В период правления династии Цин (1644-1912) во всех слоях китайского общества появилась мода на употребление нюхательного табака. Табакерка в виде небольшой бутылочки (пиньинь biyan hu, англ. snuff bottle) стала не только частью повседневного быта, но и произведением искусства, а также - предметом коллекционирования.
Флаконы вырезали из цельных полудрагоценных камней и минералов, среди которых самым популярным был нефрит - наиболее значимый материал как с точки зрения стоимости, так и в отношении связанных с ним верований. Впрочем, и физические качества сверхпрочного нефрита и в наши дни вызывают восхищение.
Не каждый любитель табака в цинском Китае мог позволить себе нефритовый флакон. И эта проблема была решена в середине XVIII в. С 1750 г. в Китай из Бирмы стали импортировать жадеит (Cornforth, Cheung, 2002, p. 78). Этот минерал может быть неотличимым от нефрита по цвету, поэтому он служил более доступной заменой.
- Жадеит тяжелее по весу и обладает более ярким блеском, в то время, как для нефрита характерны относительная лёгкость вследствие волокнистой структуры и "масляный" блеск.
- Жадеит отличается от нефрита химическими свойствами, поэтому менее прочен, подвержен сколам и царапинам.
- В цинскую эпоху жители Китая как нефрит, так и его жадеитовую имитацию обозначали одним словом - юй (пиньинь yu).
- В английском языке появились два слова, которыми обозначают нефрит. Это jade и nephrite. Словом "jade" называют и нефрит, и жадеит.
- В наши дни, когда подразумевается именно нефрит, то его могут обозначать как jade. Если минерал относится к жадеитам, то его так и называют - jadeite.
.
Все разновидности жадеита можно увидеть на Нефритовом рынке (англ. Jade Market) Гонконга. Сюрприз состоит в том, что их очень много.
- И в этом состоит его достоинство - жадеит обладает невероятным разнообразием оттенков и текстур. Окраска минерала может состоять из нескольких цветов, текстура может изобиловать контрастными включениями.
- Жадеит - великий притворщик, способный имитировать другие минералы и удивлять яркостью оттенков.
Один из великолепных образцов резьбы по бирманскому жадеиту в виде миниатюрного флакона для нюхателього табака фигурировал на аукционе Sotheby's в 2016 г. Эстимейт составил 350 000-500 000 гонконгских долларов (HKD) или ок. 4 138 260-5 911 800 рублей. Вот тебе и нефритовый abibas.
Лаконичная форма и благородный оттенок зелёного, напоминающий нефрит, - этот флакон был оценён в 160 000 HKD, или 1 891 776 руб.
Коричневый, болотный, охра - и всё это в образце минерала менее 5 см высотой. Флакон выполнен в форме особого сорта дыни. Вероятно, имелась в виду рогатая дыня Кивано или дыня Кантола.
Данный образец невозможно отличить от нефрита по фотографии, поскольку и нефрит может иметь подобную окраску. Поэтому в таких случаях распознать минерал можно только "живьём" и/или при помощи микроскопа.
Резьба этого флакона изображает мифическую черепаху биси (пиньинь bixi). У неё есть рожки и неиссякаемый запас мудрости и долголетия.
Жадеит может быть полупрозрачным. Этот флакон украшен рельефным орнаментом в виде бамбуковых стеблей, символизирующих стойкость.
Жёлтый жадеит, который делает вид, что он янтарь, представляет собой редкость.
Ещё одна редкая разновидность - красный жадеит.
Пример интересной расцветки: белый и елово-зелёный.
Здесь мастер обыгрывает чёрные прожилки витиеватым рельефом. В центральной части изображён стилизованный иероглиф, означающий долголетие (пиньинь shou).
Потому что в соответствии с китайским мировоззрением, одна из функций красивого предмета состоит в том, чтобы быть материальным выражением благих пожеланий. И прелесть в том, что в начале XVIII в. нюхательный табак употребляли как лекарство. Считалось, что он способен улучшить зрение и обеззаразить носоглотку.
Именно поэтому в Китае для нюхательного табака были предназначены миниатюрные флаконы с узким горлышком - прототипом служили медицинские бутылочки (Cornforth, Cheung, 2002, p. 17).
Жадеитовый флакон с рельефом в виде плетёной корзины.
Жадеит может быть и чёрным с контрастными прожилками ломаных очертаний. Его любят выдавать за чёрный нефрит.
Яркие мятные оттенки - одна из узнаваемых разновидностей окраски минерала, которую поэтично сравнивали с перьями зимородка и зелёными яблоками (Титаренко, 2010, с. 230).
Белка в китайском искусстве является аллегорией веселья. Этот флакон выполнен в форме дыни, покрытой листьями и стеблями, на которой резвятся две белки.
Один из современных экспериментов: флакон из полупрозрачного зелёного жадеита стал подвеской на цепочке из белого золота.
На поверхности голубовато-зелёного флакона изображена сценка в традиционном китайском жанре "цветы и птицы".
В жадеите зелёные оттенки могут сочетаться с синими и фиолетовыми.
Лавандово-фиолетовые оттенки - "визитная карточка" жадеита.
Флакон в виде тыквы с подвижным декоративным элементом - замкнутым кольцом.
Игривые белки на гроздьях винограда.
Флакон в виде цикады выполняет двойную функцию: это и табакерка и мощный оберег. Эти насекомые интересны тем, что личинками проводят время под землёй. Существо, которое выкапывается из земли и продолжает жить, ассоциируется с бессмертием.
Так цикады стали символами защиты и долголетия. Фигурки цикад, вырезанные из нефрита, находили в гробницах.
Для живых такое произведение служило оберегом от любых негативных воздействий.
И здесь природа сделала как лучше: в жадеите фиолетовый нередко сочетается с золотистыми вкраплениями и камнерезы стремились обыгрывать это сочетание.
В этом образце золотистые вкрапления подчёркнуты тонкой резьбой, изображающей узорчатую ленту, которая обвивает флакон.
В начале XIX в. в мастерских и на рынках многоликий жадеит существенно потеснил нефрит.
Литература
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 6. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2010. С. 230.
- Cornforth T., Cheung N. Chinese Snuff Bottles. A guide to Addictive Miniatures. New York: Schiffer Pub Ltd, 2002. P. 17, 78.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен