Найти в Дзене
МТС Линк

7 приёмов в обучении, которые сделают его вовлечённым и интересным

Оглавление

Совмещать работу, семью и обучение — непростая задача. Нередко люди сталкиваются с нехваткой времени, потерей мотивации или сложностями в усвоении материала. Но что если сделать учёбу более гибкой и адаптивной? Смешанный формат — уместное решение. Он объединяет преимущества онлайн- и офлайн-обучения и позволяет осваивать знания в комфортном темпе, без жёстких рамок.

Как повысить эффективность смешанного обучения, как удерживать внимание студентов и упростить подачу материала, читайте в статье.

Какие бывают форматы у смешанного обучения

Есть несколько форматов смешанного обучения.

Синхронный

Участники занимаются одновременно, но в разных пространствах: часть — в аудитории, другие подключаются через онлайн-платформы. Подходит для вебинаров, лекций и практических занятий в реальном времени.

Асинхронный

Обучение проходит без привязки к расписанию. Студенты изучают записанные материалы, выполняют задания и сдают работы в удобном темпе. Подходит для тех, кто ценит гибкий график.

Коллаборативный

Совместная работа — основа этого подхода. Участники обмениваются знаниями через обсуждения, групповые проекты и мессенджеры, независимо от того, проходит обучение синхронно или нет.

Какой бы формат вы ни выбрали, главное — использовать его возможности на все 100%. Ниже рассказываем про особые приёмы, которые помогут сделать смешанное обучение по-настоящему результативным.

Приём 1: сделать свободный доступ к обучению

Ключевой принцип эффективного смешанного обучения — доступность. Все элементы курса — вебинары, методические материалы, чаты для обсуждений, тестовые задания — должны быть под рукой в любой момент. Это исключает технические сложности и позволяет сосредоточиться на главном — усвоении знаний.

МТС Линк Курсы обеспечивают такой уровень доступности:

  • полный комплект учебных материалов открыт 24/7
  • записи занятий и задания хранятся в одном месте
  • кроссплатформенная работа: веб-версия для ПК (Windows, macOS, Linux) и мобильные приложения (iOS, Android)
  • все версии синхронизируются между собой и имеют одинаковый набор функций.

Это решение устраняет барьеры между офлайн- и онлайн-форматами, создавая комфортную среду для обучения.

Вебинар через мобильное приложение
Вебинар через мобильное приложение

Помимо удобства и безопасности, современные образовательные программы должны предлагать разнообразие форматов. Как отмечает методический директор в EdTech и автор телеграм-канала «Тренды образования» Кристина Геворкян, настоящая гибкость означает предоставление выбора. Например, видеоинструкции или текстовые материалы, дискуссии в группе или письменные эссе, индивидуальные задания или парные проекты, слушатели должны ощущать контроль над процессом обучения.

Приём 2: разнообразить контент

В 1992 году новозеландские учёные Нил Флеминг и Колин Миллс разработали классификацию VARK, согласно которой каждого можно отнести к одной из четырёх групп по типу восприятия информации:

  • визуалы (V) — лучше усваивают материал через изображения, графики и схемы
  • аудиалы (A) — эффективнее воспринимают информацию на слух
  • дискреты (R) — ориентируются на текстовые данные и логические построения
  • кинестетики (K) — запоминают через практический опыт и тактильные ощущения.

В реальности чистые типы встречаются редко. Один и тот же человек может, например, легче осваивать языки на слух, но лучше понимать математику через визуализацию.

Сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев считает, что удачный формат обучения должен задействовать все каналы восприятия: видеолекции, интерактивные тесты, текстовые материалы, практические задачи. Такой мультиформатный подход повышает вовлечённость и эффективность усвоения знаний.

Например, по словам эксперта, сервисы от МТС Линк позволяют провести не просто лекцию с помощью «говорящей головы», а настоящий разноплановый урок с видео, конспектами, тестами и их быстрой проверкой, заданиями на онлайн-доске и нестандартными домашними заданиями.

Задания в МТС Линк Курсах
Задания в МТС Линк Курсах

Приём 3: гармонизировать онлайн и офлайн

Онлайн-курсы — это удобно, но без живого общения мотивация может снижаться. Решение простое: добавьте офлайн-элементы в образовательную программу.

Как это работает на практике:

  • для локальных групп организуйте очные встречи
  • для распределённой аудитории предложите встречи в разных городах (например, для совместного выполнения заданий)
  • если в вашем городе не нашлось компании, сходите в коворкинг для проведения занятия, главное — выйти в офлайн.

Делимся реальным кейсом: учебный центр «Содействие» в 2024 году перешёл на смешанный формат с использованием МТС Линк Вебинаров и Курсов. Теперь в учебном центре:

  • проводят занятия одновременно для онлайн- и офлайн-участников
  • сохраняют записи вебинаров для повторения
  • контролируют уровень усвоения материала.

В результате число клиентов компании выросло в 2 раза — до 2 500 человек в 2024 году. Это эффективно, потому что смешанное обучение создаёт вовлекающую образовательную среду за счёт комбинации подходов.

