Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Дружина как ОПГ раннего Средневековья.

А чем вообще отличается эта ваша дружина от обычной ОПГ, в просторечии именуемой бандой? Ведь, казалось бы, похожи друг на друга как две капли воды. С любого, кто не успел переехать подальше, эти славные парни берут налог за защиту, считают себя лучше всех в округе, плевать хотели на мнение, да и на жизнь любого чужака, а все вопросы решают старым добрым ультранасилием, ну просто потому, что никак иначе не умеют. И действительно, сравнивая военные дружины раннего Средневековья и современные ОПГ, можно отыскать немало схожего. Особенно если говорить о совершенно будничном и естественном причинении боли окружающим и демонстрации показательно очерченной границы "свой - чужой". За которой своему можно все, а чужаку лучше заткнуться и помолчать. Так, быть может, все именно так и есть? Может, действительно средневековая дружина не очень то и отличается от типичной банды конца XX - начала XIX века? Ну что тут сказать. Несмотря на действительно некоторую внешнюю схожесть, различий между двумя

А чем вообще отличается эта ваша дружина от обычной ОПГ, в просторечии именуемой бандой? Ведь, казалось бы, похожи друг на друга как две капли воды. С любого, кто не успел переехать подальше, эти славные парни берут налог за защиту, считают себя лучше всех в округе, плевать хотели на мнение, да и на жизнь любого чужака, а все вопросы решают старым добрым ультранасилием, ну просто потому, что никак иначе не умеют.

И действительно, сравнивая военные дружины раннего Средневековья и современные ОПГ, можно отыскать немало схожего. Особенно если говорить о совершенно будничном и естественном причинении боли окружающим и демонстрации показательно очерченной границы "свой - чужой". За которой своему можно все, а чужаку лучше заткнуться и помолчать.

Так, быть может, все именно так и есть? Может, действительно средневековая дружина не очень то и отличается от типичной банды конца XX - начала XIX века?

Ну что тут сказать. Несмотря на действительно некоторую внешнюю схожесть, различий между двумя этими образованиями значительно больше, чем кажется на первый взгляд. И давайте сегодня поговорим о том, почему дружина не банда и по какой причине за сравнение себя с лихим человеком любой приличный дружинник вздернул бы на ближайшем суку сказавшего это дурака.

Дружина это звучит гордо.
Дружина это звучит гордо.

Первое и главное отличие от современной ОПГ то, что дружина эпохи раннего Средневековья - это буквально семья. И дело не только в дружинном братстве, о котором мы поговорим чуть ниже. Чаще всего внутри дружины буквально все друг другу родственники в том или ином виде. Да, обычно это родство не самое близкое, но в реалиях тех непростых времен, троюродный дядя для тебя если и меньший авторитет чем родной отец, то не то чтобы очень сильно.

И поэтому получается, что пара бестолковых сопляков, что вождь взял под свою руку этой - это сыновья дочери твоего двоюродного дядьки, а значит, твои племянники. А значит, смотреть за ними и беречь неумех от глупостей и случайностей ты будешь не только потому, что ты опытнее и это часть твоих дружинных задач, но и потому, что ты их старший родственник. И если что-то пойдет не так, то именно ты пойдешь рассказывать их семьям, как вышло, что парни героически погибли в первом же бою.

Точно так же невозможно не послушаться старых, седых сорокалетних ветеранов, по той причине, что они - твоя старшая родня через отца, мать и уж совершенно точно - через деда и бабку. В реалиях раннесредневекового общества одно это делало их мнение весомым, а просьбы - обязательными к выполнению. Даже если ты самый сильный и храбрый дружинник на десять дневных переходов по обе стороны Рейна. Старшинство в семье нерушимо, и только вождь может изменить этот непреложный факт.

Вождь, командир, и просто любящий отец. Может обьяснить на словах, а тем кто не понял с первого раза повторить при помощи холодного железа.
Вождь, командир, и просто любящий отец. Может обьяснить на словах, а тем кто не понял с первого раза повторить при помощи холодного железа.

