Телефонные мошенники крадут аккаунты российских мужчин на «Госуслугах» через звонки от имени военкомата. После такой «беседы» жертва звонка лишается своих денег на банковской карте, а некоторые ещё и дополнительно платят.
Как пугают электронными повестками?
Мошеннические схемы обработки граждан, и как им противостоять – в этом кратком обзоре.
Звонки семьям погибших военнослужащих.
В последнее время участились случаи мошенничества, при которых неизвестные лица звонят семьям погибших в СВО военнослужащих, представляясь сотрудниками военного комиссариата. Их предлог прост: якобы необходимо передать государственные награды, которые боец не успел получить при жизни.
В ходе разговора «подставные военкомы» утверждают, что осуществляется запись на прием в военкомат, уточняют дату, время и список необходимых документов. В ходе разговора собеседников просят продиктовать код из СМС или push-уведомления, якобы для завершения регистрации.
Что здесь должно сразу насторожить.
Во-первых – номера звонящих мошенников, как правило, скрыты.
Во-вторых, как пояснили в МВД, передача государственных наград через электронную запись не осуществляется.
Военный комиссариат не требует подтверждений через коды из сообщений. Под видом передачи наград преступники пытаются получить доступ к персональным данным и в дальнейшем – к банковским реквизитам граждан.
«Обновление данных в реестре воинского учета».
Началось с Москвы и Подмосковья, а теперь - повсеместно и в других регионах России – мужчины массово получают уведомления на «Госуслугах» о необходимости внесения сведений в Единый реестр воинского учета.
Жертвой обманщиков чуть не стал один из жителей Подмосковья. Его собеседник сообщил, что из-за запуска «Единого реестра повесток» нужно актуализировать все сведения по учёту гражданина. Для этого аферист попросил код из СМС, который, по его словам, необходим для входа в электронную очередь.
Как понял, что пытаются обмануть.
Когда мужчине прошло сообщение, то в нём отобразилось: «Вход на Госуслуги. Никому не сообщайте код»! В этот момент мужчина понял, что чуть не повёлся на обман и оборвал звонок.
Но понять это он мог ещё раньше. Реестр называется «единым реестром воинского учёта», а вот осуществляться оповещение может путём электронных повесток. В государственном сервисе «Госуслуги» не может употребляться народный вариант названия – «реестр повесток».
Электронные повестки даже по категории В.
В августе 2025 года житель Тверской области получил уведомления через SMS и «Госуслуги» о направлении ему повестки в военкомат и её размещении в «Реестре повесток» (вновь тот же народный жаргонизм). При этом мужчине сообщили, что по истечении 7 дней после отправки сообщения повестка считается вручённой, а с первого дня размещения ему запрещён выезд из России.
Здесь важен такой момент. Даже не категория годности к службе. Временные ограничения за неявку военнообязанных в военкомат без уважительной причины наступают спустя 20 дней со дня вручения повестки, а не с первого дня. Следовательно, возможно, через аккаунт «Госуслуг» действовали мошенники с целью запугать гражданина и затем развести его на деньги – если поведётся. Либо это были действительные сотрудники военкомата, но не уяснившие положений закона, предусматривающего создание Единого реестра воинского учёта (закон от 14 апреля 2023 года №127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Возможно также, как рассуждали эксперты, это была рассылка шаблонов и типовых электронных уведомлений в рамках тестирования системы. Но, как писали на эту тему различные СМИ, подобные «тестовые рассылки» приходили даже мужчинам, у которых в военном билете стоит категории В (ограниченно годен). Ограничительные меры и запреты будут введены только после полного и официального внедрения Единого реестра воинского учёта.
Как распознать мошенников и защититься?
Запомните:
- Военные комиссариаты никогда не запрашивают коды из SMS или push-уведомлений! Это главный признак мошенничества.
- Проверяйте номер звонка – звонки от военкоматов обычно идут с городских, а не мобильных номеров.
- Не переходите по ссылкам из SMS – заходите на "Госуслуги" только через официальный сайт или мобильное приложение.
- Включите двухфакторную аутентификацию через приложения вместо SMS для защиты личных данных.
- Ни государственные учреждения, ни банковские организации не запрашивают коды доступа и не направляют уведомления, требующие передачи конфиденциальной информации.
Ну и, если вам позвонили «из военкомата», не бойтесь прервать разговор и проверить номер телефона.
Для этого самостоятельно свяжитесь с вашим военкоматом по официальному – городскому – телефону.
Если там вам не подтвердили факт звонка, рассылки СМС или уведомлений в «Госуслуги» – сообщите о нём в правоохранительные органы.
Возможно, так вы поможете не только себе, но и другим, кто вовремя не сможет догадаться о мошенничестве, а значит – окажется в зоне риска потерять деньги и невольно предоставить свои персональные данные и банковские реквизиты на разгул мошенников.
Поделитесь этим текстом с друзьями и близкими – возможно, вы спасете кого-то от финансовых потерь!
И подписывайтесь на наш канал.
И ещё. О проблемах в выплатах бойцам СВО и их семьям - в ТГ-канале.