Эта детективная история не совсем обычна: в ней главная героиня поймала «на живца» банду автоугонщиков, которую (внимание!) тоже возглавляла дама.
А ещё это детектив комический-музыкальный и рекламный и снят был под руководством Леонида Гайдая.
Конечно же, популярности гайдаевских комедий он не достиг, но почерк мэтра местами заметен. Итак, сегодня речь об эксцентрическом детективе (именно так определили фильм авторы) «Подарок одинокой женщине» (1975).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Съёмки фильма стартовали в 1973 году на Рижской киностудии. Сценаристом стал Лаймонис Вацземниекс, режиссёром — Эрикс Лацис. Оба изначально настроились снимать детектив-комедию, хотя на Рижской киностудии практически не ставили комедийные ленты. Основным творческим направлением там были драмы, а с приходом Алоиза Бренча расцвёл и детективный жанр. Не нашла информации, почему худруком картины стал Леонид Гайдай. В титрах он числится консультантом, фактически же был полноценным руководителем, и нельзя этого не заметить. Авторы не претендовали на серьёзное раскрытие проблем борьбы с преступностью, режиссёр Эрикс Лацис считал своей целью
«… создать весёлую, красочную картину, на которой зритель хорошо бы отдохнул и посмеялся».
От себя сразу скажу. что фильм вышел забавным. Не то чтобы комедия, где смеёшься поминутно, но очень симпатично и задорно. Особенно любопытны рекламные вставки, которые я сначала даже не восприняла как рекламу, поначалу казалось, что это просто трюк в духе Жоржа Милославского (про деньги в сберкассе), но нет — всё это реальные товары рижского производства. Но об этом ниже.
Сюжет таков. На хуторах обнаруживается банда автоугонщиков. Задержать их берётся лейтенант милиции Гита.
Гита прикидывается местной бабулькой Кнёпиене, которая якобы получила в подарок от дальнего родственника тёмно-вишнёвую «Волгу».
Слухи о внезапном обогащении Кнёпихи мгновенно разносятся по округе, и за «Волгой» начинается охота. Эта машина — предмет вожделения некоего восточного богатея Зеро, с которым крутит роман бандерша Лора, и по её наущению двое угонщиков отправляются к Кнёпихе. Но бабулька, которая на первый взгляд выглядит божьим одуванчиком и простачком, которую легко провести, на деле оказывается хитроумной и даже немного зловредной.
В фильме будут автогонки, в которых внезапно победят Кнёпиха и один из угонщиков, роскошный особняк с сауной и горкой с балкона прямо в озеро(!), кордебалет с лёгким обнажением и неудержимый деревенский ловелас, который не пропустит ни одну женщину, несмотря на наличие жены.
Роль Гиты сыграла Вия Артмане. Для актрисы со всесоюзной известностью, которая была одним из главных лиц прибалтийского кинематографа, это был некий эксперимент: Вия Артмане впервые снималась в комедии. И определённо открылась для зрителей с новой стороны. Даже жаль, что её комедийный талант позже так и остался невостребованным — очень уж она тут хороша.
Впервые попробовала себя в эксцентрике и давний приятель Вии Артмане Эдвард Павулс, который сыграл того самого деревенского ловеласа, которому до всего есть дело.
В маленьком эпизоде мелькнул Артурс Димитерс, супруг Вии Артмане.
В роли нетерпеливого Зеро, которому не терпится стать обладателем «Волги», — Харий Лиепиньш (в озвучке Александра Демьяненко), роли угонщиков сыграли Леонс Криванс и Эгнос Майсакс, в роли Лоры Хелена Романова (с голосом Галины Чигинской), небольшая роль милиционера досталась Улдису Лиелдиджу.
Особенность «Подарок одинокой женщине» -- большой количество музыки и песен, и композитором на фильме был Раймонд Паулс (в титрах — Паул). Ну и очень остроумные рекламные вставки, о которых говорилось выше. Это не продакт-плейсмент, который сейчас практикуется, а настоящая реклама. Один из эпизодов, например, таков. Угонщик несётся по дороге и замечает на обочине стоящую спиной девушку с точёной фигуркой в мини-юбке. Конечно, пропустить такую нельзя. Но когда девушка оборачивается, оказывается, что это уже взрослая женщина с чертами лица, скажем так, негармоничными. Это реклама чего, как вы думаете? Ответ будет в закреплённом комментарии. А ещё лучше посмотрите фильм.
В прокате фильм был сравнительно успешен, хотя кинохитом не стал. Сегодня он смотрится очень мило, несмотря на некоторую блёклость плёнки. Не могу не восхититься Вией Артмане, которая выглядит прекрасно и до зрелых лет сохранила красоту. Кстати, в «Подарке одинокой женщине» есть эпизод в лучших традициях голливудских блокбастеров:
Гита, только что вылезшая из воды с мокрыми волосами, в следующем кадре предстаёт в купальнике, но с идеальной укладкой. Ни дать не взять девушка Бонда.
Резюме. «Подарок одинокой женщине» — не претендующий на попадание в вечность фильм. Авторы цели достигли, сняв классическую комедию с трюками и гэгами с лёгким детективным налётом. Герои выпуклы и гротескны, сюжет задорный и летний, хорошее настроение гарантировано.
А какие роли Вии Артмане любите вы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: