Найти в Дзене
PETERBURG2

Как автономные фуры меняют транспортную систему России уже сегодня

Внедрение беспилотных грузовиков на трассе М-11 между Петербургом и Москвой набирает обороты. За 2024 год объём перевозок с помощью автономных тягачей вырос в восемь раз, а скорость доставки грузов увеличилась. Эксперимент расширяется на новые федеральные трассы.

В России продолжается активное внедрение беспилотных грузовых автомобилей на ключевых транспортных маршрутах. По итогам 2024 года объём перевозок с использованием автономных тягачей на трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом увеличился более чем в восемь раз и достиг 330 тысяч кубометров, по информации Минтранса РФ.

Общая протяжённость маршрутов, пройденных беспилотными машинами, составила около 3 миллионов километров. Крупные перевозчики, такие как «Авто-ПЭК», за год увеличили объёмы перевозок на 29%, доведя их до 12 тысяч кубометров. Кроме того, автономные грузовики позволили сократить время доставки между двумя столицами до 11 часов, что на 8% быстрее прежних показателей. Недавно беспилотный грузовик преодолел путь из Петербурга в Казань за сутки — это в 2,5 раза быстрее, чем при управлении человеком.

Как отмечают в пресс-службе «Авто-ПЭК», беспилотные системы самостоятельно рассчитывают оптимальные режимы движения и контролируют работу техники, что позволило снизить износ деталей на 5%. Пока в кабине остаётся водитель-испытатель, часть топлива расходуется на поддержание комфорта, однако в будущем, с переходом на полностью автономные перевозки, эти затраты планируется дополнительно оптимизировать на 2–7% в зависимости от сезона.

Эксперимент по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств стартовал летом 2023 года на трассе М-11 «Нева». В 2025 году экспериментальный правовой режим был расширен на федеральные трассы М-12 «Восток» и ЦКАД. С января 2025 года торговые сети и производители, такие как «Перекресток» и ИДС «Боржоми», начали регулярные рейсы между Москвой и Петербургом на базе автономных тягачей Navio.

Схема перевозки построена следующим образом: полуприцеп доставляется на склад поставщика, затем его перевозят в логистический хаб у начала М-11, где он присоединяется к беспилотному тягачу. В таком режиме груз преодолевает основную часть маршрута. В эксперименте участвуют четыре разработчика программного обеспечения: «СберАвтоТех», Камаз, НПО «СтарЛайн» и «Яндекс», а также ряд крупных грузоперевозчиков.

По данным Минтранса, в России сейчас насчитывается около 90 беспилотных автомобилей. К 2050 году ведомство прогнозирует, что половина автотранспорта страны будет работать в автономном режиме. Юридические и технологические вопросы автоматизации транспорта становятся приоритетом для развития отрасли.

Несмотря на высокий уровень автоматизации, в кабине беспилотных грузовиков пока присутствует инженер-испытатель, который вмешивается только в случае нештатных ситуаций. Как поясняют разработчики, система самостоятельно выявляет неисправности и сообщает о необходимости вмешательства человека.

Перед выходом на дороги общего пользования все беспилотные автомобили проходят обязательные испытания под контролем государственных органов. Законодательство требует присутствия оператора в кабине или удалённого дежурного, способного взять управление на себя. Эксплуатация полностью автономных машин вне специальных зон пока запрещена.

Беспилотные тягачи движутся в общем потоке транспорта, объезжают препятствия и аварии, не имея выделенных полос. Отличить их можно по специальному знаку с буквой «А» в треугольнике и контактному телефону оператора на кузове.

С момента запуска эксперимента максимальная скорость беспилотных грузовиков выросла с 60 до 80 км/ч, а на автомагистрали — до 90 км/ч. В 2024 году прошли успешные испытания с оператором на пассажирском месте. В перспективе управление может полностью перейти в диспетчерские центры.

Для масштабного внедрения беспилотников необходимо решить ряд технических, правовых и инфраструктурных задач. Особое внимание уделяется цифровизации дорог и разработке сценариев поведения автономных машин в сложных дорожных ситуациях. По словам инженеров, за один рейс между Петербургом и Москвой может происходить до 10 отключений режима автопилота из-за сложных дорожных условий.

Государство готовит новые нормативные документы и отдельный закон о беспилотном транспорте, который позволит выйти за рамки экспериментов. Пересматриваются процедуры сертификации, стандарты кибербезопасности и страхования. Все беспилотные автомобили должны быть оснащены «чёрными ящиками» для анализа инцидентов.

Читайте на Peterburg2