И как ты понимаешь, дорогой друг, в рамках такого большого коллектива, связанного множеством родственных связей, было бы совершенно невозможно даже пытаться выстроить иерархию, характерную для современных ОПГ. В дружине просто не может быть расходного материала, набранного с улицы, который не просто можно, а нужно кинуть на убой, чтобы тех, кто окажется умнее и удачливее остальных, на ступеньку выше. Но только для того, чтобы уже завтра отправить их на чуть менее суицидальное задание, разменяв их жизни на деньги, влияние и территории.

В отличие от современных крупных банд, даже самый зеленый и никчемный пацан, попавший в дружину с самого начала - ее часть, со всеми теми же правами и обязанностями, что и остальные. Да, он еще ничего не умеет, да, его могут гонять, как сидорову козу, и даже помыкать им старшие товарищи вполне себе могут. Но. Мысль о том, что его, как малоценного, можно отправить изображать из себя пушечное мясо, в дружине бы не понял никто. И в первую очередь вождь. Просто потому, что если хотя бы на секунду, хоть один человек, даже случайно подумает, что жизни кого-то из дружинников можно разменять на материальные блага, дружине конец.

Вообще, к своим внутренним потерям едва ли не до конца "эпохи викингов" отношение в дружине было довольно своеобразным. С одной стороны, ситуация "был убит в бою" для обычного дружинника проходила по категории смерть от естественных причин и особо не трогала вообще никого. Конечно, никто ничего не забывал, и за гибель собрата по оружию при случае старались мстить. Но это была такая проза жизни, что даже серьезные потери в недавнем бою, не мешали выжившим уже на следующий день праздновать победу как в последний раз.

С другой стороны, если бы кто-то в бою озвучил понятную и логичную мысль, что нужно бросить тела своих убитых и отойти для маневра, он рисковал бы получить в лицо. Причем, скорее всего, топором.

Да стой ты спокойно не вертись.
Да стой ты спокойно не вертись.

Совершенно суицидальные попытки отстоять своих павших, особенно погибших вождей, которые мы видим на протяжении всей эпохи "варварских королевств", нередко приводили к каким-то совершенно чудовищным потерям в королевских и княжеских дружинах, которые, кажется, вообще не понимали, как это так можно оставить врагу хоть кого-то.

В этом плане военная элита того времени, конечно, намного больше была похожа на современные подразделения десанта и морской пехоты. Этих со всех сторон прекрасных, наглухо отмороженных парней, со своим никогда не написанным, но всем известным кодексом поведения, показательным презрением к смерти и опасности и маниакальной привычкой вытаскивать своих, даже если сюда прямо в эту самую секунду падает термоядерный заряд.

И ты, конечно же, мне немедленно возразишь, - но есть же еще итальянская мафия! Ведь там все ровно также! Ну что тут сказать, это не совсем так. Вернее, что-то похожее на дружинную культуру у бандитов Сицилии действительно существовало, но закончилось во времена Похода Гарибальди и падения Королевства Обеих Сицилий. И вот с тех пор все эти семейные ценности, о которых так любят рассказывать нам авторы прекрасных фильмов и отличных книг, ничем, в общем, не отличаются при ближайшем рассмотрении от иерархии любой другой современной ОПГ. Просто продекорированны и обставлены с претензией на "старые добрые времена".

Старые добрые времена. Точно говорю, раньше было лучше.
Старые добрые времена. Точно говорю, раньше было лучше.

И на основе такого вот специфического отношения к своей жизни и жизни своих боевых товарищей, строится второе и третье главные отличия дружины от ОПГ. Несомненная верность и полное доверие внутри дружины.

