пишут большинство источников – от санпросветбюллетеня в районной поликлинике до гигантских медицинских порталов – это обратиться к врачу. Беда только в том, что большинство врачей тоже удаляют пробки неправильно.
Удалять серные пробки при помощи крючка, не совсем правильно – можно повредить барабанную перепонку не хуже, чем это делают некоторые пациенты при помощи ушных палочек. А если случайно при удалении пробки задеть стенку слухового прохода, то будет больно. В смысле, очень больно.
Промывать пробки при помощи шприца Жане или при помощи ЛОР-комбайна в принципе-то можно, вот только ни врач, ни пациент часто не имеют ни малейшего представления о том, что находится под пробкой. Есть ли в барабанной перепонке перфорация, пациент может сказать далеко не всегда, а врач, если он видит пациента впервые, так тем более.
Удалять серную пробку надо при помощи электроотсоса, который уж точно есть в каждом ЛОР-кабинете. А чтобы удаление прошло легко и быстро («быстро» - это за несколько секунд), перед удалением нужно в течение двух-трех дней закапывать в ухо капли, разжижающие ушную серу. И тогда врач действительно удалит пробку легко, безболезненно и без всяких осложнений. Между прочим, так делают в ведущих зарубежных клиниках и в знаменитой «Кремлевке».
А огромный шприц Жане, верой и правдой служивший ЛОР-врачам в течение полутора веков, медленно-медленно уходит в прошлое.