Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Эй, кто-нибудь!». Одинокий голос из тюремной камеры

Режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин вместе сняли три фильма, и два из них ещё в студенческие годы. Впервые они поработали вместе, создавая курсовую короткометражку, а потом в дуэте сняли и короткометражку дипломную. Это была лента «Эй, кто-нибудь!» (1962), и реакция коллег Смирнова и Яшина на неё было неоднозначной. Лента получилась камерной в самом прямом смысле (действие происходит в тюрьме) и поистине антропоцентрической: в центре сюжета здесь герой с резким индивидуалистическим взглядом на жизнь. Сценарий для фильма написал Андрей Смирнов, дебютировав в этом качестве. А основой стала пьеса «Эй, кто-нибудь!» американского драматурга Уильяма Сарояна, написанная им в 1941 году. Позже Борис Яшин говорил, что вдохновлялись они с Андреем Смирновым американской кинодрамой «12 разгневанных мужчин», откуда позаимствовали ряд приёмов, включая аскетичность и статичность обстановки и ограниченное число персонажей. И персонажей тут всего три, причём третий появляется уже почти в финале. В

Режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин вместе сняли три фильма, и два из них ещё в студенческие годы. Впервые они поработали вместе, создавая курсовую короткометражку, а потом в дуэте сняли и короткометражку дипломную. Это была лента «Эй, кто-нибудь!» (1962), и реакция коллег Смирнова и Яшина на неё было неоднозначной.

Лента получилась камерной в самом прямом смысле (действие происходит в тюрьме) и поистине антропоцентрической: в центре сюжета здесь герой с резким индивидуалистическим взглядом на жизнь.
Кадр из фильма «Эй, кто-нибудь!»
Кадр из фильма «Эй, кто-нибудь!»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий для фильма написал Андрей Смирнов, дебютировав в этом качестве. А основой стала пьеса «Эй, кто-нибудь!» американского драматурга Уильяма Сарояна, написанная им в 1941 году.

Позже Борис Яшин говорил, что вдохновлялись они с Андреем Смирновым американской кинодрамой «12 разгневанных мужчин», откуда позаимствовали ряд приёмов, включая аскетичность и статичность обстановки и ограниченное число персонажей.
Кадр из фильма. Владимир Ивашов в роли узника
Кадр из фильма. Владимир Ивашов в роли узника

И персонажей тут всего три, причём третий появляется уже почти в финале. В первой же части зрители видят молодого человека, запертого в тюремной камере. Тюрьма пуста, все сотрудники ушли, так что голос узника разносится по всем помещениям, откликаясь эхом. Впрочем, не только эхом: в истории возникает ещё один голос. Он принадлежит 17-летней уборщице Эмили. Она-то и рассказывает парню, что произошло. Его обвинил в изнасиловании жены достопочтенный мужчина и после его удара герой оказался в тюрьме без сознания. Между Эмили и заключённым вспыхивает симпатия, она даже готова освободить его и уходит, чтобы вернуться с оружием.

Но в это время в тюрьму является тот самый супруг, чья жена оказалась жертвой насилия (а может, всё было наоборот?).

О чём говорили обвинитель и обвиняемый и к чему пришли, узнайте из фильма, он длится всего полчаса.

Кадр из фильма. Владимир Ивашов
Кадр из фильма. Владимир Ивашов

Роль безымянного героя, так безрассудно относящемуся к свободной любви, предложили сыграть Владимиру Ивашову, оканчивавшему тогда ВГИК. Владимиру Ивашову было всего 23 года, но он был уже огромной знаменитостью: в 20 лет он дебютировал в кино в драме «Баллада о солдате» (1959), и сегодня это лента — классика не только советского кино, но и мирового. Интересно, что почти параллельно с работой в «Эй, кто-нибудь!» Владимир Ивашов снимался в другом фильме, совсем иного жанра и с абсолютно другой атмосферой — это были «Семь нянек» (1962), блистательная комедия, поставленная Роланом Быковым.

Кадр из фильма. Ольга Гобзева
Кадр из фильма. Ольга Гобзева

Нежной, но решительной Эмили стала знакомая начинающих режиссёров — студентка актёрского факультета ВГИКа Ольга Гобзева, имени которой тогда никто не знал. Короткометражка «Эй, кто-нибудь!» — это дебют актрисы, но нельзя сказать, что особо успешный. По-настоящему её заметили позже, после работы в «Заставе Ильича» (1964), и вот тогда Ольга Гобзева стала действительно популярной и востребованной актрисой.

Но в начале девяностых она, уже опытная актриса с богатой фильмографией, резко изменила жизнь, уйдя в религию.

Затворницей Ольга Гобзева не стала, но в кино больше не снималась, хотя и принимает участие в телевизионных программах, в том числе как автор.

Кадр из фильма. Ольга Гобзева
Кадр из фильма. Ольга Гобзева

Небольшая роль обманутого мужа досталась Владлену Паулусу, актёру московского театра «Современник».

Владлену Паулусу было уже за 30, но его кинокарьера только начиналась. И началась она очень ярко:

актёр сыграл характерную роль Акулы Додсона в картине Леонида Гайдая «Деловые люди» (1963), которая многим хорошо запомнилась. Но, к сожалению, на крупные роли Владлена Паулуса приглашали редко, большей частью ему предлагали эпизоды, но и их он умел делать незабываемыми. Вдвойне жаль, что и отпущено ему было мало времени: из жизни он ушёл всего в 50 лет.

Кадр из фильма. Владлен Паулус
Кадр из фильма. Владлен Паулус

Дипломную короткометражку «Эй, кто-нибудь!» принимали на комиссии не без сложностей, но в конце концов молодым режиссёрам поставили отличные оценки. Вскоре они начали снимать уже полнометражную картину «Пядь земли» (1964) о военных событиях (её также советую посмотреть), но потом их пути разошлись. А пьесу «Эй, кто-нибудь!» спустя 18 лет ещё раз экранизировал армянский режиссёр Марат Варжапетян, и главную роль в этой тоже короткометражном фильме с таким же названием сыграл Андрей Подошьян.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ну и отдельно отмечу музыку в картине Андрея Смирнова и Борис Яшина. Её автор — композитор Александр Зацепин, совсем недавно, в марте 2025 года, отметивший 99-летие (!). Музыка, сопровождающая начальные кадры, звучит жизнерадостно и оптимистично, очень в духе Александра Зацепина и совершенно не намекает, что дальше развернётся драма. Кстати, для версии Марата Варжапетяна музыку написал другой именитый композитор — Микаэл Таривердиев.

Кадр из фильм. Ольга Гобзева
Кадр из фильм. Ольга Гобзева

Сейчас «Эй, кто-нибудь!» вряд ли многие вспомнят, хотя работа как минимум небезынтересная. Однозначно рекомендую поклонникам Ольги Гобзевой, она тут совершенно прелестна, с огромными глазами, очень милая, ещё по-юношески красива. Единственное, что немного портит впечатление, — темнота. Была ли это задумка авторов (всё-таки речь о тюрьме) или это просто плохая плёнка, неизвестно. Но всё же темновато.

А в чью версию преступления поверили вы: в версию заключённого или а предположения мужа?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: