Добрый день, дорогие друзья. Вокруг имени Николая II, начиная еще с современной ему оппозиционной прессы, сложилось огромное количество мифов, легенд и откровенной клеветы. Одним из самых часто-встречающихся,и, вместе с тем, одним из самых глупых обвинений в адрес императора - это уверенность в его скудоумии и слабых умственных способностях.
Образ недалекого, слабовольного и бесхарактерного правителя, ставшего игрушкой в руках хитроумных слуг, появился еще в годы Первой русской революции с ослаблением цензуры.
До Первой мировой войны была популярна частушка, за которую могли привлечь к судебной ответственности:
От Петербурга до Алтая
Нет глупее самодержца Николая.
В этой статье мы развеем этот миф.
1. Детство. Воспоминания
Есть замечательная книга, написанная писателем Ильей Сургучевым (1881-1956) в Париже со слов полковника Владимира Оллонгрена, лично знавшего императора с самого детства, которое они как раз провели вместе.
Приведем несколько цитат:
Он только тогда согласился писать в тетрадке, когда мама показала их целую гору в запасе. У него было необыкновенное уважение к бумаге: писал он палочки страшно старательно, пыхтя и сопя, а иногда и потея, и всегда подкладывал под ладонь промокательную бумагу. Часто бегал мыть руки, хотя тут, пожалуй, была предлогом волшебно лившаяся из стены вода. Его писанье было девически чисто, и тетради эти мать потом благоговейно хранила. Не знаю теперь, где они, кому достались и кто их бережёт.
Ученье начиналось ровно в девять. Уроки были по пятьдесят минут, десять минут — перемена. Вне урока рисовали огромного папу и маленькую маму с зонтиком. Иногда на уроках бывал великий князь Георгий: этот только смотрел, слушал, вздыхал и норовил, как бы поскорей выбрать такой промежуток, чтобы поскорей стрельнуть из комнаты в сад. И мы смотрели ему вслед с искренней завистью. По стенам бегают зайчики, в саду простор, улица аппетитно шумит: улица — недоступный, запретный, какой-то особенный, удивительный, для счастливых, свободных людей мир.
Особая атмосфера детства - какой-то неведомой страны, ушедшей и невозвратной, печальной и прекрасной одновременно заключена в этих строках.
Николаю с детства была присуща аккуратность и щепетильность. А еще у него было замечательная память:
В Ники было что-то от ученика духовного училища: он любил зажигать и расставлять свечи перед иконами и тщательно следил за их горением: тушил огонек, если свеча сгорала, и огарок опрокидывал в отверстие подсвечника – делал это истово, по-ктиторски. Заветным его желанием было облачиться в золотой стихарик, стоять около священника посередине церкви и во время елеопомазания держать священный стаканчик. Ники недурно знал чин служб, был музыкален и умел тактично и корректно подтягивать хору. У него была музыкальная память, и в спальной, очень часто мы повторяли и «Хвалите» с басовыми раскатами в «аллилуйя», и особенно – «ангельские силы на гробе Твоем». Если я начинал врать, Ники с регентской суровостью говорил: «Не туда едешь!»
Память у него была острая и, надев скатерть вместо ризы, он читал наизусть многия прошения из ектений и, напружинив голос до диаконского оттенка, любил гудеть: «О благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем… О Супруге Его…
А я должен был, и обязательно в тон, заканчивать: «Господи помилуй…»
2. Образование
Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. Учебные занятия будущего императора велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.
Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходит службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, и, наконец, в рядах артиллерии. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров.
К 23-м годам своей жизни Николай - высокообразованный молодой человек с широким кругозором, прекрасно знающий историю и литературу и в совершенстве владеющий основными европейскими языками. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто для государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским основам, традициям и идеалам.
Среди преподавателей были известные профессора, государственные и военные деятели. Например:
- законоведение — профессор Московского университета К.П. Победоносцев;
- международное право — профессор Санкт-Петербургского университета М.Н. Капустин;
- политическую экономию и финансы — профессор-экономист Н.Х. Бунге.
По сему выходит, что Николай II был самым образованным императором России. И, вероятно, понимал важность и ценность образования. За время своего правления Николай II осуществил масштабную реформу образования: увеличил расходы на народное образование почти в 10 раз, открыл десятки новых вузов и тысячи школ.
3. Воспоминания современников
Многие лично знавшие Николая II отмечали его природный ум.
Генерал Алексей Мосолов пишет:
«Царь схватывал на лету главную суть доклада, понимал, иногда с полуслова, нарочито недосказанное, оценивал все оттенки изложения».
Другой генерал, который общался с царём лично, Василий Гурко (сын знаменитого генерала и героя войны с турками) говорит о нём так:
«Обладал Николай II исключительной памятью. Благодаря этой памяти его осведомлённость в разнообразных вопросах была изумительная».
Даже Сергей Витте, не любивший Николая II, признавал, что:
«Император Николай II — человек, несомненно, очень быстрого ума и быстрых способностей; он вообще всё быстро схватывает и всё быстро понимает. Как я уже имел случай говорить, в этом отношении, по своим способностям, он стоит гораздо выше своего августейшего отца».
Юрист Анатолий Кони, поддерживающий Столыпина и также не любивший царя, вспоминает:
«Мои личные беседы с царём убеждают меня в том, что это человек, несомненно умный».
Русский военачальник, один из лидеров Белого движения Пётр Врангель писал:
«Ум Государя был быстрый, Он схватывал мысль собеседника с полуслова, а память его была совершенно исключительная. Он не только отлично запоминал события, но и лица, и карту; как-то, говоря о Карпатских боях, где я участвовал со своим полком, Государь вспомнил совершенно точно, в каких пунктах находилась моя дивизия в тот или иной день. При этом бои эти происходили месяца за полтора до разговора моего с Государем, и участок, занятый дивизией, на общем фронте армии имел совершенно второстепенное значение».
Историк и журналист Сергей Ольденбург делает вывод:
«Император Николай II обладал живым умом, быстро схватывавшим существо докладываемых ему вопросов — все, кто имел с ним деловое общение, в один голос об этом свидетельствуют. У него была исключительная память, в частности на лица. Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. Он не забывал их, постоянно к ним возвращался и зачастую в конце концов добивался своего».
Также Николай II был и физически развитым человеком — его можно назвать самым спортивным русским императором. Он с детства регулярно делал гимнастику, любил плавать на байдарке, совершал переходы по несколько десятков километров, обожал скачки и сам участвовал в таких соревнованиях. Зимой играл в русский хоккей и бегал на коньках. Был прекрасным пловцом и заядлым бильярдистом. Увлекался теннисом и охотой.
Таким образом, называть императора глупым человеком, отказывать ему в уме и сообразительности - это попытка скрыть правду, попытка очернить и в очередной раз оболгать Государя.
На этом - все! Большое спасибо за прочтение. Оставляйте реакции и комментарии, нам всегда важно ваше мнение.
Читайте также: