Режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин вместе сняли три фильма, и два из них ещё в студенческие годы. Впервые они поработали вместе, создавая курсовую короткометражку, а потом в дуэте сняли и короткометражку дипломную. Это была лента «Эй, кто-нибудь!» (1962), и реакция коллег Смирнова и Яшина на неё было неоднозначной.
Лента получилась камерной в самом прямом смысле (действие происходит в тюрьме) и поистине антропоцентрической: в центре сюжета здесь герой с резким индивидуалистическим взглядом на жизнь.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий для фильма написал Андрей Смирнов, дебютировав в этом качестве. А основой стала пьеса «Эй, кто-нибудь!» американского драматурга Уильяма Сарояна, написанная им в 1941 году.
Позже Борис Яшин говорил, что вдохновлялись они с Андреем Смирновым американской кинодрамой «12 разгневанных мужчин», откуда позаимствовали ряд приёмов, включая аскетичность и статичность обстановки и ограниченное число персонажей.
И персонажей тут всего три, причём третий появляется уже почти в финале. В первой же части зрители видят молодого человека, запертого в тюремной камере. Тюрьма пуста, все сотрудники ушли, так что голос узника разносится по всем помещениям, откликаясь эхом. Впрочем, не только эхом: в истории возникает ещё один голос. Он принадлежит 17-летней уборщице Эмили. Она-то и рассказывает парню, что произошло. Его обвинил в изнасиловании жены достопочтенный мужчина и после его удара герой оказался в тюрьме без сознания. Между Эмили и заключённым вспыхивает симпатия, она даже готова освободить его и уходит, чтобы вернуться с оружием.
Но в это время в тюрьму является тот самый супруг, чья жена оказалась жертвой насилия (а может, всё было наоборот?).
О чём говорили обвинитель и обвиняемый и к чему пришли, узнайте из фильма, он длится всего полчаса.
Роль безымянного героя, так безрассудно относящемуся к свободной любви, предложили сыграть Владимиру Ивашову, оканчивавшему тогда ВГИК. Владимиру Ивашову было всего 23 года, но он был уже огромной знаменитостью: в 20 лет он дебютировал в кино в драме «Баллада о солдате» (1959), и сегодня это лента — классика не только советского кино, но и мирового. Интересно, что почти параллельно с работой в «Эй, кто-нибудь!» Владимир Ивашов снимался в другом фильме, совсем иного жанра и с абсолютно другой атмосферой — это были «Семь нянек» (1962), блистательная комедия, поставленная Роланом Быковым.
Нежной, но решительной Эмили стала знакомая начинающих режиссёров — студентка актёрского факультета ВГИКа Ольга Гобзева, имени которой тогда никто не знал. Короткометражка «Эй, кто-нибудь!» — это дебют актрисы, но нельзя сказать, что особо успешный. По-настоящему её заметили позже, после работы в «Заставе Ильича» (1964), и вот тогда Ольга Гобзева стала действительно популярной и востребованной актрисой.
Но в начале девяностых она, уже опытная актриса с богатой фильмографией, резко изменила жизнь, уйдя в религию.
Затворницей Ольга Гобзева не стала, но в кино больше не снималась, хотя и принимает участие в телевизионных программах, в том числе как автор.
Небольшая роль обманутого мужа досталась Владлену Паулусу, актёру московского театра «Современник».
Владлену Паулусу было уже за 30, но его кинокарьера только начиналась. И началась она очень ярко:
актёр сыграл характерную роль Акулы Додсона в картине Леонида Гайдая «Деловые люди» (1963), которая многим хорошо запомнилась. Но, к сожалению, на крупные роли Владлена Паулуса приглашали редко, большей частью ему предлагали эпизоды, но и их он умел делать незабываемыми. Вдвойне жаль, что и отпущено ему было мало времени: из жизни он ушёл всего в 50 лет.
Дипломную короткометражку «Эй, кто-нибудь!» принимали на комиссии не без сложностей, но в конце концов молодым режиссёрам поставили отличные оценки. Вскоре они начали снимать уже полнометражную картину «Пядь земли» (1964) о военных событиях (её также советую посмотреть), но потом их пути разошлись. А пьесу «Эй, кто-нибудь!» спустя 18 лет ещё раз экранизировал армянский режиссёр Марат Варжапетян, и главную роль в этой тоже короткометражном фильме с таким же названием сыграл Андрей Подошьян.
Ну и отдельно отмечу музыку в картине Андрея Смирнова и Борис Яшина. Её автор — композитор Александр Зацепин, совсем недавно, в марте 2025 года, отметивший 99-летие (!). Музыка, сопровождающая начальные кадры, звучит жизнерадостно и оптимистично, очень в духе Александра Зацепина и совершенно не намекает, что дальше развернётся драма. Кстати, для версии Марата Варжапетяна музыку написал другой именитый композитор — Микаэл Таривердиев.
Сейчас «Эй, кто-нибудь!» вряд ли многие вспомнят, хотя работа как минимум небезынтересная. Однозначно рекомендую поклонникам Ольги Гобзевой, она тут совершенно прелестна, с огромными глазами, очень милая, ещё по-юношески красива. Единственное, что немного портит впечатление, — темнота. Была ли это задумка авторов (всё-таки речь о тюрьме) или это просто плохая плёнка, неизвестно. Но всё же темновато.
А в чью версию преступления поверили вы: в версию заключённого или а предположения мужа?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: