Сегодняшняя статья, посвящённая загрязнению атмосферы, открывает серию публикаций, посвящённых стрит-арт проекту «Воздух». Этим летом ряд талантливых художников переводит дискуссию об острых экологических проблемах, влияющих на жизнь каждого из нас, на универсальный язык искусства. Масштабно, ярко и талантливо.
Дым в искусстве прошлого
Когда-то художники учили нас видеть в дыму романтический флёр. Дымный шлейф, тянувшийся вослед паровозу Уильяма Тёрнера, контрастировал с разливающейся по небу зарёй. Дополнял серебристыми бликами небесную пастораль, разнообразил мотивом прогресса классику сельских ландшафтов. Дым фабричных труб в исполнении гениального Моне сливался с бегущими вдаль облаками. На равных правах участвовал в сотворении чудесных эффектов световоздушной среды. И мало кто задумывался о разнице между составами того и этого пара. Творцы ничтоже сумняшеся паковали индустриальную гарь в обёртку живописной эстетики. Лёгкий мазок — и копоть становилась лирикой...
Смог как диагноз цивилизации
Но реальность сурова. Реальность мстит за эстетизацию всего недостойного. Сегодня фильтр искусства не спасает от смога. Дым ложится на города не редкими мазками, а слой за слоем. Как смолистая краска на грубый бетонно-асфальтовый грунт. В эпоху романтиков он был символом развития человечества; в XXI веке — стал маркером ошибок, самообмана и усталости цивилизации.
Художники — ранние свидетели и предвестники
С другой стороны, именно мастера-живописцы (задолго до экологов) предупреждали: «Взгляните, как далеко простираются тени заводов и фабрик! Как тускнеют вокруг небеса!». Те же импрессионисты не раз демонстрировали, как солнце теряет свою животворную силу за дымной завесой. Но увы: показать — ещё не означает понять... Тусклое серебро в небесах над Челябинском, Руром и Ковентри два века назад было просто экзотикой. Сегодня же эти картины воспринимаются на манер индустриальной документалистики. Где серое небо — не стиль, а диагноз. Сегодня мы научились не только смотреть, но и видеть. Уставшие от громких заявлений, готовы различать волнующее и пугающее по легчайшим оттенкам серого. И избегать самообмана.
ASHESTEEN: дымка, через которую видно больше
Художнику ASHESTEEN (RU) (Кириллу Ашастину) превосходно удалось «поймать» эту самую разницу между дымом и дымкой. Провести зрителя по тропинке рефлексии, ведущей от восхищения к сомнению, а оттуда — к пониманию. Его работа гораздо тоньше, нежели банальное предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе. Градация серого нагляднее всяческих чёрных клубов непроглядного дыма.
Мурал Кирилла Ашастина «Воздух» — о том, как наша привычка к красоте сменилась настороженностью по отношению к ней же. А то ли мы пьём и едим? Того ли касаемся? Тем ли дышим? В эпоху, когда вдох полной грудью сам по себе превратился в смелый поступок, эстетика перестала быть оправданием для доверчивости. Хрестоматийное: «Не верь глазам своим» — уже не философская максима, а реальный повод присмотреться к действительности повнимательнее. Искусство Ашастина демонстрирует, комментируя. Художник пишет небо, а выписывает приметы времени. О чём эти самые приметы? Да хотя бы о том, что нынче даже небо может быть фейком.
От граффити к холсту: путь Кирилла Ашастина
Кирилл Ашастин ступил на творческий путь в 13. С баллоном в руке и адреналином в крови. Юность мастера прошла в зыбких границах субкультур; там, где визуальный бунт гуляет рука об руку с революцией звука. «Индастриал» и «электроника», пиксели на неплоских ещё экранах и капли краски на вечернем асфальте: всё это о нём. А потом был технологический скачок, которого не ожидал никто, но к которому были готовы все. Интернет стал вторым университетом нашего героя. Было бы не совсем верно утверждать, будто Ашастин учился живописи. Скорее, он её впитывал. Проживал. Включал в своё «я».
Минуло время. Холсты пришли на смену бетону, но не изменили сути его творчества. Ныне мастер строит мосты между уличной дерзостью и студийной вдумчивостью. Наверное, именно поэтому (или в том числе поэтому?) в его работах так часто звучит тема переходных состояний. От мотива фигуративной узнаваемости к абстрактному побуждению эмоций. От дикорастущих стратагем субкультуры к «благовоспитанному» визуальному языку. Картины — архивы небанальных моментов; картины — личные отношения к пространству и времени. У художника нет случайных работ и нет «картин-констатаций». Ашастин «дышит» искусством, пропуская через себя течение жизни, дабы насытить кровь вдохновением. Так могут немногие. И очень немногие умеют без потерь изначального чувства и мысли выдыхать вдохновение на холсты. Так кому же, как не ему, было взяться за тему загрязнения воздуха?
Современное искусство и экологическая правда
На примере работы ASHESTEEN (RU) особенно очевидно: реалистичная живопись многое осознала. Повзрослев, стала жёстче и прямолинейнее. Современные художники встраивают в свои композиции образы датчиков загрязнения. Собирают скульптуры из всамделишных пыли и сажи. Проводят перформансы в масках, похожих на аксессуары из антиутопии. Мы живём в эпоху, когда «прекрасный дым» прошлого окончательно сдал позиции перед лицом безжалостного смога настоящего. Мы многое поняли и приняли. Возможно, ещё не поздно менять и меняться.
Автор: Лёля Городная