Найти в Дзене

5 заблуждений о Ходынке, в которые вы верите до сих пор

Оглавление
Иллюстрация из свободных источников
Иллюстрация из свободных источников

Кто не слышал про трагедию на Ходынском поле 18 (30) мая 1896 года? Наверное, нет в России такого человека, или, по крайней мере, таких меньшинство. Привычный образ ходынской трагедии - это массовая давка людей, случившаяся при неправильной организации мероприятия (Коронация Николая II), в ходе которой погибли тысячи людей. Царь при этом, не только не отменил празднества, но и сам отправился танцевать на бал, а организаторов коронации наградил.

Именно Ходынка стала одним из главных пунктов в обвинении Николая II, подарившая ему вместе с событиями 9 января 1905 года прозвище "КРОВАВЫЙ".

Однако, так ли все однозначно в этой истории? Современные коммунисты и неоленинцы скажут твердое и безапелляционное - ДА, для них иного быть не может. Мы же не будем верить им на слово, и попытаемся глубже разобраться в этой истории.

Итак, пять заблуждений о Ходынке, в которые нас заставляли верить:

1. Непригодное поле

"Ходынка". Акварель, Владимир Егорович Маковский. 1899 год
"Ходынка". Акварель, Владимир Егорович Маковский. 1899 год

Одним из вервых пунктов обвинений в деле Ходынкой катастрофы стало мнение о том, что само поле попросту не подходит под массовые мероприятия. Ходынское поле всегда было только местом учений и маневров войск Московского округа, оно было перерыто окопами, и непонятно как в голову московских властей могла придти идея, устраивать на этом поле коронационные народные гуляния.

Остановимся здесь немного подробнее. Во-первых, это была уже третья по счету коронация, сопровождаемая массовыми народными гуляниями на этом поле. Коронации Александров и Второго и Третьего сопровождались народными торжествами на Ходынке, причем никаких жертв не было.

Во-вторых, для гарантии благополучного проведения коронационных торжеств мая 1896 года в основу организации их по Высочайшему повелению был положен «принцип прецедента». Именно, в деталях должен был быть соблюден план проведения всех таковых торжеств и мероприятий в Коронацию Александра III 1883 года.

Поэтому, говорить о непригодности поля для массовых гуляний - нельзя. Можно, однако, задаться вполне резонным вопросом: так почему же случилась трагедия? И вторым: кто же виноват? Отсюда вытекает следующий пункт:

2. Вина Великого князя Сергея Александровича

Иллюстрация из свободных источников
Иллюстрация из свободных источников

Обвинения московских властей в выборе неудачного места для народного торжества и в преступно плохой его организации, являются результатом более чем столетней злонамеренной дезинформации.

Как пишут современные исследователи:

«В результате интриг Министра Императорского двора [графа Иллариона Ивановича] Воронцова-Дашкова Великий Князь Сергей Александрович с самого начала подготовки к коронации был отстранен от контроля за проведением народных гуляний. Когда произошла трагедия, Воронцов-Дашков попытался уйти от ответственности, свалив вину на великого князя, инспирировав, глубоко тенденциозный доклад статс-секретаря графа Палена».
Иллюстрация из свободных источников
Иллюстрация из свободных источников

Почему же Высочайшее повеление Императора об организации гуляний и коронации по плану 1883 года не было исполнено? Оттого, думается, что власть и ответственность были разделены.

В коронацию 1883 года московские власти, были полными и единоличными распорядителями во всех вопросах проведения Коронации, касавшихся не Кремля, а Москвы. В частности, раздача подарков народу на Ходынском поле была поручена московскому обер-полицмейстеру.

В коронацию 1896 года устройство майских «коронационных народных зрелищ и увеселений» в Москве вопреки здравому смыслу было изъято из ведения московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича и всецело передано Министерству Императорского Двора.

Принятие мер по охране и обеспечению безопасности народных гуляний также взяло на себя Министерство Двора.

В самой Москве, не считая, по-прежнему Кремля, полнота ответственности за обеспечение безопасности собственно коронационных торжеств, особы Государя Императора и лиц Императорской фамилии была возложена на московские власти.

Таким образом, получился в буквальном смысле слоеный пирог «разделения ответственности». Действительно, в месте проведения «народного праздника» на Ходынском поле за все отвечает Министерство двора, то есть – Петербург.

Но для чего графу Воронову-Дашкову подставлять Великого князя?

Биографы Министра Двора его свидетельствуют, что «в правительстве Воронцов-Дашков представлял интересы либеральной бюрократии». Витте, которого связывала с Воронцовым в том числе и совместная деятельность по Священной Дружине, довольно странной и до сих пор не вполне разъясненной организации, также считал Иллариона Ивановича «человеком довольно либерального направления», что на взгляд Сергея Юльевича, было большим плюсом.

Очевидно, что либерализм Воронцова заведомо осложнял даже деловые контакты между ним и Великим Князем Сергеем Александровичем, который либералом отнюдь не был.

Воронцов-Дашков отстранил великого князя от организации массовых гуляний в результате интриг, желая оттеснить московского губернатора как можно дальше от Николая II. Молодой царь только только набирал политическую силу, и каждой стороне, что естественно, хотелось оказать на монарха большее влияние, пускай и путем интриг. Однако, граф не уделил должного внимания организации гуляний, в том числе и опыту прошлых лет. Новые организаторы поставили все павильоны в одном углу поля вместо кругового расположения, как было раньше. 

Дореволюционная карта Ходынского поля
Дореволюционная карта Ходынского поля

на данной карте обозначена Ходынка. Трагедия случилась на квадрате с обозначением "Место выставки", именно там были установлены павильоны, причем все в левой части квадрата. Сбоку от них начинался глубокий ров, заполненный грязью. Именно он и послужил катализатором трагедии.

Вот что говорят по этому поводу современные исследователи:

Основная катастрофа произошла примерно в левой части прямоугольника «Место выставки». Там к маю 1896 года образовался ров, шириной до 60 м и глубиной до 5 м ближе к Петербургскому шоссе, и сходящий почти на нет там, где сейчас главный вход в Боткинскую больницу.

К вечеру 17 мая толпа стала заполнять ров, вдоль которого было построено большинство киосков с гостинцами, заходя в него с южной стороны, где он был почти вровень с землей. Полотно железной дороги к бывшей выставке так и не было до конца убрано за год с лишком подготовки к торжествам и обрывалось при встрече с южной стороной рва.

Согласно показанию Следствию помощника Бера гражданского инженера Николя, ответственного за планировку поля гуляний, составленная им планировка повторяла таковую Коронации 1883 года.

Однако показания Николя опровергаются данными следствия. Прежде всего, это касается как формы площади выбранной для гуляния, так и расположения буфетов с подарками на этой площади. Так, площадь для народного праздника была круглой в 1883 году и квадратной в 1896 году. Расположение буфетов было также близким к круговому в 1883 году, причем лишь небольшая их часть расположена был в тот раз со стороны Москвы.

В 1896 году, напротив, подавляющее большинство буфетов (120 из 150) «были расположены со стороны Москвы, вдоль оврага, изрытого ямами и имеющего на дне колодец». Как писал очевидец:

«Ров … тянется на протяжении более полуверсты, как раз вдоль буфетов, и перед буфетами имеет во все свое протяжение площадку, шириной от 20 до 30 шагов. На ней-то и предполагалось, по-видимому, установить народ для вручения ему узелков и для пропуска вовнутрь поля».


Как видим, «поле гуляний», усилиями «Особого Установления», для идущего со стороны Тверской заставы народа представляло род укрепленного замка, огражденного рвом. А за рвом, подобием крепостной стены возвышалась линия, соединенных между собой буфетов.

Остальные буфеты образовывали с этой линией из 120 буфетов прямой угол, вытянувшись параллельно Петербургскому шоссе по направлению к Петровскому замку. Этот «угол жесткости» собрал значительную часть жертв из числа разбившихся. И что любопытно, «Особое Установление» приложило все усилия, чтобы именно здесь сконцентрировалась основная толпа.

Кстати, наградили Сергея Александровича после коронации действительно за ее организацию, вот только не в плане раздачи подарков, а в плане безопасности царя, за которую он отвечал лично. Графа Воронцова-Дашкова де наоборот освободили от занимаем должности Министра Императорского двора сразу после окончания расследования происшествия, в 1897 году.

3. Халатность, случайность или...

Николай Николаевич Бер
Николай Николаевич Бер

Николай Николаевич Бер - глава «Особого Установления по устройству коронационных народных зрелищ и увеселений», которое согласно приказу по Министерству Императорского Двора Воронцова-Дашкова от 8 марта 1895 года занималось организацией коронационных праздников.

Вот что пишут современные историки о роли Бера в трагедии:

Удивительно, что описание скромного коронационного подарка (в подарочном платке с царскими портретами работы Прохоровской мануфактуры были завернуты сайка, кусок колбасы, пряник, а к сему прилагалась красивая эмалированная кружка с инициалами Государя) и насыщенной и интересной программы увеселений не было своевременно размещено в газетах.

Между тем, есть основания считать, что вовремя ознакомившись с тем, что надлежит получить гостям праздника «материально» и «духовно», многие могли бы предпочесть «духовную составляющую», разнообразием и интересностью во много раз превышающей «материальную». А тем самым не скопляться за сутки в надежде получить копеечный по существу сувенир.

Напротив, главой Особого Установления Бером, по свидетельству А.С. Суворина, неоднократно проводилась в газетах «реклама» коронационных кружек . Образцы последних были выставлены также в витринах многих московских магазинов. Все это способствовало нездоровому ажиотажу вокруг «материальной составляющей» коронационного праздника на Ходынке.

В газетах, также по поручению Особого Установления, было напечатано, что собираться к «полю гуляний» надо именно со стороны Тверской заставы, то есть именно с той стороны, где линия киосков над глубоким оврагом, или скорее рвом, напоминала стену укрепленного замка.

Уже после случившейся трагедии, было отмечено, что если бы народу предложено было собираться со стороны, например Ваганькова, или, тем более Всесвятской рощи, где не было рва, то давки со смертельными исходами удалось бы избежать.

Дорогой читатель, ты когда-нибудь слышал о флешмобах? А смартмобах?Флэшмоб – это технология собирания толпы, а смартмоб – это цель и смысл такого собирания. Но по сути это очень похоже на подготовку и сбор ожидаемой толпы.

Из сказанного выше, видим, что «на газетном уровне», дополненном слухами, все необходимые условия флэш- и смартмоба для Ходынки выполнены. Люди знали, где собираться, и для чего. А то, что их ожидания не осуществились, так и в настоящее время никто эти ожидания из мастеров флэшмобов и не собирается исполнять.

Может быть, подобные ситуации специально "отрабатывали"? Взять хоть то же «
9 января», именуемое «Кровавым воскресеньем». Типичный случай «флэш-» и «смартмоба».

КСТАТИ!!! На «золотом юбилее» коронации королевы Виктории в 1887 году «при сходных обстоятельствах» погибло по разным данным от 2 до 4,5 тыс. чел, не считая раненых. Но подробностей этой катастрофы в открытом доступе вы не найдете, они так хорошо засекречены возможно именно потому, что и послужили для отработки соответствующих технологий.

4. Данные свидетелей

Еще одна из основных загадок Ходынки, и одновременно ее заблуждение - это свидетельства очевидцев, а точнее одного - Гиляровского.

Владимир Алексеевич Гиляровский в 1896 году во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II едва не погиб в давке, став очевидцем катастрофы на Ходынском поле. Репортаж об этой трагедии был им опубликован через день после происшествия. Этой же темы Гиляровский коснулся и в своих «Воспоминаниях». Однако, из текста его воспоминаний прямо следует, что он смог вырваться из ловушки рва не позже трех с небольшим часов утра. В чем каждый может убедиться самостоятельно.

А все впечатляющие описания в его статье в «Русских ведомостях» от 20 мая: раздирающие душу стоны, затоптанные и раздавленные в продолжение «не более десяти мучительнейших минут...», все это могло быть записано им исключительно с чужих слов. Прежде всего, со слов первого сообщения Министерства Двора в Правительственном Вестнике от 19 мая 1896 года.

Странно, что это не понял пока никто за сто лет. Напротив, статья и воспоминания «дяди Гиляя», стали каноном, который, не утомляя себя разбором подробностей и частностей, цитируют в качестве свидетельства очевидца все, кому не лень.

Кроме того, ни документальных свидетельств о подготовке к празднику, ни достоверных сведений из первых рук, о случившемся при начале раздачи подарков нет. При наличии сотен тысяч участников.

Как отмечено в «Постановлении по делу о Ходынской катастрофе», в архивах Министерства Двора не сохранилось документальных свидетельств об утверждении Министром Двора плана гуляний ни за 1896, ни за 1883 годы. Отметим, что Министром Двора во время обеих коронаций был все тот же
граф Воронцов-Дашков.
Не последнюю (далеко не последнюю) роль в катастрофе сыграл блистательный Министр Финансов граф С.Ю. Витте. Думаю, эта новость окажется для многих неожиданной.

Именно по распоряжению Витте незадолго до коронации с Ходынского поля был демонтирован огромный павильон «Звезда». Министр посчитал, что перевезти старый павильон дешевле, чем строить новый, хотя в итоге это оказалось намного дороже. На месте демонтированного павильона не убрали ямы от фундамента, а перед киосками с подарками образовался глубокий ров, в котором задохнулось не менее 80% из числа погибших.

5. "Бал во время чумы"

Иллюстрация из свободных источников
Иллюстрация из свободных источников

Даже если Николаю II лично не ставят в вину организацию Ходынки его обязательно распинают за то, что не отменил торжеств и не сразу после катастрофы поехал танцевать на бал во французское посольство. Вот, мол, смотрите, как царь о народе думает: плевать хотел на трагедию, лишь бы развлекаться и пировать. Это классическая позиция современного коммуниста.

Но откуда же взялись все эти слухи о танцах после катастрофы? Как ни странно, от самих Романовых. Уже находясь в эмиграции, спустя практически 40 лет после произошедшего, события описывает великий князь Александр Михайлович, двоюродный брат царя:

— Помни, Никки, — закончил он, глядя Николаю II прямо в глаза, — кровь этих пяти тысяч мужчин, женщин и детей останется неизгладимым пятном на твоём царствовании. Ты не в состоянии воскресить мёртвых, но ты можешь проявить заботу об их семьях. Не давай повода твоим врагам говорить, что молодой Царь пляшет, когда его погибших верноподданных везут в мертвецкую...
Мои братья ни могли сдержать своего негодования...
Вечером Император Николай II присутствовал на большом балу, данном французским посланником. Сияющая улыбка на лице великого князя Сергея заставляла иностранцев высказывать предположения, что Романовы лишились рассудка. Мы, четверо, покинули бальную залу в тот момент, когда начались танцы, и этим тяжко нарушили правила придворного этикета.

По его "Воспоминаниям" царь остался танцевать и великий князь Сергей Александрович тоже. Ненависть Михайловичей к Сергею Александровичу известна. Сандро буквально ненавидел его, именно ему принадлежит почетное право распространителя сплетен и слухов об "ином" предпочтении в любви великого князя.

Кстати, обратили внимание на число погибших? Именно о таком количестве всегда говорили большевики (На самом деле погибло 1389 человек, пострадали и были ранены еще около 1300 человек.). В своих "Воспоминаниях" великий князь даже бросается фразами по типу: "Большевики спасли Россию" и тд. Старый хитрец и мот.

Родная сестра Николая II, Ксения Александровна, и по совместительству жена Александра Михайловича, оставила такую запись в дневнике:

"Поехали на бал к Montebello (в доме Шереметевых). Конечно, мы были расстроены и совсем не в подобающем расположении духа! Ники и Аликс хотели уехать через полчаса, но милые дядюшки (Сергей и Владимир) умоляли их остаться, сказав, что это только сентиментальность".

То есть, теперь получается, что царь все же хотел уехать. Но опять злобный дядя Сергей его остановил. И далее она указывает, что танцевали они долго.

Кто у нас есть еще? Ах, да, Сергей Юльевич Витте. Цитата из его воспоминаний:

Но, по-видимому, государю дали дурные советы и не нужно было быть особенно прозорливым, чтобы понять, что советы эти исходили от московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, женатого на сестре императрицы. Великий князь Сергей Александрович в это время и, можно сказать, до самой своей смерти, был один из самых близких и влиятельных лиц при государе императоре....
Через некоторое время приехали государь и императрица; открылся бал, причем первый контрданс государь танцевал с графиней Монтебелло, а государыня — с графом Монтебелло. Впрочем, государь вскоре с этого бала удалился.

И снова виноват Сергей Александрович, посмевший влиять на молодого Государя. Зависть или подковерные интриги, как думаете, дорогие читатели?

По Витте получается, что царь остался и потанцевал, но потом все же сразу удалился. Воспоминания свои Витте также писал много лет спустя, перед смертью. И он, кстати, недолюбливал Николая и Александру (поэтому и приплел и ее, и сестру).

Абсолютно иные свидетельства оставляет, например, графиня Клейнмихель, которая, между прочим, особой любовью к императору тоже никогда не отличалась:

Французский посол умолял в виду страшных расходов согласиться хотя бы просто на раут. Государя, не без большого труда, умолили появиться с Императрицей, хотя бы ненадолго на рауте… На Государе, что называется, лица не было. Он весь осунулся, был бледен как полотно. В молчании они прошли по залам, кланяясь собравшимся. Затем прошли в гостиную маркизы Монтебелло и очень скоро отбыли во дворец. Французы были в отчаянии, но, кажется, и они поняли, что требовать большего … было невозможно.

Что же получается? Поприветствовал царь собравшихся и уехал тут же? Из посольства? Где идет дипломатический прием? Дюже странно...

Сам Николай пишет в дневнике, что о трагедии узнал в 10.30, они с Аликс приехали на поле, чтобы лично все увидеть, а только потом поехали в посольство, где пробыли примерно до 2х. Не беря в расчет, что дневники царя могут быть подделкой(вот ссылка), делаем вывод, что на балу Император все же был. И ЧТО?

Присутствие на таком мероприятии - это его непосредственная обязанность, как монарха. Дипломатический прием устраивается союзниками, именно поэтому игнорирование его стало бы большей проблемой, нежели посещение.

Кроме того, понося царя на чем свет стоит щза этот бал, неокоммики обычно забывают упомянуть реальную помощь, оказанную императором всем пострадавшим.

После трагедии Император Николай Александрович распорядился выплатить из своих собственных средств по 1000 рублей на семью погибшего, кроме того Государь оплатил и все расходы связанные с похоронами. Также, по свидетельству В.Ф. Джунковского, адъютанта Сергея Александровича:

«...была учреждена комиссия под председательством губернатора, были собраны крупные суммы денег, кроме ассигнованных из Министерства финансов, и все семьи до самой революции получали пособия».

Вот и выходит, что пенсии, которые более 20 лет получали пострадавшие в Ходынке люди, отменили большевики, когда пришли к власти.

На этом - все! Большое спасибо за прочтение. Оставляйте комментарии и реакции. Нам важно ваше мнение.

Читайте также: