Каждый человек, который хоть немного интересовался Средневековьем, совершенно точно знает, что люди в эти ваши Средние Века были маленькими. Ну, по крайней мере, совершенно точно заметно меньше, чем те, что окружают нас с тобой сегодня, друг мой. Потому что, во-первых, истории про акселерацию не на пустом месте появились, а во-вторых, любой, кто хоть раз заходил в исторический музей, своими глазами видел рыцарские латы, в которые современный подросток едва залезет.
А еще, любой образованный человек совершенно точно расскажет, что в Средневековье люди были сильны. Не чета нынешним нашим соседям по XXI веку. Все эти ваши дружинники, рыцари и богатыри, что часами могли вести бой в доспехах с тяжелым оружием в руках. Кузнецы, кожемяки и пахари, занятые непрерывной работой. В общем, люди в те далекие времена, как не крути, были посильнее своих изнеженных потомков.
Да, дорогой друг. Как ты уже понял, разговор сегодня пойдет об этих двух самых, пожалуй, распространённых мифах о людях, живущих в Средние века. А еще о том, как эти мифы перетекают в человеческом создании один в другой. И почему никого не смущает то, что так-то они друг другу откровенно противоречат. Рыцарь размером с подростка, разрубающий огромным мечом врага вместе с его лошадью, или маленький, но очень сильный кузнец. Ну бред же! Или нет?
И начнем мы, пожалуй, с роста жителей тех славных времен. Вернее не только с роста, а вообще с размера. И казалось бы, ну чего тут спорить, есть огромное количество находок мужских скелетов ростом от 160 до 170 см, и это в общем то не очень много. Да, это так. Но вместе с ними мы находим ничуть не меньшее количество останков людей от 170 до 180 см, а местами встречаются индивидуумы и под 190 см, которых даже в современных реалиях ну никак не посчитаешь маленькими.
Вот, например, небезызвестный Джон де Стричели - английский рыцарь итальянского происхождения, погибший при обороне замка Стерлинг. К огромному счастью, пораженные его героической смертью местные жители и враги обеспечили воину достойное погребение. И теперь мы знаем, что благородный шевалье, при 173 сантиметрах роста, весил около 90 кг и весь этот живой вес приходился на кости, мышцы и связки. Ну, то есть этот парень, если бы попал в наше время, отлично мог бы выступать за любую национальную сборную по регби.
Или другой воин, погибший под Визбю, которого называют "скелет No 25", потому что именно под таким номером он был поднят из братской могилы. Вообще невозможно сказать, кем он был до гибели, кроем того, что совершенно точно воинское мастерство было ему не чуждо. Причем врагом он был настолько отличным, что судя по зарубкам на костях, после того, как он упал, его отчаянно добивали уже лежащего, нанеся не мерее десяти ударов. И это при том, что непосредственно в бою он получил более дюжины ударов, из которых пять пришлось в голову. И вот этот сорокалетний господин был тоже здоровым, даже по современным меркам. 177 сантиметров и около 80 килограмм костей, мышц и ярости.
Но секундочку, — воскликнет самый скептически настроенный читатель. А как же доспехи? Ну, они же реально мелкие! Никто бы в своем уме не стал делать маленькие доспехи, если люди были здоровые! Ну да, все верно, есть такие доспехи в музеях. Но есть и другие, заметно больших размеров. И тут важно понимать, как и по какой причине доспехи попадают в экспозиции. Чаще всего демонстрируются не просто доспехи, а красивые, дорогие, а главное мало поврежденные образцы. Например, те, что были подарены на совершеннолетие наследника престола и молодым отпрыскам высшей аристократии того время.
Именно эти доспехи, в отличие от более поздних образцов защитного снаряжения, отлично сохранялись и попадали сначала в королевские арсеналы, а потом в музейные экспозиции. В этом плане чрезвычайно показательны доспешные гарнитуры Генри VIII, которых в наши руки попало сразу несколько. И вот его первые известные нам латы, действительно сделаны на стройного паренька ростов около 170 сантиметров. Но чем дальше, тем Его Величество больше матерел, превратившись к сорока годам в натурального 190 сантиметрового кабана, чей вес даже еще до того, как он начал жиреть от малоподвижной жизни, уверено перешагивал 90 килограммовый рубеж.
В общем, если по Гамбургскому счету, то одежды, доспехов, оружия и прочего на людей выше среднего в нашем понимании роста, в музеях можно найти более чем достаточно. И кстати, про оружие, а вернее про мечи, нужно сказать отдельно. Практически все рукояти мечей, найденных в Европе с VII по XVI век, ну, кроме совсем небольшого количества, отлично ложатся в руку нашим с тобой современникам. Да и длина их такова, что имея рост в 160 сантиметров, ими было бы тупо неудобно работать. То есть использовали их совершенно точно не коротышки.
Но как же так получается, что в одно и то же время жили люди с такой большой разницей в росте? Почему рядом с, в общем-то, не очень высокими 160-165 сантиметровыми людьми ходили другие, ростом под два метра? Кто это?Попаданцы, пришельцы? Ну, практически да. Если мы обратим внимание на время, когда различие в росте стало более или менее заметно проявляться, то окажется, что началось это с началом классического Средневековья. А вернее, после того, как заработала чрезвычайно прогрессивная форма ведения хозяйства - феодализм.
Именно в этот момент на фоне общего улучшения питания из общей массы свободных общинников выделилась военная элита. Дружинники и раньше были поздоровее своих односельчан. А уж после того, как рыцарство и дружины титулованного дворянства были практически избавлены от голода, не говоря уже о недоедании, все эти граждане, особенно рожденные во втором и третьем поколениях, выросли, ну вот реально, на голову выше податного крестьянства.
И тут нужно отметить, что, в общем-то, даже средневековое крестьянство не было каким-то особо низким с современной точки зрения. Ну да, средний найденный мужской скелет из тех времен был примерно в 163-165 сантиметров и, казалось бы, это немного. Но средний рост мужчины в 2024 году составлял 170 сантиметров. Не то чтобы сильно мы подросли, если честно. Другой вопрос, что крестьянин раннего и классического Средневековья был мелким. Потому что недокормленным.
Судя по размерам и толщине костей, а так же точкам крепления мышечной массы, типичный виллан XI – XIV века хорошо, если достигал 55 – 60 кг. Поэтому при его росте действительно выглядел небольшим. Особенно на фоне заметно лучше питающейся дворянской дружины и особенно рыцарей, что были выше его на голову и раза в полтора шире в плечах.
Кстати, эта история отлично отражена в средневековых хрониках. Уже к началу XII века рыцарство и титулованное дворянство прекрасно забыло об общих предках со своим податным населением и выделяло его в "совершенно другую, неблагородную породу", которая по другому думает, живет и даже переваривать пищу. Простолюдины во всем отличались от благородного сословия и военной аристократии. Эту чернь даже Господь любил меньше. Ну вы просто посмотрите, как он выглядит в сравнении с благородным рыцарем. Его де явно гнетут грязные мысли и греховная жизнь. И чем дальше, тем эти отличия были больше.
Одним словом, мы совершенно точно не можем говорить о том, что жители Средних веков были намного ниже наших современников. Да, средняя разница в три - пять имеется. Почти век без мировых войн и глобальных катастроф дает о себе знать, но все в рамках здравого смысла, законов физики и науки "биология".
Ну а теперь перейдем к неимоверной силе наших предков. И-и-и-и-и. Тоже нет. Рассуждая о силе, мы снова должны обратиться к множеству находок инструментов, оружия, доспехов и прочих средневековых артефактов и сравнить их с нашей современной реальностью. Вот, например, воин. Дружинник ли, рыцарь, английский лучник или ландскнехт. Все они несли в бой примерно тридцать килограммов оружия, доспехов и прочего военного имущества. То есть примерно столько же, сколько современный боец тащит на себе в полевых условиях.
А если нам попадаются более тяжелые доспехи, то внезапно оказывается, что они турнирные. То есть в них не нужно долго и далеко бегать, а только одеть и пройтись до ристалища или боевого коня. Что вот прямо сейчас, в 2025 году, без СМС и регистрации, отлично проделывают наши современники на снова входящих в моду рыцарских турнирах.
