Найти в Дзене
Герман Геншин

Технологии на грани фантастики: что действительно умеют авто с третьим уровнем автономии и кто их уже продаёт?

Оглавление

Автономное вождение третьего уровня — это без преувеличения революция в автоиндустрии. В определённых условиях машина берёт на себя большую часть управления, а от водителя требуется лишь сохранять готовность вмешаться по запросу системы. В отличие от второго уровня, где нельзя даже на секунду отвлечься, авто с третьим уровнем уже позволяют полностью убрать руки и ноги с органов управления — правда, тоже не всегда и не везде.

Эти перемены уже становятся реальностью: некоторые бренды начали выпускать серийные модели с полноценной системой третьего уровня. Мощные датчики, продвинутый искусственный интеллект и работа строго по закону — всё это переворачивает наше привычное представление о будущем транспорта.

Давайте разберёмся, что стоит за понятием «автономия третьего уровня», чем этот уровень отличается от предыдущих, и какие компании уже предлагают такие автомобили на рынке.

А если не просто помощник? Все ступени автономии: таблица эволюции авто

-2

Сегодня сложно представить современный автомобиль совсем без электронных помощников: будь то простейший парктроник или сложная система автопарковки. Чтобы понять, почему третий уровень автономии — это такой прорыв, стоит разобраться, какие вообще бывают уровни и чем они отличаются друг от друга.

Шесть ступеней самостоятельности: как менялись автомобили

Ещё недавно стандартный автомобиль считался полностью неавтоматизированным — нулевой уровень. Сейчас даже бюджетные авто оснащены хотя бы круиз-контролем. Это первый шаг к автоматизации, но по-настоящему важные функции управления (руль, ускорение, торможение) берет на себя только второй уровень автономии.

На первый взгляд, третий уровень кажется всего лишь очередным шагом, но на деле это технологический скачок. Четвёртый уровень позволяет машине ехать практически самостоятельно в большинстве ситуаций, а водитель нужен лишь изредка. Пятый — вовсе не требует человека за рулём, но такие автомобили пока существуют только в виде прототипов и экспериментов.

Главные особенности третьего уровня: что поменялось?

В основе третьего уровня — условная самостоятельность. Машина может полностью взять на себя управление, но только в оговорённых ситуациях, а водитель всё равно должен быть готов вмешаться по первому сигналу.

Такие авто умеют разгоняться, тормозить, перестраиваться между полосами и даже реагировать на неожиданные ситуации — например, обходить препятствия и объезжать другие машины. Но этот режим работает не всегда, а только на специально разрешённых участках дорог и при соблюдении ряда условий. Водителю третьего уровня по-прежнему нужно следить за дорогой и быть готовым быстро взять управление на себя.

Второй или третий: почувствуйте разницу автономных авто лицом к лицу

-3

Второй уровень — это частичная автоматизация: некоторые функции может взять на себя электроника, но водитель остаётся главным действующим лицом. А вот третий уровень — это сложнее и технологичнее: авто умеет гораздо больше, и электроника становится по-настоящему самостоятельной в ряде ситуаций.

Железо третьего уровня: в чём принципиальные отличия

На первый взгляд, между оснащением авто второго и третьего уровней не так много разницы: и там, и там используется множество сенсоров для анализа обстановки. Поэтому некоторые современные машины со временем смогут перейти на новый уровень автономии простым обновлением программного обеспечения.

Однако есть и важные отличия. Во-первых, наличие лидара, который создаёт трёхмерную карту окружающего пространства и обеспечивает сверхточную навигацию. Во-вторых, появляются резервные системы безопасности — если что-то пойдёт не так, машина должна не просто ждать команду водителя, а сама принять меры. В-третьих, в этих авто используются мощные процессоры, которые способны в реальном времени обрабатывать огромные потоки данных.

Мозги автономии: интеллект третьего уровня в действии

Разница между двумя уровнями особенно заметна, если заглянуть в программную часть. На втором уровне машину информируют о происходящем, но решения принимает по-прежнему водитель — электроника лишь подсказывает и контролирует отдельные моменты. У третьего уровня система уже сама анализирует дорожную ситуацию, прогнозирует действия других участников и даже может перестраиваться или обгонять медленные автомобили.

Есть различия и в подходе к анализу: второй уровень работает по шаблонам и реагирует только на самые очевидные ситуации. На третьем уровне — настоящий искусственный интеллект, который строит 3D-модели окружения, интерпретирует сложные дорожные ситуации и выбирает оптимальный алгоритм действий.

Третья ступень в продаже: кто уже выпускает действительно автономные авто?

Сегодня большинство современных автомобилей ограничиваются только вторым уровнем и лишь обещают настоящий автопилот в рекламе. Но уже появились бренды, выв которые на рынок машины с реальной автономией третьей ступени, а конкуренты активно готовят свои решения.

Кто уже предлагает автомобили с автономией третьего уровня?

Система

Модель

Ограничения использования

Mercedes-Benz Drive Pilot

EQS, S-Class

Работает только на определённых участках дорог в Калифорнии и Неваде

BMW Personal Pilot L3

7-Series

Пока доступно только на некоторых трассах Германии

Honda Sensing Elite

Legend Hybrid

Система активна лишь на отдельных магистралях Японии

Сейчас именно Mercedes-Benz первым в США начал продажу автомобилей с реально функционирующей системой третьего уровня. Это флагманские S-Class и электрические EQS, где новый автопилот разрешён на определённых трассах Калифорнии и Невады.

BMW и Honda тоже уже опробовали свои технологии — они продают автомобили третьего уровня на родных рынках. Это значит, что в ближайшие годы всё больше моделей будет появляться и в других странах.

Многие другие автопроизводители уже на финишной прямой, но их тормозят юридические ограничения. Например, Tesla Autopilot, Ford BlueCruise и GM SuperCruise пока относятся только ко второму уровню и не позволяют отключить контроль водителя полностью.

Waymo и будущее такси: когда за вами уже приедет беспилотник?

Один из самых обсуждаемых проектов — беспилотные такси Waymo от Google. В некоторых районах этот сервис уже работает: вас может забрать абсолютно автономный автомобиль, без водителя за рулём. Машины здесь достигли четвёртого уровня автономии — водитель не требуется совсем, но маршрут ограничен специальной зоной. Полного совершенства такие машины ещё не достигли, но прогресс очевиден.

Появление сервисов беспилотного такси ставит вопрос: а нужен ли вообще личный автомобиль? Кому-то всё равно важен собственный транспорт, но многим будет выгоднее и удобнее вызывать автономное такси. Такой сервис — это не только экономия, но и свобода, безопасность и личное пространство без других пассажиров.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Премиум подписка - это доступ к эксклюзивным материалам, чтение канала без рекламы, возможность предлагать темы для статей и даже заказывать индивидуальные обзоры/исследования по своим запросам!Подробнее о том, какие преимущества вы получите с премиум подпиской, можно узнать здесь

Также подписывайтесь на нас в: