Найти в Дзене
Заземляющие кольца

Регулировка зазоров в подшипниках качения

Регулировка зазоров в подшипниках оказывает большое влияние на их долговечность и точность работы всего электродвигателя. Различают два вида зазоров: радиальный и осевой. В процессе монтажа и эксплуатации подшипников эти зазоры изменяют свою величину.

Перед монтажом подшипник имеет так называемый начальный зазор, после установки подшипника в узле – посадочный зазор и, наконец, в процессе эксплуатации – рабочий зазор.

Рабочий зазор в радиально-упорных и упорных подшипниках должен быть таким, чтобы, с одной стороны, осуществлялось легкое вращение вала, а, с другой стороны, при температурном удлинении вала не защемлялись тела качения.

Регулировку радиально-упорных и упорных подшипников часто приходится осуществлять во время их эксплуатации, чтобы компенсировать зазоры, образующиеся от износа. Осевые и радиальные зазоры в радиально-упорных и упорных подшипниках имеют определенную геометрическую зависимость.

Оптимальная осевая игра (зазор) в подшипниках регулируемого типа зависит от многих факторов: конструкции и размера подшипников, температуры узла во время работы, жесткости опор, точности посадочных мест; поэтому величина осевой игры устанавливается индивидуально для каждого узла.

Следует учитывать, что отсутствие зазора, так же как и чрезмерно большой зазор, ведет к быстрому износу подшипников. Исключение составляют узлы точных станков, которые монтируются на подшипниках с предварительным натягом.

Радиально-упорные подшипники и особенно роликовые конические лучше работают при малой осевой игре.

Если в узле обеспечена высокая точность расточки посадочных мест, расстояние между подшипниками невелико и нет опасения защемления тел качения, то следует выбирать нижние пределы осевой игры. Если вышеуказанные условия в узле не выполняются, то пределы осевой игры выбираются по представленным таблицам с учетом теплового удлинения вала.

Примерные значения осевой игры для регулировки конических роликоподшипников:

Примерные значения осевой игры для регулировки радиально-упорных шарикоподшипников:

-2

Примерные значения осевой игры для регулировки двойных упорных подшипников:

-3

В зависимости от схемы установки подшипников осевая игра регулируется:

  • прокладками между корпусом и торцом крышки (рис. а, б);
  • резьбовыми кольцами на валу или в корпусе;
  • гайкой и специальной шайбой (рис. в).
-4

В данной схеме в фиксированной опоре вала устанавливают два подшипника. Внутренние кольца подшипников обеих опор закрепляют на валу. Наружные кольца подшипников, расположенных в фиксированной опоре, закрепляют в корпусе. Наружное кольцо подшипника плавающей опоры оставляют свободным.

Дополнительную информацию по осевой регулировке можно найти тут.

В фиксированной опоре радиальные и осевые зазоры сводятся к минимуму соответствующей регулировкой, и «игра» валов почти отсутствует. Жесткость опоры увеличивается. Кроме того, расположение двух подшипников в фиксированной опоре увеличивает и жесткость вала.

Чтобы минимизировать вероятность преждевременного выхода подшипников из строя, в электродвигателях с частотным регулированием рекомендуется использовать заземляющие кольца. Они предотвращают повреждения дорожек качения, вызванные блуждающими токами, и поддерживают оптимальные условия работы механизма. Это позволяет снизить затраты на ремонт и повысить общую надежность оборудования.