Пролетело 5 месяцев с момента запуска формата "дневник испытаний" и мы незаметно добрались до юбилейного десятого выпуска. Так как выпуск немного задержался, в качестве компенсации за терпение читателей обозреваемый период расширен на 3 прошедших дня. Тем более что 20 августа был установлен своеобразный рекорд. В этот день полёты выполняли сразу 6 опытных российских самолётов.
За прошедшие две с половиной недели с 4 по 20 августа можно отметить следующие моменты. Во-первых, это растущая популярность Сыктывкара у опытных российских самолётов. Для Ту-214 столица Республики Коми уже давно стала вторым домом после Казани. В июле два полёта в Сыктывкар выполнил МС-21. В августе в двухдневную командировку туда отправился обновлённый Суперджет. А 18 августа в тот же район направился с длительным полётом Ил-114.
Во-вторых, ведение достоверного дневника испытаний всё время усложняется массированным применением средств РЭБ во многих аэропортах и территориях. Из-за постоянных террористических угроз с территории бывшей Украинской ССР последние недели наблюдается регулярное глушение и подмена сигналов от опытных бортов, а временами борт за секунду оказывается в 100 километрах от реальной точки полёта. Поэтому технические детали всех полётов за рассматриваемый период неполные по умолчанию, и упоминать об этом каждый раз не имеет смысла.
Ил-114-300 - 22 полёта, 87 часов
Ил-114-300 движется к финишу сертификационной программы удивительно быстрыми темпами. Оба борта летают практически каждый день. Надеюсь, что Суперджет и МС-21 также наберут схожие темпы и порадуют наших читателей на заключительном этапе своих программ.
Борт 54115 (второй опытный) - 12 полётов
- 6 августа, среда. 161-й полёт. Третьяково (Луховицы). Длительность - около 3-х часов. Максимальная высота - 4200 метров, максимальная скорость - 430 км/ч. Проведя на земле одну неделю борт снова приступил к ежедневным полётам.
- 7 августа, четверг. 162-й полёт. Луховицы. В воздухе 55 минут. Максимальная высота - 3200 метров, максимальная скорость - 470 км/ч. Юбилейный 100-й полёт борта в 2025 году получился на удивление коротким.
- 8 августа, пятница. 163-й полёт. Луховицы. В воздухе 2 часа 44 минуты. Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 540 км/ч.
- 11 августа, понедельник. 164-й полёт. Луховицы. В воздухе приблизительно 3 часа. Максимальная высота - 2500 м, максимальная скорость - 480 км/ч.
- 12 августа, вторник. 165-й полёт. Луховицы. Максимальная высота - 7600 м, максимальная скорость - 490 км/ч.
- 13 июля, среда. 166-й полёт. Луховицы. Максимальная высота - 7600 м, максимальная скорость - 505 км/ч.
- 14 августа, четверг. 167-й полёт. Луховицы. В воздухе 2 часа 13 минут. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 490 км/ч.
- 15 августа, пятница. 168-й полёт. Луховицы. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 530 км/ч.
- 16 августа, суббота. 169-й полёт. Луховицы. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 510 км/ч.
- 18 августа, понедельник. 170-й полёт. Луховицы. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 6200 м, максимальная скорость - 510 км/ч.
- 19 августа, вторник. 171-й полёт. Луховицы. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 7600 м, максимальная скорость - 520 км/ч.
- 20 августа, среда. 172-й полёт. Луховицы. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 5000 м, максимальная скорость - 450 км/ч.
Общий налёт борта 54115 достиг 539 часов, из них 371 в этом году.
Борт 54116 (третий опытный) - 10 полётов
- 6 августа, среда. 47-й полёт. Раменское (Жуковский). В воздухе 7 часов 32 минуты. Максимальная высота - 1200 м, максимальная скорость - 440 км/ч.
- 8 августа, пятница. 48-й полёт. Жуковский. В воздухе 7 часов 25 минут. Максимальная высота - 600 м, максимальная скорость - 360 км/ч. 7 часов наматывал круги над аэродромом Раменское.
- 11 августа, понедельник. 49-й полёт. Жуковский. В воздухе 1 час 47 минут. Максимальная высота - 4100 м, максимальная скорость - 480 км/ч.
- 12 августа, вторник. 50-й полёт. Жуковский. В воздухе 4 часа 24 минуты. Максимальная высота - 840 м, максимальная скорость - 315 км/ч.
- 13 августа, среда. 51-й полёт. Жуковский. Максимальная высота - 830 м, максимальная скорость - 380 км/ч. Борт пропадал с радаров, но вероятнее всего установил в этот день новый рекорд длительности полёта. Самолёт находился в воздухе примерно с 10-30 утра до 8 вечера, то есть 9,5 часов!!!
- 14 августа, четверг. 52-й полёт. Жуковский. В воздухе 3 часа 5 минут. Максимальная высота - 500 м, максимальная скорость - 320 км/ч.
- 15 августа, пятница. 53-й полёт. Жуковский. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 400 м, максимальная скорость - 340 км/ч.
- 18 августа, понедельник. 54-й полёт. Жуковский. В воздухе 6 часов 14 минут. Максимальная высота - 7300 м, максимальная скорость - 550 км/ч. Летал на север до Сыктывкара, далее взял курс на восток и на полчаса пропал с радаров. Вновь появился на радарах на обратном пути на стыке Коми с Тюменской областью.
- 19 августа, вторник. 55-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 780 м, максимальная скорость - 330 км/ч.
- 20 августа, среда. 56-й полёт. Жуковский. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 800 м, максимальная скорость - 350 км/ч.
Общий налёт борта 54116 превысил 245 часов.
Суперджет - 9 полётов, 30 часов
Борт 97021 "А. Яблонцев" (первый опытный, российские системы, двигатели SaM-146) - 8 полётов
- 7 августа, четверг. 65-й полёт. Перелёт из Жуковского в Сыктывкар. Длительность - 6 часов 39 минут. Максимальная высота - 11000 метров, максимальная скорость - 920 км/ч. Выполнил полёт по маршруту Жуковский-Кострома-Сыктывкар-Нарьян-Мар-Воркута-Берёзово-Сыктывкар.
- 8 августа, пятница. 66-й полёт. Сыктывкар. В воздухе 2 часа 51 минута. Максимальная высота - 4200 м, максимальная скорость - 520 км/ч.
- 8 августа, пятница. 67-й полёт. Перелёт из Сыктывкара в Жуковский. В воздухе 3 часа 31 минута. Максимальная высота - 10700 м, максимальная скорость - 860 км/ч. Вернулся домой сделав полукрюк по маршруту Сыктывкар-Ухта-Усть-Цильма-Архангельск-Череповец-Жуковский.
- 11 августа, понедельник. 68-й полёт. Жуковский. Длительность - ориентировочно 3 часа. Технические данные отсутствуют.
- 14 августа, четверг. 69-й полёт. Жуковский. В воздухе 2 часа 3 минуты. Максимальная высота - 12300 м, максимальная скорость - 950 км/ч.
- 15 августа, пятница. 70-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 12200 м, максимальная скорость - 950 км/ч.
- 19 августа, вторник. 71-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 790 км/ч.
- 20 августа, среда. 72-й полёт. Жуковский. В воздухе приблизительно 3 часа. Максимальная высота - 9200 м, максимальная скорость - 800 км/ч.
Борт 97012 "В. Субботин" (второй опытный, импортные системы, двигатели ПД-8) - 1 полёт
- 5 августа, вторник. 39-й полёт. Жуковский. В воздухе 3 часа 6 минут. Максимальная высота - 12200 м, максимальная скорость - 830 км/ч.
Борт 97023 "Ю. Ивашечкин" (третий опытный, российские системы, двигатели ПД-8)
Борт 97023 не поднимался в воздух уже 2 месяца и причины столь длительных доработок пока неизвестны.
Зато прояснилась ситуация с неопознанными Суперджетами. Борт 97003 действительно оказался вторым лётным Суперджетом первого поколения. Он выполнял испытательные полёты 6,13, 18 и 19 августа. Борт успешно завершил испытания по измерению изменения давления на поверхности крыла и деформации крыла в полёте.
Ту-214 - 7 полётов, 40 часов
Борт 64509 (Летающая лаборатория Ту-214)
- 9 августа, суббота. 73-й полёт. Борисоглебское (Казань). В воздухе 1 час 14 минут. Максимальная высота - 10000 м, максимальная скорость - 760 км/ч.
- 11 августа, понедельник. 74-й полёт. Казань-Уфа. В воздухе 7 часов 12 минут. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 940 км/ч. Утром вылетел на восток по маршруту Екатеринбург-Омск-Барнаул-Горно-Алтайск-Барнаул-Омск-Челябинск. При возвращении домой в Казани был введён план "Ковёр" из-за налёта вражеских дронов. Учитывая июньский опыт аналогичной ситуации борт сразу ушёл на запасной аэродром в Уфу.
- 11 августа, понедельник. 75-й полёт. Перелёт из Уфы в Казань. В воздухе 50 минут. Максимальная высота - 6100 м, максимальная скорость - 730 км/ч. Через 2,5 часа после отбоя тревоги борт вылетел домой в Казань.
- 13 августа, среда. 76-й полёт. Казань. В воздухе 10 часов 23 минуты. Максимальная высота - 11900 м, максимальная скорость - 890 км/ч. Летал на север в район Баренцева моря.
- 15 августа, пятница. 77-й полёт. Казань. В воздухе 4 часа 4 минуты. Максимальная высота - 8200 м, максимальная скорость - 870 км/ч. Снова на север в Сыктывкар и обратно.
- 19 августа, вторник. 78-й полёт. Казань. В воздухе 7 часов 54 минуты. Максимальная высота - 12200 м, максимальная скорость - 830 км/ч. Летал на север по маршруту Казань-Сыктывкар-Ухта-Салехард-Норильск и обратно тем же маршрутом.
- 20 августа, среда. 79-й полёт. Казань. В воздухе 7 часов 59 минут. Максимальная высота - 12200 м, максимальная скорость - 890 км/ч. Полное повторение маршрута предыдущего полёта.
С начала года борт 64509 налетал 360 часов.
МС-21 - 5 полётов, 23 часа
Борт 73054 (третий лётный МС-21-300, ливрея авиакомпании "Россия") - 1 полёт
- 15 августа, пятница. 16-й полёт в 2025 году. Жуковский. В воздухе 4 часа 48 минут. Максимальная высота - 10000 м. Борт регулярно летает на север в район Рыбинска и Вологодской области, где так же регулярно пропадает с радаров.
Борт 73055 (пятый опытный, частичное импортозамещение, двигатели ПД-14) - 4 полёта
- 9 августа, суббота. 23-й полёт. Жуковский. В воздухе ориентировочно около 4 часов. Технические подробности отсутствуют.
- 11 августа, понедельник. 24-й полёт. Жуковский. В воздухе около 4 часов. Технических подробностей нет.
- 19 августа, вторник. 25-й полёт. Жуковский. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 740 км/ч. ОАК сообщает, что борт уже выполнил 19 сертификационных полётов длительностью 74 часа.
- 20 августа, среда. 26-й полёт. Жуковский. В воздухе около 6 часов. Максимальная высота - 10400 м, максимальная скорость - 900 км/ч. Летал на север по маршруту Жуковский-Сыктывкар-Ухта-Сыктывкар-Жуковский.
Налёт борта 73055 преодолел знаковую отметку в 100 часов.
Борт 73057 (шестой опытный, полное импортозамещение, двигатели ПД-14)
Первый полёт борта 73057 ожидается до конца месяца и является одним из главных событий 2025 года.
Ил-96-400М - 1 полёт, 3,5 часа
Третий месяц подряд борт выполняет один испытательный полёт в месяц.
- 20 августа, среда. 7-й полёт. Луховицы. В воздухе 3 часа 25 минут (рекорд). Максимальная высота - 7000 м, максимальная скорость - 810 км/ч.
Промежуточные итоги сертификации
Наш мини-рейтинг продвижения проектов ОАК на 20 августа 2025 года выглядит следующим образом.
- Ил-114-300 - 86% (+10% за 2,5 недели)
- Ту-214 - 66% (+5%)
- Суперджет - 65% (+5%)
- МС-21 - 42% (+2%)
Предыдущие выпуски дневника испытаний всегда доступны в отдельной подборке.
Следующий выпуск дневника - обзор за август. Выйдет ориентировочно 1-2 сентября.
Промежуточные итоги сертификационной недели и другие важные новости российского авиапрома можно найти в нашем Телеграм-канале.
Спасибо всем, кто поддерживает наш проект!!!