Найти в Дзене
Равнение на право

Как мошенники разводят. Звонок из военкомата

Оглавление

Телефонные мошенники крадут аккаунты российских мужчин на «Госуслугах» через звонки от имени военкомата. После такой «беседы» жертва звонка лишается своих денег на банковской карте, а некоторые ещё и дополнительно платят.
Как пугают электронными повестками?
Мошеннические схемы обработки граждан, и как им противостоять – в этом кратком обзоре.

Звонки семьям погибших военнослужащих.

В последнее время участились случаи мошенничества, при которых неизвестные лица звонят семьям погибших в СВО военнослужащих, представляясь сотрудниками военного комиссариата. Их предлог прост: якобы необходимо передать государственные награды, которые боец не успел получить при жизни.

В ходе разговора «подставные военкомы» утверждают, что осуществляется запись на прием в военкомат, уточняют дату, время и список необходимых документов. В ходе разговора собеседников просят продиктовать код из СМС или push-уведомления, якобы для завершения регистрации.

Что здесь должно сразу насторожить.

Во-первых – номера звонящих мошенников, как правило, скрыты.
Во-вторых, как пояснили в МВД, передача государственных наград через электронную запись не осуществляется.
Военный комиссариат не требует подтверждений через коды из сообщений.
Под видом передачи наград преступники пытаются получить доступ к персональным данным и в дальнейшем – к банковским реквизитам граждан.

-2

«Обновление данных в реестре воинского учета».

Началось с Москвы и Подмосковья, а теперь - повсеместно и в других регионах России – мужчины массово получают уведомления на «Госуслугах» о необходимости внесения сведений в Единый реестр воинского учета.

Жертвой обманщиков чуть не стал один из жителей Подмосковья. Его собеседник сообщил, что из-за запуска «Единого реестра повесток» нужно актуализировать все сведения по учёту гражданина. Для этого аферист попросил код из СМС, который, по его словам, необходим для входа в электронную очередь.

Как понял, что пытаются обмануть.

Когда мужчине прошло сообщение, то в нём отобразилось: «Вход на Госуслуги. Никому не сообщайте код»! В этот момент мужчина понял, что чуть не повёлся на обман и оборвал звонок.

Но понять это он мог ещё раньше. Реестр называется «единым реестром воинского учёта», а вот осуществляться оповещение может путём электронных повесток. В государственном сервисе «Госуслуги» не может употребляться народный вариант названия – «реестр повесток».

-3

Электронные повестки даже по категории В.

В августе 2025 года житель Тверской области получил уведомления через SMS и «Госуслуги» о направлении ему повестки в военкомат и её размещении в «Реестре повесток» (вновь тот же народный жаргонизм). При этом мужчине сообщили, что по истечении 7 дней после отправки сообщения повестка считается вручённой, а с первого дня размещения ему запрещён выезд из России.

Здесь важен такой момент. Даже не категория годности к службе. Временные ограничения за неявку военнообязанных в военкомат без уважительной причины наступают спустя 20 дней со дня вручения повестки, а не с первого дня. Следовательно, возможно, через аккаунт «Госуслуг» действовали мошенники с целью запугать гражданина и затем развести его на деньги – если поведётся. Либо это были действительные сотрудники военкомата, но не уяснившие положений закона, предусматривающего создание Единого реестра воинского учёта (закон от 14 апреля 2023 года №127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Возможно также, как рассуждали эксперты, это была рассылка шаблонов и типовых электронных уведомлений в рамках тестирования системы. Но, как писали на эту тему различные СМИ, подобные «тестовые рассылки» приходили даже мужчинам, у которых в военном билете стоит категории В (ограниченно годен). Ограничительные меры и запреты будут введены только после полного и официального внедрения Единого реестра воинского учёта.

-4

Как распознать мошенников и защититься?

Запомните:

  • Военные комиссариаты никогда не запрашивают коды из SMS или push-уведомлений! Это главный признак мошенничества.
  • Проверяйте номер звонка – звонки от военкоматов обычно идут с городских, а не мобильных номеров.
  • Не переходите по ссылкам из SMS – заходите на "Госуслуги" только через официальный сайт или мобильное приложение.
  • Включите двухфакторную аутентификацию через приложения вместо SMS для защиты личных данных.
  • Ни государственные учреждения, ни банковские организации не запрашивают коды доступа и не направляют уведомления, требующие передачи конфиденциальной информации.

Ну и, если вам позвонили «из военкомата», не бойтесь прервать разговор и проверить номер телефона.

Для этого самостоятельно свяжитесь с вашим военкоматом по официальному – городскому – телефону.
Если там вам не подтвердили факт звонка, рассылки СМС или уведомлений в «Госуслуги»
– сообщите о нём в правоохранительные органы.
Возможно, так вы поможете не только себе, но и другим, кто вовремя не сможет догадаться о мошенничестве, а значит – окажется в зоне риска потерять деньги и невольно предоставить свои персональные данные и банковские реквизиты на разгул мошенников.

Поделитесь этим текстом с друзьями и близкими – возможно, вы спасете кого-то от финансовых потерь!

И подписывайтесь на наш канал.

И ещё. О проблемах в выплатах бойцам СВО и их семьям - в ТГ-канале.