С верностью вообще все просто. Мало того, что все вокруг буквально родственники и боевые товарищи, не раз и не два спасавшие друг друга от разной дряни, что встречалась им на жизненном пути. Так еще и дружинная культура, прямо и доходчиво доносила до каждого простую мысль, что за стенами дружинного дома друзей нет. Во всем мире только ты, твои братья по оружию, немногочисленные родственники. ну и понятно, вождь, он же командир, он же отец родной. И на этом все. Весь твой мир тут и больше ничего нет. Дальше только какие-то странные земли, где живут неприятные люди. В самом лучшем случае недруги, а скорее всего просто враги.

И вот, оказавшись в таком специфичном состоянии, типичный дружинник чаще всего чисто физически не мог предать дружину и князя. Ну просто потому, что это означало потерю вообще всего того мира, в котором он жил. Именно поэтому, кстати, дружинники чрезвычайно редко отступали с поля боя без приказа и практически никогда не бежали. Им просто некуда было бежать. Вся их вселенная была вокруг них и помещалась в стенах дружинного дома.

Вся твоя вселенная существует только в стенах этого дома.
Вся твоя вселенная существует только в стенах этого дома.

Ну и полное доверие, что имело место внутри дружного коллектива этих прекрасных людей, корнями уходило в ту же, в общем, историю. Жизнь каждого дружинника в любой момент времени зависела от его боевых товарищей, и поэтому ни на секунду нельзя было даже допустить, чтобы даже тень сомнений промелькнула во внутридружинных отношениях. Поэтому вождем и старшими товарищами всячески приветствовались и поощрялись красивые жесты вроде "отдай другу последнюю рубаху" или ".... и тогда попросил славный воин своего друга, привезти из тридевятой страны свою невесту красавицу....".

Ничего так не укрепляет боеспособность и мораль людей, как совершенно четкое понимание того, что ты можешь быть совершенно спокоен за свою спину, семью, дом и будущую добычу. Никто и никогда тебя не обманет при дележке, а если с тобой случится беда, то у вчерашних твоих коллег по опасной работе и мысли не возникнет зажать вдовью долю. Да и сын твой теперь совершенно точно не будет крутить хвосты коровам. Ты для него своей верной службой и славной смертью открыл дорогу, которая приведёте однажды к дверям дружинного дома. В ряды военной элиты "варварских королевств".

Даже если ты умер, ничего еще не закончилось.
Даже если ты умер, ничего еще не закончилось.

Да, конечно, в те далекие времена случалось разное. Предательство, трусость, жадность. Мы совершенно точно знаем, что даже несколько королей погибли из-за того, что коварные враги подкупили их телохранителей, что вообще-то должны были быть вернейшими из верных. Но все же это были немногочисленные исключения. Настолько немногочисленные, что даже хронисты почти никогда не могли скрыть изумления случившимся. Предательство дружинника, а тем более дружины, едва ли не до начала "эпохи викингов" проходило, честно говоря, по категории ненаучной фантастики. Такие дела.

И именно поэтому все сходство с современными ОПГ, декларирующих культ силы и проецирующих вне себя большое количество насилия, у дружины раннего Средневековья, в общем-то, совсем небольшое, если присмотреться немного внимательнее. Намного больше дружина похожа на отряд конного ОМОНа при губернаторе Кировоградщины или какой-нибудь Оклахомщины. Вот с ними реперных ориентиров и точек совпадения у воинов "варварской" Европы значительно больше. Они так же ловят лихих людей, наводят порядок, случись надобность, идут на войну, а главное - собирают законные налоги и объясняют остальным, что тут все уже собрано и конкурентов они не потерпят.

Те самые конные ОМОНовцы.
Те самые конные ОМОНовцы.

Так что нет дорогой друг, дружина - это фактически одна большая семья, пускай даже состоящая поголовно из серийных убийц со скверным характером, занятая выживанием и централизацией власти. А банда, всего лишь группа людей, связанная общими интересами, которые для большей части ее членов важнее всего остального. А на этом все. О разнице между раннесредневековой дружиной и современным ОПГ мне рассказать вам больше нечего.