Та же самая история с оружием. Его вес и размеры почти идеально подходят для эффективного использования его среднестатистическим человеком, живущим в XXI веке. Каролингский меч – в районе килограмма, его потомок меч романский, чуть больше. Рыцарский мейс восемь – девять сотен грамм, а царица полей алебарда два с половиной – три килограмма. Ну, понятно если это не чудовищная швейцарская конструкция, там случалось четыре и больше.
Но в общем и целом, В природе не существует никакого средневекового оружия, которое требовало бы для использования какой-то исключительной силы.
Даже монструозные английские длинные луки, несмотря на все легенды, их окружающие, по силам нашим с тобой современникам. Самый мощный, найденный на затонувшем "Мери Роуз" лонгбоу, со всеми возможными допущениями, даже теоретически давал натяжение на тетиве чуть больше сорока килограмм. Ну, немало, конечно, но ничего невероятного. При том, что эти завышенные оценки оспариваются научным сообществом.
Та же самая история и с двуручными мечами. Они кажутся огромными, но большая их часть укладывается в три с половиной - четыре килограмма веса и для эффективной работы требует не огромной силы, а обширной практики и невероятного количества тренировок.
Но главное даже не это. В конце концов, оружие - не главный показатель силы людей, его использующих. Для того чтобы понять, насколько сильными были предки, нужно посмотреть на инструменты, которыми они работали в повседневной жизни.
И-и-и-и-и... Сюрприз - сюрприз, топоры, буравы, рубанки, молоты и все прочее, почти не отличаются по весу от своих современных аналогов. Точно так же, как и гончарные круги, кузнечные меха, архаичные пилы и вообще все реконструированные инструменты чрезвычайно удобны в работе современным людям с даже не самыми высокими показателями силы. Даже мешки для зерна
- Мешки же, что используют для погрузки зерна на корабли, не должны вмещать более шести стоунов (37, 5 кг. ). (Annals of Genoa, XII век. ).
Кстати. Совсем недавно вернувшиеся из очередного похода на драккаре "Скальд" парни в очередной раз авторитетно заявляют, что нет ничего сложного в том, чтобы грести двенадцать часов в день. Нужен навык и выработанная привычка. А сила? Ну, она, конечно, полезна, но наработанные годами навыки важнее.
Причем в любом средневековом производстве. Мастер - кузнец времен Каролингской империи будет, конечно, поздоровее типичного жителя XXI века, но только потому, что всю жизнь занимается физическим трудом. И если отправить его бороться на руках с современным шахтером, например. Я не стал бы ставить последние деньги на результат поединка.
В общем, как ни крути, никакой экстра силы у наших далеких предков не вырисовывается. Зато у них все в полном порядке с длительными аэробными нагрузками, физической активностью на свежем воздухе и привычкой к работе. Что на самом деле значительно важнее.
Подытоживая.
Так что получается, средневековые люди были не ниже нас?
Ну, получается так. А если говорить совсем точно то они, как и наши современники были разными. Но если говорить о средних цифрах, типичный, усредненный житель средневековой Европы был бы ниже нашего современника сантиметров на пять – шесть. Вряд ли больше. Другой вопрос, что при этом вес его был бы меньше килограмм на пятнадцать. Но это нас с вами Золотой Век разбаловал.
А почему в этом вашем Средневековье была такая большая разница в росте между рыцарством и податным крестьянством?
Ну, кто как кушал, тот так и рос. Или вы думали, что когда мама заставляла вас в детстве есть кашу, чтобы вырасти большим, пребольшим, она шутила? Вот даже не близко. Разница между мужчиной второго поколения семьи, которая не голодала, и таким же мужчиной другой семьи, питающейся не очень обильно и разнообразно, может достигать пяти сантиметров и двух десятков килограмм. При этом и рыцарство, и крестьянство ели плюс-минус одну и ту же кашу. Вот только крестьянству она доставалась не всегда.
Так что и чрезвычайно сильными наши предки не были?
Ну почему не были. Кто-то был. Кто занимался тяжелым физическим трудом и опять же хорошо кушал. становился таким сильным, что глаз не оторвать. Точно так же, как и сейчас. Вот автор, например, при своем росте в два с небольшим метра и полутора центнерах веса, периодически без ключа открывает на службе запертые двери и ломает хрупкие предметы. Вроде спортивных тренажёров, ручек на автомобильных дверях и древков у бродаксов и алебард. Причем, замечу, без всякого Средневековья. Такие дела.