"Никогда не встречается он в виде кристаллов, которые своей красотой могли бы привлечь внимание первобытного человека".
(с) Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. М.: Наука, 1974. С. 87.
В глазах жителей Китая нефрит является национальным достоянием и в древности этот минерал ценился выше, чем драгоценные металлы.
Искусство резьбы по нефриту - ровесник древнекитайской государственности. Образцы художественной резьбы обнаруживали в древнейших усыпальницах государства Шан XVII-XI вв. до н. э. Из нефрита делали регалии правителей и высших сановников. (Титаренко, 2010, с. 119).
Нефрит почитался как божественный камень, способный даровать бессмертие и принести пользу не только живым, но и мёртвым.
Эпитет "нефритовый" применялся для обозначения всего хорошего, начиная от титулов божеств и заканчивая описанием индивидуальных добродетелей человека.
Например, мягкий блеск нефрита ассоциировался с гуманностью, прозрачность - с внутренней чистотой и верностью, мелодичное звучание, издаваемое при ударе по нему, - с разумом, твёрдость - с мужеством и справедливостью (Титаренко, 2010, с. 224).
Нефриту действительно есть, чем удивить и очаровать.
- В английском языке есть два слова, которым обозначают нефрит. Это "jade" и "nephrite". Существует "пиратская версия" нефрита, которую мы знаем как жадеит. Словом "jade" называют и нефрит, и жадеит. Но при этом, когда подразумевается именно нефрит, то его могут обозначать как jade. Если минерал относится к жадеитам, то его так и называют - jadeite.
Нефрит подделывают много, часто и охотно. Чтобы научиться распознавать этот минерал, нужно увидеть эталоны. Расцвет искусства резьбы по нефриту приходится на период правления императора Цяньлуна (1735-1796) (Титаренко, 2010, с. 229, 884). Поэтому идеальный материал - это коллекции XVIII века.
Рассмотреть эти предметы можно в экспозиции "Культура и искусство Китая" Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).
Привычный цвет нефрита - зелёный. В России хорошо известен зелёный уральский нефрит - именно он задействован в произведениях Карла Фаберже. Существует великое множество зелёных оттенков нефрита от самых тёмных до самых светлых.
- В зелёной палитре нефрита отсутствуют "открытые" цвета. Тот или иной оттенок зелёного нефрита всегда приглушён, словно минерал покрыт слоем пыли.
- В зелёном нефрите можно заметить особые включения в виде разноразмерных тёмных точек, которые я называю "веснушками".
Здесь мы видим "нефритовую горку" - это одиночный нефритовый валун с вырезанными на нём пейзажными композициями и сюжетными сценами. Такие произведения использовались для украшения интерьеров.
В основе традиции обработки минерала всегда лежат его физические особенности.
- Нефрит отличает волокнистая структура. Это обеспечивает исключительную прочность минерала при средних показателях твёрдости - 6 по шкале Мооса.
- Этот минерал также характеризуют словом "вязкость". Нефрит с трудом поддаётся огранке.
Добиться острых граней, конечно, можно, но в случае с нефритом это не влечёт за собой никаких оптических эффектов. От нефрита невозможно добиться зеркально-глянцевого блеска.
Как же обрабатывали нефрит в Китае? Как ни удивительно, но традиционные техники подразумевают не резьбу, а шлифовку материала замешанными на воде порошковыми абразивами, изготовленными из карбокорунда, кварца и других минералов. Для этого применялся деревянный станок с ножным педальным приводом (Титаренко, 2010, с. 885).
В наши дни применяют современные инструменты и оборудование, но наиболее дорогостоящие изделия создают "по старинке".
В телеграм-канале "Юань да Марья" есть потрясающее видео, на котором показана работа современного мастера, использующего традиционные техники обработки нефрита.
Традиционные техники позволяют сберечь нефрит от микротрещин. Отсутствие такого рода повреждений способствует долговечности изделия. Кропотливая работа, требующая значительных затрат сил и времени, - это одна из причин, по которой до нас в хорошей сохранности дошли старинные и древние произведения из нефрита.
По крайней мере найти музейный образец с трещинами или сколами не так просто. Но похожий дефект всё же нашёлся на фигурке буйвола.
В китайском ювелирном деле высоко ценились светлые разновидности нефрита. Особенно белые, светло-зелёные, а ещё особый пепельно-зелёный цвет, который в народе называли "цвет плевка" (Титаренко, 2010, с. 225).
Нефрит обладает своими оптическими эффектами. На просвет он полупрозрачный и, учитывая его необычную структуру, его можно красиво подсветить.
На примере этой чаши видны возможности обработки минерала. Если мастеру удаётся ухватить структуру, то возможна любая тонкая работа.
На просвет можно увидеть не только "веснушки", но и буквально "волокна".
Ещё одна особенность окраски нефрита - градиент. Мастера обыгрывают то, как нефрит перетекает из оттенка в оттенок.
Здесь в тыкве-горлянке пепельно-зелёный перетекает в белый нефрит с коричневыми переливами.
- С точки зрения жителей Китая, искусство существует для того, чтобы служить материальным выражением благих пожеланий. Поэтому в китайских произведениях задействованы "говорящие" мотивы.
Например, тыква-горлянка, или двойная тыква является многозначным символом: в быту она применялась для хранения воды и лекарственных снадобий. Поэтому в искусстве эти тыквы символизируют защиту от негативных воздействий, здоровье и долголетие.
Белый нефрит в китайской культуре сравнивают с цветом бараньего сала.
- И эта ассоциация недалека от истины, потому что минерал отличает маслянистый блеск. Не глянцевый.
В китайском языке слово "баран" (пиньинь yang) звучит схожим образом со словом "солнце". Это домашнее животное ассоциируется с добротой и порядочностью и входит в систему китайского зодиака.
- Для белого нефрита характерны контрастные включения. Например, рыжеватые.
Гранат в китайской культуре символизирует плодородие. И в данном случае это значение удвоено присутствием мальчиков.
В конфуцианских воззрениях благополучие государства начинается с процветания семьи и мерилом богатства рода являются дети. Поэтому если в композиции присутствуют радостные дети, то это можно истолковать как благопожелание изобилия.
В этом произведении обыграны все особенности минерала, которые придают витальность растительным формам.
Здесь изображён пальчатый цитрон. Считается, что он приносит долголетие и удачу.
Белый нефрит тоже имеет смысл подсвечивать. На просвет можно рассмотреть его неоднородную текстуру.
И эта чашечка вещает о любви и весеннем пробуждении жизни - именно это обозначают цветы и персики.
Это настольное украшение, которое призвано радовать глаз. Здесь мастер избрал "текучие" моделировки и на одной стороне поместил музицирующих детей с характерными причёсками в виде "шишечек".
А другую сторону отдали кошке. Ведь котики - это не только ценный мех, но и охотники на грызунов, которые представляли угрозу для драгоценных шелкопрядов.
Именно белые кошки особенно ценились у китайцев.
Чаша в форме листа выражает народную веру в целительные свойства нефрита, вплоть до представлений о пользе воды, которая соприкасалась с нефритом (Титаренко, 2010, с. 767).
В древнекитайском искусстве слоны - не редкость. Интересно, что на территории Китая они действительно водились, но постепенно ареал их обитания сократился до юго-западной провинции Юньнань.
В китайской символике слон успел обосноваться как воплощение мудрости, доброты и неагрессивной мощи. Здесь великан особенно трогателен благодаря компании детей и собаки.
Литература
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 6. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2010. С. 119, 224, 225, 229, 767, 884, 885.
- Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. М.: Наука, 1974. С. 87.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен