Найти в Дзене
Blackwood history

Прокино. Игра королевы.

А что будет, если взять хороших актеров, не самого бесталанного в этом мире режиссера, сценариста, способного написать драму, и самого, пожалуй, известного английского короля. А потом поместить все это в яркие и красочные, словно осенний лес, времена позднего Средневековья? Неужели, даже собрав все лучшее, что может предоставить нам сегодняшний кинематограф, так и не получится снять хорошее историческое кино? Или такое все-таки возможно? Быть может, неплохо рассказанная история, что случилась в старой доброй Англии на закате "Осени Средневековья", когда рыцари были все еще храбры и решительны, а дамы прекрасны и утонченны, сможет стать тем самым историческим фильмом, который мы уже отчаялись дождаться? Ну, на самом деле, что еще нужно, когда, в общем-то, есть вообще все? Деньги, время, историческая личность, а главное - команда, которая без дураков хочет сделать хорошее кино. Да что тут говорить, по слухам, человек, севший в режиссерское кресло, даже исторических консультантов со съемо

А что будет, если взять хороших актеров, не самого бесталанного в этом мире режиссера, сценариста, способного написать драму, и самого, пожалуй, известного английского короля. А потом поместить все это в яркие и красочные, словно осенний лес, времена позднего Средневековья? Неужели, даже собрав все лучшее, что может предоставить нам сегодняшний кинематограф, так и не получится снять хорошее историческое кино? Или такое все-таки возможно?

Быть может, неплохо рассказанная история, что случилась в старой доброй Англии на закате "Осени Средневековья", когда рыцари были все еще храбры и решительны, а дамы прекрасны и утонченны, сможет стать тем самым историческим фильмом, который мы уже отчаялись дождаться? Ну, на самом деле, что еще нужно, когда, в общем-то, есть вообще все? Деньги, время, историческая личность, а главное - команда, которая без дураков хочет сделать хорошее кино. Да что тут говорить, по слухам, человек, севший в режиссерское кресло, даже исторических консультантов со съемочной площадки не выгонял. Временами.

Да, дорогие друзья, сегодня мы снова будем говорить про кино, и конечно же, немного про историю. И в этот раз речь пойдет о фильме, вышедшем на мировые экраны в 2023 году. Историческая драма "Игра королевы" расскажет вам о Генри VIII и его последней жене Екатерине Парр. А еще об Англии конца XVI века, "огораживании", реформации и множестве других интересных вещей.

Екатерина Парр. Последняя жена короля.
Екатерина Парр. Последняя жена короля.

О чем кино? Ну, конечно же, о людях. О доброй королеве, что пыталась сделать этот мир немного лучше, любила своего мужа - тирана и пыталась не замечать, что из пяти ее предшественниц умерли три, причем только одна не закончила свою жизнь на плахе. А еще про ее друзей, врагов и простых людей, что считали ее последней надеждой в эти тяжелые времена.

  • В одном прогнившем, кровожадном островном королевстве, проклятом чумой и раздираемом религиозными конфликтами, жила королева по имени Екатерина Парр, она была шестой женой одного злобного и больного короля. (с) Игра королевы, закадровый текст.

И нельзя сказать, кино получилось плохим, это не так. Королеве Екатерине на протяжении всего фильма получается даже сочувствовать. Ну просто потому, что Алисия Викандер хороша в этой роли. Милосердие, вера, любовь и страх перед своим мужем удаются ей настолько убедительно, что порою даже начинаешь верить ее героине. Кстати, с королем Генри ровно та же история. Джуд Лоу совершенно точно получает удовольствие от этой роли, и местами, бывает, жжет так, что глаз не оторвать. Вот только все это "Игру королевы" не делает хорошим историческим фильмом. Даже не близко.

Почему? Ну, для этого вопроса нам с тобой, дорогой друг, придется отложить в сторону фильм и немного погрузиться в историю Англии тех далеких времени.

И ни одного афробританца. Прикинь!
И ни одного афробританца. Прикинь!

Нужно сказать, XVI век в истории Англии не был простым, ну, впрочем, как любой другой век. Взойдя на престол, Генри VIII получил, кроме короны и королевского титула, великое множество прилагающихся к ней проблем. Войну с Францией, Ирландией, Папой, герцогством Савойским и вообще половиной Европы, нищающее и готовое бунтовать в любой момент крестьянство, непрекращающиеся набеги и восстания северных горцев и еще множество того, о чем он еще совсем недавно не имел ни малейшего представления.

И не то чтобы это совсем невозможно было решить. Вовсе нет. Вот только для решения всех этих проблем требовались деньги. Чертовы деньги, которых, как всегда, не хватало. Армия и флот сжирали все, что король мог дать им. Дороги, мосты, замки, королевские чиновники и двор тоже требовали свою долю серебряного пирога. А еще оставалась внешняя политика, а значит, на взятки и дорогие подарки коллегам - королям скупиться тоже было нельзя. В общем, все как обычно? расходов много, доходов мало. А самое плохое, что взять больше было неоткуда.

Английские крестьяне к этому времени пребывали в таком бедственном состоянии, что даже поднятие налогов проблемы не решало, больше отобрать у них было просто нечего. И казалось бы, на этом и закончится короткое и бесславное правление короля Генри. Хотяяяя.... Был еще один источник дохода. Земли и богатства католической церкви. Вот только трогать его было смертельно опасно. Но другого выбора все равно не было.

Генри VIII молодой король Англии. Человек смелости необычайной.
Генри VIII молодой король Англии. Человек смелости необычайной.

И вот на фоне всего этого великолепия и разворачивалась история жизни великого и ужасного Генериха VIII, хорошего рыцаря, небесталанного полководца и хитрого, словно лис, политика, ставшего, однако, известным только тем, что загнал в могилу пять из шести своих жен (хотя конечно, это не так). А еще он был отличным королем. Жестким, бесстрашным, прагматичным до последней степени, принесшим в жертву островному королевству не только десятки тысяч своих подданных, но даже своих жен. Но, впрочем, обо всем по порядку.

Если кто-то думает, что начавшаяся церковная Реформация была историей про веру, то поспешу разочаровать этого человека. То есть, конечно, и про веру тоже, но в первую очередь про деньги. Главный вопрос, который решался в тот момент, был в том, кто будет получать церковные доходы, что стекались в храмы и монастыри старой доброй Англии. Католическая церковь настаивала на верховенстве Рима и Папы. Король же Генри, видя, сколько денег проплывает мимо казны, был решительно против. Его, в общем, поддерживало местное дворянство и даже некоторые церковники, считавшие, что если отодвинуть от кормушки Ватикан, им достанется несравнимо больший кусок.

Вот только для такого кардинального передела доходов, королю требовалась любая поддержка, которую он смог бы найти. Уж больно много было у новой церкви противников, в том числе и его первая жена Екатерина Арагонская, так и не родившая ему за восемнадцать лет брака наследника. Ревностная католичка Екатерина была в ужасе от новых веяний и прямо поддерживала католическую партию при Английском дворе. И нужно ли удивляться, что его величество король Генри, не сумев добиться развода у Папы, развел себя со своей супругой сам, взяв на себя обязанности главы новой церкви. И вот именно в этот момент родилась легенда о короле Генрихе и его шести несчастных женах.

Вторая жена короля, Анна Болейн, была ревностной англиканкой, и, казалось бы, ничего не предвещало беды. Вот только возвысившись, она быстро забыла, что у королевы не может быть своей стороны, а королевская корона - это та вещь, которую разделить невозможно. И может быть, все сложилось бы иначе, родись у нее сын. Но единственным ее ребенком была принцесса Елизавета. А это делало ее позиции при дворе очень шаткими. Решив не мириться с этим, она погрязла в политической игре, была обвинена в измене и казнена 19 мая 1536 года.

Третьей супругой Генриха VIII стала Джейн Сеймур, любимая дочка верного соратника короля Генри. Тихая и скромная красавица, которую при дворе называли светлым ангелом. Она была католичкой, но королю, в общем-то, на это было уже наплевать. Кажется, это была именно та супруга, которую он все это время искал. Она не имела собственных амбиций, любила короля и обожала его дочерей. Но счастье было недолгим. 12 октября 1537 года она умерла, родив первого и единственного наследника короля.

Потом была Анна Клевская, чей отец, в процессе поисков новой супруги для правителя Англии прислал королю Генриху поддельный портрет своей дочери. Когда обман раскрылся, король потребовал развода, впрочем не отправил Анну прочь, оставив ее при дворе и даже стал ей другом впоследствии.

  • Я не вижу ничего из того, что было представлено мне на картинах и в донесениях. Мне стыдно, что люди её так восхваляли, и я её совсем не люблю! Когда адмирал обнаружил, что принцесса отличается от картины и описаний, сделанных о ней, ему следовало задержать её в Кале, пока король не был бы уведомлен, что она не так хороша, как представлялось. (Из письма Генри VIII).

Пятой супругой и последней, не пережившей владыку Англии, стала Екатерина Говард, в чью прекрасную, но пустую голову, так и не поместилась простая мысль, что измена королю - недопустима. Ошибку эту, впрочем, ей вполне себе доступно объяснили перед тем, как отправить на плаху.

Генрих VIII повидавший разное король Англии. Человек свирепости необычайной.
Генрих VIII повидавший разное король Англии. Человек свирепости необычайной.

В общем, к шестому своему браку король подошел человеком жизнью битым и повидавшим множество разного. Случалось что хорошего, но в основном, конечно, плохого. И, казалось бы, вот он, готовый образ, по которому можно, да и нужно снимать историческое кино. Но нет. Все эти реформации, измены и непрерывная война за церковные деньги, конечно, могут быть интересны, но ни в малейшей степени не пригодны для создания по-настоящему хорошей драмы.

