Героем прошедших двух недель стал МС-21, который наконец-то начал летать активно. Можно также отметить очередные рекорды Ил-114 по высоте и длительности полёта.
Ил-114-300 - 10 полётов, 49 часов
Борт 54115 (второй опытный) - 4 полёта
- 25 июля, пятница. 157-й полёт. Третьяково (Луховицы). Длительность - 2 часа 19 минут. Максимальная высота - 1300 метров, максимальная скорость - 430 км/ч. Как и предполагалось, после предыдущего полёта 18 июля борт действительно возвратился в родные Луховицы. Впервые в 2025 году выполнен полёт в тёмное время суток (летал с 21-11 до 23-30).
- 28 июля, понедельник. 158-й полёт. Луховицы. В воздухе 8 часов 18 минут. Максимальная высота - 7300 м, максимальная скорость - 510 км/ч. Новый рекорд по длительности полёта! Летал на восток по маршруту Луховицы-Нижний Новгород-Казань-Набережные Челны-Екатеринбург-Тюмень-Екатеринбург-Ижевск-Нижний Новгород-Луховицы.
- 29 июля, вторник. 159-й полёт. Луховицы. В воздухе 5 часов 59 минут. Максимальная высота - 7600 м, максимальная скорость - 510 км/ч.
- 30 июля, среда. 160-й полёт. Луховицы. В воздухе 6 часов 33 минуты. Максимальная высота - 7600 м, максимальная скорость - 515 км/ч. Первые 3 часа отрабатывал полёт на высоте 5 км, затем поднялся до своего практического потолка в 7600 м. Возможно кратковременно поднялся в полёте до высоты 8400 м, если это не сбой радаров из-за глушения сигналов.
Общий налёт борта 54115 перешагнул рубеж 500 часов, из них 335 в этом году.
Борт 54116 (третий опытный) - 6 полётов
- 23 июля, среда. 41-й полёт. Раменское (Жуковский). В воздухе 3 часа 23 минуты. Максимальная высота - 7000 м, максимальная скорость - 480 км/ч. Отработал горизонтальные площадки 7000 и 1200 метров.
- 25 июля, пятница. 42-й полёт. Жуковский. В воздухе 8 часов 12 минут. Максимальная высота - 1700 м, максимальная скорость - 360 км/ч. 8 часов наматывал круги над аэродромом Раменское.
- 28 июля, понедельник. 43-й полёт. Жуковский. В воздухе 8 часов 12 минут. Максимальная высота - 1800 м, максимальная скорость - 400 км/ч. Практически полное повторение предыдущего полёта.
- 29 июля, вторник. 44-й полёт. Жуковский. В воздухе 2 часа 21 минута. Максимальная высота - 4200 м, максимальная скорость - 505 км/ч.
- 31 июля, четверг. 45-й полёт. Жуковский. В воздухе 2 часа 51 минута. Максимальная высота - 2100 м, максимальная скорость - 430 км/ч.
- 1 августа, пятница. 46-й полёт. Жуковский. В воздухе 1 час 14 минут. Максимальная высота - 7700 м, максимальная скорость - 530 км/ч.
Общий налёт борта 54116 достиг 195 часов.
Суперджет - 9 полётов, 25 часов
Отслеживание рейсов Суперджетов из Жуковского превратилось в настоящий детектив. За последний месяц ни один полёт не отображался полностью и корректно, а некоторые вообще не фиксировались. Поэтому технические параметры всех полётов неполные либо расчётные (приблизительные).
Борт 97021 "А. Яблонцев" (первый опытный, российские системы, двигатели SaM-146) - 4 полёта
- 22 июля, вторник. 61-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Раменское (Жуковский). Длительность - ориентировочно 2,5 часа. Максимальная высота - 6400 метров (данные неполные).
- 23 июля, среда. 62-й полёт. Жуковский. По косвенным данным полёт продолжался от 2-х до 3-х часов. Максимальная высота - 3600 м, максимальная скорость - 590 км/ч (данные неполные). На радарах отображался 1 час 10 минут.
- 25 июля, пятница. 63-й полёт. Жуковский. По косвенным данным полёт продолжался от 2-х до 3-х часов. Максимальная высота - 3700 м, максимальная скорость - 570 км/ч (данные неполные). На радарах отображался всего 12 минут.
