Найти в Дзене
Культура Москвы

Из хобби-арта в контекст современного искусства: как Галерея «Краснохолмская» работает с экологической тематикой

Оглавление

Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»
Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»

Об экотревожности замолвите слово

В феврале 2022 года Галерея «Краснохолмская» открылась выставкой «Новое из старого», продекламировав экологическую повестку одним из лейтмотивов своей деятельности во всех направлениях: искусстве, просвещении, досуге, образе жизни. Размышления на тему тогда касались не только внешних проявлений, но и своеобразной внутренней экологичности художника — а готов ли он растворить свою работу в небытии, если её не купят, и она не окажется в чьей-то коллекции, если её негде будет хранить? Станет ли работать с исключительно безопасными для окружающей среды материалами, которые в силу своей специфики могут оказаться совсем недолговечными?

Философско-экзистенциальная основа прослеживается и в новой выставке «Экотревожность». Алексей Шульгин, куратор Галереи «Краснохолмская», художник, преподаватель школы им. Родченко, так обозначил её суть:
«Мы собрали различные экологичные подходы в создании произведений и стремимся это поместить именно в художественный контекст, чтобы это уже было современным искусством». Здесь художники не только осмысляют последствия загрязнения окружающей среды и демонстрируют, как можно жить и творить иначе, создавая экспонаты из обыденных материалов, подобных полиэтиленовым пакетам, и даря им таким образом второе дыхание. Здесь участники обращаются и к нашему эмоционально-чувственному проживанию последствий климатических изменений, антропогенных катастроф, дефицита чистой воды, неопределённости будущего.

Сам термин «экотревожность» в психологии появился сравнительно недавно, и хроническое беспокойство из-за угрозы существования нашей планеты (во всяком случае в том виде, к которому мы привыкли) не является диагнозом — вполне адекватно волноваться об окружающей среде, влияющей в том числе на качество жизни человека и его здоровье. Тем не менее, это состояние может быть весьма навязчивым и некомфортным, если уровень тревожности вдруг вздумает изрядно подскочить. Будь то сильное беспокойство или лёгкое волнение, художники на выставке препарируют всю гамму переживаний, трансформируя её в своих работах, наблюдая, изучая, делая выводы, показывая выходы. Как объяснила Севиль Набиева, руководитель Галереи «Краснохолмская»,
«в целом эта выставка не про страх, а про действия, которые нам помогают пережить разные проблемы, в этом случае экологические». Ей вторит и Алексей Шульгин: «На выставке представлены разные работы, есть и провокативные, и пессимистичные, но в целом, когда искусство затрагивает такие темы, — это уже что-то, что даёт людям надежду на лучшее. И даже сам факт появления таких произведений может действовать на людей позитивно».

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Апсайкл, ресайкл, фриганство — что всё это значит?

Нынче популярные направления апсайкл и ресайкл обозначают использование старых, ненужных вещей и материалов в качестве основы для новых творений. Существует и целое общественное движение под названием «фриганство» или «фриганизм», сторонники которого максимально сокращают потребление ресурсов и, соответственно, производство отходов, противопоставляя себя культуре потребления. Всё это находит своё отражение и в сфере искусства. «Критический и спекулятивный дизайны набирают обороты на международной арене как противостояние дизайну коммерческому, — поясняет Алексей Шульгин. — Критический высвечивает какие-то проблемы, которые существуют в обществе, а спекулятивный — прогнозирует те потребности, которые могут появиться у людей в будущем, в том числе в результате климатических изменений, и предлагает пути их решения. Вообще, весь подход использования в искусстве вторичных материалов — это уже мышление в русле спекулятивного дизайна».

Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»
Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»

На выставке «Экотревожность» теме консьюмеризма посвящена, например, работа «Вкусно кормим вас» авторства Leir (Валерии Кузьминой). Художница помещает в чёрный хлеб, ещё пригодный для пищи, однако выброшенный магазином как вчерашний, аудиосистему, из которой доносятся русские народные сказки про голод и лишения. Таким образом продукт становится ироничным объектом эстетического потребления, теряя своё первоначальное назначение. «Это такая метафора, — поясняет Севиль Набиева, — хлеб здесь как символ “громкой бедности”. Работа привлекает внимание к проблеме голода и пафосным, но пустым высказываниям о сопереживании страданиям нуждающихся. А при этом у нас продолжают выбрасываться тонны продуктов ежегодно, которые пригодны для пищи».

Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»
Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»

Не менее красноречиво произведение «Безумные чаепития» Нафисы Жаббаровой, в котором художница переосмысляет цветочный чай в пакетиках. Не менее красноречиво произведение «Безумные чаепития» Нафисы Жаббаровой, в котором художница переосмысляет цветочный чай в пакетиках.

Работа воплощает очень яркий и немного сюрреалистический образ, воскрешающий в памяти «Алису в стране чудес». С одной стороны, чаепитие является весьма приятным времяпрепровождением и доброй традицией, с другой — таит в себе экологическую угрозу, ведь чайные пакетики далеко не всегда производятся из биоразлагающихся материалов. «Они такая капля дёгтя, укол совести, как называет это художница, напоминающий нам, что в нашей повседневной жизни есть привычки, которым мы следуем, не задумываясь», — комментирует Севиль Набиева. Символично, что работа, издалека кажущаяся фарфоровой, на самом деле выполнена из полиэтиленовых пакетов. Флоральные мотивы раскрываются также в произведении «Углеродный цвет» Виктора Циряниди: автор переосмысляет цветы, заключённые эпоксидной смолой в рукоятки рычагов коробок переключения передач — популярных украшений салонов автомобилей. Он возвращает их в природу, создавая подобие клумбы, таким образом как бы восстанавливая исходный баланс.

-12
-13

Серия произведений под названием «Излом» Екатерины Епифанцевой выполнена в технике коллаж и отражает следы воздействия человека на окружающую среду, будь то последствия массового сжигания травы или загрязнения водоёмов и морей продуктами нефтепереработки. Теме исчезающего биоразнообразия, уязвимости животного мира посвящена и скульптура «Ирбис» Анны Куняевой — по разным оценкам, во всём мире осталось около 3000–4000 снежных барсов. Ещё одно необычное направление, о котором рассказывается на выставке, называется «сырой эволизм»: его сторонники исследуют способы экологичного, гармоничного выживания в естественных условиях, восстанавливая первобытную связь с природой. Кажется, история, имеющая, по мнению многих, цикличную структуру, отчасти возвращается к истокам — и это в век расцвета высоких технологий.

-14
-15
-16

Будущее — за коллаборациями

Среди партнёров галереи — экоцентр «Сборка» и фонд «Жизненный путь», с которыми совместно созданные произведения также представлены в экспозиции. Во многом это выставка коллабораций, что является её важной особенностью, по мнению Алексея Шульгина: «Проекты на тему экологии позволяют формировать сообщество небезразличных людей. И это не менее ценно, чем сами работы. Я верю, что будущее за коллаборациями. Когда перед нами возникают серьёзные задачи, и мы начинаем думать не про своё эго, а про то, как можно попытаться сделать что-то хорошее, найти решение проблем, — это и есть тот вектор, который направлен в будущее».

Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»
Пресс-служба объединения «Выставочные залы Москвы»

На выставке «Экотревожность» можно увидеть победу сил природы над сложно перерабатываемыми материалами и влияние мусора, буквально вплетающегося в нашу повседневность; рассмотреть портрет из пробок и картину из металлических крышек; обнаружить в экспонатах настоящую арт-терапию и идеи для самостоятельной работы над сложными чувствами. Как сказала Севиль Набиева, здесь нет однозначного ответа: способно ли искусство помочь нам преодолеть психологические последствия экологического кризиса это скорее вопрос индивидуальный. Кому-то придётся по нраву идея отмечать Всемирный день окружающей среды, кто-то заменит одноразовые стаканчики долговечными чашками, для одних мысль начать сортировать мусор окажется огромным шагом к трансформации сознания, а других созерцание объектов экологического искусства сподвигнет на собственные творческие поиски.

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

Организаторы планируют проведение параллельной программы совместно с художниками, будут и мастер-классы, и лекционная часть. Приобрести билет на выставку можно с помощью сервиса «Мосбилет».

Автор текста - Виктория Забродская

Подробнее о городских событиях читайте на kultura.mos.ru
Подписывайтесь на «Культуру Москвы» в 
Telegram
Смотрите «Культуру Москвы» в
RUTUBE
Следите за новостями «Культуры Москвы» 
ВконтактеОК и Дзене