Жизнь, а особенно жизнь в Средневековье, вообще не была похожа на кино, а великие короли, императоры и принцессы вряд ли понравятся зрителям, покажи их такими, какими они были на самом деле. Слишком грубы, слишком расчетливы, слишком жестоки были они сами, а их свершения, с современной точки зрения, бывали порой и вовсе чудовищными.

Ну ты же понимаешь, что легко и приятно восхищаться храбрым и честным рыцарем, благородным королем, изгнанником или королевой, что борется за счастье простого народа. И намного сложнее это делать, когда приходит осознание того, что единственное, за что почти все эти прекрасные люди всерьез боролись - это деньги, власть и влияние. Сложно принять героев своей истории такими, а еще сложнее рассказывать о таких героях всем остальным.

Но история про прекрасную королеву и ее мужа тирана, с шумом, грохотом и многомиллионной рекламной компанией вырвалась на волю,и остановить её, было уже невозможно.

Королева и ее тиран.
Королева и ее тиран.

И вот уже религиозные войны подменяются борьбой за свободу. Потому что невозможно сочувствовать одной группе аристократии, борющейся с другой группой аристократии за ценности церковников и богатые церковные земли. А красивой женщине, готовой отдать свою жизнь за свободу простых людей, сочувствовать можно.

А еще через секунду, эта же самая прекрасная женщина, из потомственной дворянки, всю жизнь проведшая при королевском дворе и видевшая крестьян, пожалуй что только во время конных прогулок, становится защитницей бедных и обездоленных. Ну просто потому, что именно таким должен быть герой хорошей драмы.

  • Королева мечтала о свободной стране без тирании, она верила, что еще может привести королевство к свету. Когда король отправился на войну за море, королева Екатерина была назначена регентом. На какое-то время у нас словно гора с плеч свалилась. Мы были на заре новой эры. (с) Игра королевы, закадровый текст.

А что стало с молодым и доблестным рыцарем, ставшим отличным, хотя и жестоким, как, впрочем, и все остальные монархи Средневековья, королем? Легкое движение пера - и он предстает перед нами в качестве безумного маньяка, параноика, сеющего смерть в стране, при дворе и даже в своей семье. И снова по вполне понятным причинам, в противовес честному и доброму герою нам нужен злодей, потому что иначе ну какая это драма?

Злодей.
Злодей.

Про разные мелочи, вроде охраны, отпускающей королеву одну в ближайшую деревню, или крестьянах, умеющих в XVI веке читать и вроде бы даже писать, я даже упоминать не буду. Тут дело, в общем-то, вообще не в мелких недоработках. Просто реальное Средневековье в очередной раз прогнули под небезынтересную, в общем-то, историю, которая учит нас, что даже в самые темные времена, есть место добру и надежде.

Ну что тут сказать, люди попытались. Вот только в получившемся фильме от взаправдашней истории остались великие имена, отличные костюмы и те немногие события, которые вписались в интересный для зрителя сценарий. И больше ничего. И кто-то наверняка скажет, - вот в очередной раз сняли какую-то ерунду. А вот и нет, дорогой друг, это не так. Фильм, с точки зрения собственно кинопроизведения, в общем-то, неплох. И вот это и есть самая большая проблема.

Современный кинематограф, так уж сложилось, может снять хороший исторический фильм или сериал только случайно, по недосмотру авторов и продюсеров. И дело не в неумении или злом умысле, и даже не в том, что снимать исторически достоверное кино дорого. Хотя это дорого. Просто в реалиях современного искусства, понятие "хорошее кино" и "хорошее историческое кино" вещи даже не одного порядка.

Хорошая историческая драма - это в первую очередь именно драма. А хороший исторический боевик - это, как ни крути, сначала боевик, а потом уже все остальное. А где история? А история исполняет роль красочного задника, не дающего зрителям заскучать. И, в общем-то, если заменить замки, рыцарей и принцесс на звездолеты, астронавтов и симпатичных инопланетянок, ничего существенно не поменяется. Ну, по крайней мере, рассказанная история не станет хуже.

Драма, любовь, красивые костюмы. Ну что тебе еще нужно зануда?
Драма, любовь, красивые костюмы. Ну что тебе еще нужно зануда?

Подытоживая.

Является ли «Игра королевы» хорошим фильмом?
Вот честное слово, я не знаю, кинокритик из меня тот еще. Впрочем, то, что я, сев смотреть его с серьезным предубеждением, не выключил на середине и досмотрел до конца, кое о чем говорит.

Является ли «Игра королевы» хорошим историческим фильмом?
Совершенно точно нет. Использовать его как учебник по любому вопросу, кроме разве что английской моды конца XVI века, совершенно точно не стоит.

Так почему же снова не получилось снять хороший исторический фильм?
Ну почему не получилось, вполне себе получилось, люди, что посмотрели его, довольны, фильм собрал кассу, а авторы и исполнители наверняка готовятся снять еще какой-нибудь фильм в декорациях позднего Средневековья. А что собственно Средневековья в фильм не завезли, ну полно вам, кому оно на самом деле нужно кроме пары сотен зануд, вроде меня.

Стоит ли идти и смотреть?
У меня нет ответа на этот вопрос.