- 31 июля, четверг. 64-й полёт. Жуковский. Длительность - ориентировочно 2,5 часа. Максимальная высота - 550 м, максимальная скорость - 380 км/ч (данные неполные). На радарах появился на 40 минут.
Борт 97012 "В. Субботин" (второй опытный, импортные системы, двигатели ПД-8) - 5 полётов
Борт выполнял полёты 21, 22, 24, 30 июля и 1 августа. Достоверных технических данных полётов нет, кроме неполных данных за 24 июля (максимальная высота - 9100 м, максимальная скорость - 870 км/ч).
Борт 97023 "Ю. Ивашечкин" (третий опытный, российские системы, двигатели ПД-8)
Официально борт 97023 не выполнял полёты с 20 июня, когда он приземлился в Жуковском. Но известно о выполнении полётов в испытательной зоне неопознанными Суперджетами.
25 июля выполнял полёт Суперджет с позывным 97003. Этот номер одновременно совпадает с заводским номером третьего опытного Суперджета и бортовым номером второго лётного Суперджета первого поколения.
Кроме того, 28, 30 и 31 июля выполнял испытательные полёты Суперджет с позывным 89193. Насколько известно на сегодня этот бортовой номер не присвоен ни одному из летающих Суперджетов.
Связаны ли эти полёты с бортом 97023? Надеюсь узнаем в ближайшее время.
Ту-214 - 7 полётов, 31 час
Борт 64509 (Летающая лаборатория Ту-214)
- 21 июля, понедельник. 66-й полёт. Борисоглебское (Казань). В воздухе 4 часа 13 минут. Максимальная высота - 10100 м, максимальная скорость - 880 км/ч. Очередной полёт до Сыктывкара и обратно.
- 23 июля, среда. 67-й полёт. Казань. В воздухе 4 часа 13 минут. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 860 км/ч. И снова любимый туполевцами Сыктывкар.
- 25 июля, пятница. 68-й полёт. Казань. В воздухе 8 часов 6 минут. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 940 км/ч. Летал на восток по маршруту Казань-Екатеринбург-Омск-Новосибирск-Новокузнецк-Новосибирск-Омск-Челябинск-Нижнекамск-Казань.
- 30 июля, среда. 69-й полёт. Казань. В воздухе 9 часов 13 минут. Максимальная высота - 12200 м, максимальная скорость - 910 км/ч. Летал на Ямал в район Обской губы по маршруту Казань-Сыктывкар-Ухта-Печора-Воркута-Тарко-Сале-Мыс Каменный-Усинск-Ухта-Казань.
- 31 июля, четверг. 70-й полёт. Казань. В воздухе 3 часа 55 минут. Максимальная высота - 9100 м, максимальная скорость - 860 км/ч. Снова на север в Сыктывкар, но в этот раз добавили ещё дополнительный участок до Ухты и обратно.
- 1 августа, пятница. 71-й полёт. Казань. В воздухе 29 минут. Максимальная высота - 663 м, максимальная скорость - 425 км/ч. Тренировка перед выступлением на авиапразднике в Казани.
- 2 августа, суббота. 72-й полёт. Казань. В воздухе 1 час 7 минут. Максимальная высота - 5000 м, максимальная скорость - 640 км/ч. Выступление на авиапразднике "Я выбираю небо" в Казани. Выполнил проход и несколько разворотов на высотах от 200 до 600 метров. Перед посадкой в течение 20 минут отрабатывал горизонтальную площадку 5 км.
С начала года борт 64509 налетал 320 часов.
МС-21 - 10 полётов, 40 часов
Борт 73054 (третий лётный МС-21-300, ливрея авиакомпании "Россия") - 4 полёта
- 21 июня, понедельник. 12-й полёт в 2025 году. Жуковский. В воздухе 4 часа 9 минут. Технические данные полёта отсутствуют.
- 23 июля, среда. 13-й полёт в 2025 году. Жуковский. В воздухе 3 часа 45 минут. Максимальная высота - 11300 м, максимальная скорость - 850 км/ч (неполные данные). Борт 73054 используется для проверки работы российской системы предупреждения столкновений в воздухе (СПСВ, аналог импортной системы TCAS). Парный полёт с бортом 73055 на взаимную оценку работы системы СПСВ относительно друг друга на встречных, параллельных и пересекающихся курсах. Отечественные системы отработали штатно, с заданными характеристиками.
- 30 июля, среда. 14-й полёт в 2025 году. Жуковский. В воздухе 3 часа 39 минут. Максимальная высота - 10400 м, максимальная скорость - 820 км/ч (неполные данные).
- 31 июля, четверг. 15-й полёт в 2025 году. Жуковский. В воздухе 3 часа 46 минут. Максимальная высота - 10400 м, максимальная скорость - 870 км/ч (неполные данные).
Борт 73055 (пятый опытный, частичное импортозамещение, двигатели ПД-14) - 6 полётов
- 22 июля, вторник. 17-й полёт. Жуковский. В воздухе 4 часа 8 минут. Максимальная высота - 10400 м, максимальная скорость - 770 км/ч (неполные данные). Пробный полёт по воздушным трассам по маршруту Москва–Сыктывкар–Москва в рамках заводских доводочных испытаний. Главная цель полёта - комплексная оценка российских инерциальных систем навигации, системы предупреждения столкновений в воздухе, других навигационных средств, метеорадиолокатора и средств связи.
- 23 июля, среда. 18-й полёт. Жуковский. В воздухе 4 часа 7 минут. Максимальная высота - 11300 м, максимальная скорость - 860 км/ч (неполные данные). Взлетел на полчаса раньше борта 73054 и выполнил в паре с ним полёт на взаимную оценку работы системы СПСВ (подробности выше).
- 24 июля, четверг. 19-й полёт. Жуковский. В воздухе 3 часа 50 минут. Максимальная высота - 11300 м, максимальная скорость - 850 км/ч (неполные данные). Полёт на оценку работы системы электроснабжения (СЭС), инерциальных навигационных систем (ИНС) и проверку дальности радиосвязи.
- 25 июля, пятница. 20-й полёт. Жуковский. В воздухе 3 часа 11 минут. Максимальная высота - 10100 м, максимальная скорость - 790 км/ч (неполные данные).
- 29 июля, вторник. 21-й полёт. Жуковский. В воздухе 5 часов 8 минут. Максимальная высота - 10400 м, максимальная скорость - 850 км/ч (неполные данные). Второй полёт по воздушным трассам по маршруту Москва–Сыктывкар–Москва, но теперь в рамках сертификационной программы с представителем Авиарегистра на борту.
- 1 августа, пятница. 22-й полёт. Жуковский. В воздухе ориентировочно около 4 часов. Максимальная высота - 10000 м, максимальная скорость - 820 км/ч (неполные данные).
К началу августа борт 73055 провёл в воздухе 83 часа.
Борт 73057 (шестой опытный, полное импортозамещение, двигатели ПД-14)
В цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода начались приёмо-сдаточные испытания опытного МС-21, полностью модернизированного в рамках программы импортозамещения. На самолёте заменены все системы на отечественные, включая комплексную систему управления, которая охватывает все приводные механизмы рулей — высоты и направления. Также модернизирована система энергоснабжения. Заменены на российские шасси, колёса, шины, датчики уровня топлива и множество других компонентов. Иностранные двигатели заменены на российские ПД-14. Кроме того борт 73057 стал первым МС-21 с предварительной установкой интерьера отечественного производства. По окончании приёмо-сдаточных испытаний самолёт отправится на лётно-испытательную станцию для прохождения следующего этапа — заводских доводочных испытаний.
Первый полёт 73057 ожидается до конца августа.
Ил-96-400М - 1 полёт, 3 часа
- 25 мая, пятница. 6-й полёт. Луховицы. В воздухе 2 часа 35 минут. Максимальная высота - 7000 м, максимальная скорость - 760 км/ч (данные неполные).
Промежуточные итоги сертификации
Наш мини-рейтинг продвижения проектов ОАК на 3 августа 2025 года выглядит следующим образом.
- Ил-114-300 - 76% (+4% за 2 недели)
- Ту-214 - 61% (+3%)
- Суперджет - 60% (+6%)
- МС-21 - 40% (+4%)
Предыдущие выпуски дневника испытаний всегда доступны в отдельной подборке.
Следующий выпуск дневника - обзор за 4-17 августа. Выйдет по плану 18-19 августа.
Промежуточные итоги сертификационной недели и другие важные новости российского авиапрома можно найти в нашем Телеграм-канале.
Спасибо всем, кто поддерживает наш проект!!!