Найти в Дзене
Живопись

Загрязнение воздуха: невидимый след прогресса

Оглавление

Сегодняшняя статья, посвящённая загрязнению атмосферы, открывает серию публикаций, посвящённых стрит-арт проекту «Воздух». Этим летом ряд талантливых художников переводит дискуссию об острых экологических проблемах, влияющих на жизнь каждого из нас, на универсальный язык искусства. Масштабно, ярко и талантливо.

Когда-то художники учили нас видеть в дыму романтический флёр. Дымный шлейф, тянувшийся вослед паровозу Уильяма Тёрнера, контрастировал с разливающейся по небу зарёй. Дополнял серебристыми бликами небесную пастораль, разнообразил мотивом прогресса классику сельских ландшафтов. Дым фабричных труб в исполнении гениального Моне сливался с бегущими вдаль облаками. На равных правах участвовал в сотворении чудесных эффектов световоздушной среды. И мало кто задумывался о разнице между составами того и этого пара. Творцы ничтоже сумняшеся паковали индустриальную гарь в обёртку живописной эстетики. Лёгкий мазок — и копоть становилась лирикой...

Смог как диагноз цивилизации

Но реальность сурова. Реальность мстит за эстетизацию всего недостойного. Сегодня фильтр искусства не спасает от смога. Дым ложится на города не редкими мазками, а слой за слоем. Как смолистая краска на грубый бетонно-асфальтовый грунт. В эпоху романтиков он был символом развития человечества; в XXI веке — стал маркером ошибок, самообмана и усталости цивилизации.

Художники — ранние свидетели и предвестники

С другой стороны, именно мастера-живописцы (задолго до экологов) предупреждали: «Взгляните, как далеко простираются тени заводов и фабрик! Как тускнеют вокруг небеса!». Те же импрессионисты не раз демонстрировали, как солнце теряет свою животворную силу за дымной завесой. Но увы: показать — ещё не означает понять... Тусклое серебро в небесах над Челябинском, Руром и Ковентри два века назад было просто экзотикой. Сегодня же эти картины воспринимаются на манер индустриальной документалистики. Где серое небо — не стиль, а диагноз. Сегодня мы научились не только смотреть, но и видеть. Уставшие от громких заявлений, готовы различать волнующее и пугающее по легчайшим оттенкам серого. И избегать самообмана.

ASHESTEEN: дымка, через которую видно больше

Художнику ASHESTEEN (RU) (Кириллу Ашастину) превосходно удалось «поймать» эту самую разницу между дымом и дымкой. Провести зрителя по тропинке рефлексии, ведущей от восхищения к сомнению, а оттуда — к пониманию. Его работа гораздо тоньше, нежели банальное предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе. Градация серого нагляднее всяческих чёрных клубов непроглядного дыма.

Мурал Кирилла Ашастина «Воздух» — о том, как наша привычка к красоте сменилась настороженностью по отношению к ней же. А то ли мы пьём и едим? Того ли касаемся? Тем ли дышим? В эпоху, когда вдох полной грудью сам по себе превратился в смелый поступок, эстетика перестала быть оправданием для доверчивости. Хрестоматийное: «Не верь глазам своим» — уже не философская максима, а реальный повод присмотреться к действительности повнимательнее. Искусство Ашастина демонстрирует, комментируя. Художник пишет небо, а выписывает приметы времени. О чём эти самые приметы? Да хотя бы о том, что нынче даже небо может быть фейком.

От граффити к холсту: путь Кирилла Ашастина

Кирилл Ашастин ступил на творческий путь в 13. С баллоном в руке и адреналином в крови. Юность мастера прошла в зыбких границах субкультур; там, где визуальный бунт гуляет рука об руку с революцией звука. «Индастриал» и «электроника», пиксели на неплоских ещё экранах и капли краски на вечернем асфальте: всё это о нём. А потом был технологический скачок, которого не ожидал никто, но к которому были готовы все. Интернет стал вторым университетом нашего героя. Было бы не совсем верно утверждать, будто Ашастин учился живописи. Скорее, он её впитывал. Проживал. Включал в своё «я».

ASHESTEEN (RU) (Кирилл Ашастин, 1989)
ASHESTEEN (RU) (Кирилл Ашастин, 1989)

Минуло время. Холсты пришли на смену бетону, но не изменили сути его творчества. Ныне мастер строит мосты между уличной дерзостью и студийной вдумчивостью. Наверное, именно поэтому (или в том числе поэтому?) в его работах так часто звучит тема переходных состояний. От мотива фигуративной узнаваемости к абстрактному побуждению эмоций. От дикорастущих стратагем субкультуры к «благовоспитанному» визуальному языку. Картины — архивы небанальных моментов; картины — личные отношения к пространству и времени. У художника нет случайных работ и нет «картин-констатаций». Ашастин «дышит» искусством, пропуская через себя течение жизни, дабы насытить кровь вдохновением. Так могут немногие. И очень немногие умеют без потерь изначального чувства и мысли выдыхать вдохновение на холсты. Так кому же, как не ему, было взяться за тему загрязнения воздуха?

Современное искусство и экологическая правда

На примере работы ASHESTEEN (RU) особенно очевидно: реалистичная живопись многое осознала. Повзрослев, стала жёстче и прямолинейнее. Современные художники встраивают в свои композиции образы датчиков загрязнения. Собирают скульптуры из всамделишных пыли и сажи. Проводят перформансы в масках, похожих на аксессуары из антиутопии. Мы живём в эпоху, когда «прекрасный дым» прошлого окончательно сдал позиции перед лицом безжалостного смога настоящего. Мы многое поняли и приняли. Возможно, ещё не поздно менять и меняться.

Автор: Лёля Городная