После шанской архаики искусство древнекитайской резьбы по нефриту получило дальнейшее развитие.
Мастера научились в тонкие моделировки и создавали эталоны художественных традиций, которые будут воспроизводить вплоть до наших дней.
- Эпоха Чжоу длилась с 1045 г. по 221 г. до н. э.
- Эпоха делится на периоды правлений двух династий: Западной Чжоу (пиньинь Xizhou) (1045-770 гг. до н. э.) и Восточной Чжоу (пиньинь Dondzhou) (770-256 гг. до н. э.).
- В период правления династии Восточная Чжоу карта территорий постоянно менялась, поэтому выделяют периоды: период Вёсен и осеней (пиньинь Chunqiu shidai) (722-481 гг. до н.э.) и период Сражающихся царств (пиньинь Zhanguo Shidai) (403-221 гг. до н.э.).
- Это не единственный вариант датировок. Есть и другие периодизации.
Среди изысканных нефритовых артефактов тех времён встречаются диски би (пиньинь bi).
Их, равно как и другие нефритовые изделия, находили в гробницах правителей и высокопоставленных чиновников. Нефритовые диски помещали рядом с телом усопшего. Исследователи приписывают этим предметам сугубо ритуальную и декоративную роль.
Диски могут быть разомкнутыми и тогда это цзюэ (пиньинь jue). Также существуют диски типа хуан (пиньинь huang) - произведения в виде половины или трети диска, которые можно собрать в одну композицию.
На дисках би эпохи Чжоу встречается регулярный орнамент в виде полусфер, похожий на современную плёнку-пупырку пузырчатую упаковку.
Аналогичный орнамент воспроизводили в других предметах.
Нефритовый "зверинец" эпохи Чжоу в меньшей степени представлен реалистичными изображениями животных и в большей - бестиарием с драконами и их производными.
Самыми характерными образцами нефритовой резьбы эпохи Чжоу являются миниатюрные орнаментальные панно, которым чаще всего приписывают функцию подвесок или элементов пряжек. Основным декоративным мотивом этих произведений являются драконы и зооморфно-геометрический орнамент "маски таоте".
Апофеозом минимализма являются древнекитайские нефритовые кольца хуань (пиньинь huan).
Рады бы сказать, что кольца, которые не надеть ни на палец, ни на запястье, нужны были в Китае для красоты, но нет, не только. В монографии "Китайский эрос" А. И. Кобзева упоминаются т. н. "кольца похоти", которые с древности использовались в Китае для продления эрекции.
"Среди всех китайских сексуальных приспособлений наиболее известны кольца. Они изготовлялись из серебра, нефрита или слоновой кости, бывали часто с выступом или крючком. Помещенное у основания пениса, такое кольцо как раз препятствовало эякуляции и одновременно поддерживало эрекцию".
(с) Кобзев, 1993, с. 78-79.
"Подвешиваемое нефритовое кольцо (сюань юй хуань). Как явствует из цветной гравюры того времени, это было кольцо из яшмы, которое надевалось на эрегированный пенис и удерживалось на месте при помощи шелковой ленты, пропущенной между ног и закрепленной на поясе мужчины".
(с) Кобзев, 1993, с. 443.
А ребристое - это наверное тоже хорошо.
Также в этом исследовании описано кольцо в виде драконов с отверстием, которое напоминает образец из Метрополитен-музея (Нью-Йорк).
"В центре переплетения драконьих хвостов на кольце находится небольшая дырочка. В неё вдевалась крепкая нитка, которая, проходя назад и наверх, завязывалась на поясе. Делалось это с целью более чёткого фиксирования кольца и предотвращения возможных неприятных неожиданностей".
(с) Кобзев, 1993, с. 79.
"Камасутра", - говорили они. "Китай всегда даст прикурить", - не устаю говорить я.
Литература
- Ван Ю. Типология и поэтика ювелирных украшений Древнего Китая эпох Шан (ок. 1600 - 1046 гг. до н.э.) и Чжоу (ок. 1046 - 772 гг. до н.э.). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, № 4 (Часть 2). М., 2020. С. 90.
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 6. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2010. С. 312-313.
- Кобзев А. И. Китайский эрос. М.: СП "Квадрат", 1993. С. 78-79, 443.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.