Приём 4: отслеживать число обучающихся

По словам руководителя отдела обучения и клиентского опыта МТС Линк Инны Колесниковой, успех смешанного формата зависит от трёх ключевых факторов.

Во-первых, важно правильно определить размер группы. Если речь идёт о лекции в формате потокового вещания, количество участников может быть любым. Но для интерактивных занятий с групповой работой и практическими упражнениями стоит ограничиться 12 участниками, сохраняя пропорцию: около трети обучающихся подключаются онлайн, остальные — присутствуют очно.

Во-вторых, необходимо уделять особое внимание дистанционным слушателям. Поскольку сосредоточиться перед экраном сложнее, чем в аудитории, преподавателю стоит активно вовлекать онлайн-участников: использовать тесты, предлагать отправлять реакции, поощрять вопросы в чате и специально выделять время для их ответов.

В-третьих, важно обеспечить равные условия для всех форматов обучения. Когда очные участники работают в мини-группах, онлайн-слушателей также нужно разделять по виртуальным комнатам для обсуждения тех же тем. Результаты совместной работы лучше фиксировать в общем цифровом пространстве — на онлайн-доске или в журнале курса.

Комната для группы
Комната для группы

Приём 5: создать комфортное пространство для общения

Совместное пространство для учёбы дает участникам возможность обмениваться опытом, рассматривать учебный материал с разных точек зрения и выстраивать профессиональные связи. Как отмечает Кристина Геворкян, социальное взаимодействие играет ключевую роль в смешанном обучении, особенно для взрослой аудитории. Эксперт подчёркивает, что с позиции конструктивизма знания формируются именно при коммуникации. Для взрослых обучающихся критически важно понимать не только содержание, но и контекст, практическое применение и ценность изучаемого материала.

Для создания комфортного комьюнити эксперт рекомендует:

  • назначить модератора, который будет направлять обсуждения
  • разработать многоформатное пространство (форумы, чаты, вебинарные комнаты)
  • использовать интерактивные методы (опросы, рефлексивные практики)
  • включать задания, требующие совместной работы.

Платформа МТС Линк позволяет применить творческий подход к организации взаимодействия. Пример — разговорный английский клуб ЭГО Университета, где участники в интерактивном формате практикуют языковые навыки, работая в парах и мини-группах.

Разговорный клуб в ЭГО Университете
Разговорный клуб в ЭГО Университете

Приём 6: составить метрики для оценки

Чтобы проверить усвоение знаний, необязательно ограничиваться тестами или сухими устными опросами. МТС Линк Курсы предлагают несколько вариантов:

  • задания с одним или несколькими правильными ответами либо с открытым ответом
  • эссе, видео, презентации — ученики загружают на платформу разные форматы, включая ссылки на сторонние ресурсы, к примеру, на Rutube
  • P2P-формат, что означает обратная связь «человек к человеку», а на практике — проверка пары работ друг друга с получением отзывов от таких же учеников, но с последующей оценкой эксперта.

Как отмечает Кристина Геворкян, особой ценностью обладают рефлексивные методы оценки — ведение дневников самооценки и менторинг. Эти инструменты не только помогают измерить прогресс обучающихся, но и дают ценную обратную связь организаторам курса.

Приём 7: интегрировать игры в учёбу

Геймификация — внедрение игровых механик в образование — повышает вовлечённость и улучшает усвоение материала. Как считает Павел Безяев, геймификация не напрямую улучшает восприятие информации, а мотивирует эту информацию воспринимать, делает процесс обучения интереснее и живее.

Кажущееся разнообразие игровых элементов сводится к нескольким проверенным механизмам, отмечает эксперт. Среди них он выделяет соревновательные инструменты (рейтинги, таблицы лидеров), нарративные форматы (квесты, истории), коллекционирование артефактов и групповые задания, требующие взаимодействия.

Но перегружать курс множеством игровых элементов не стоит — это рассеивает внимание. Главная цель геймификации — не развлечение, а структурированная мотивация, подчёркивает Кристина Геворкян. Игровые механики должны дополнять учебные задачи, а не заменять их. Каждый игровой компонент должен решать конкретную задачу: закреплять знания, развивать навыки или стимулировать интерес. Например:

  • прогресс-бары и уровни — показывают, как далеко зашел ученик, и создают ощущение роста
  • микронаграды — усиливают радость от небольших достижений
  • соревнование — эффективно только в дружелюбном, а не агрессивном формате
  • сторителлинг — полезен в кейсах и обучении «мягким» навыкам
  • аватары и персонажи — работают в тренажёрах и ролевых сценариях.

Инна Колесникова советует разрабатывать цельные игровые сюжеты с заданиями, балльной системой и межгрупповым соперничеством. Этот подход, как отмечает эксперт, универсален: от тренингов до корпоративов. Участники выполняют индивидуальные или командные задачи, копят баллы, а позже — могут обменивать их на награды.

Заберите бонус - чек-лист для реализации смешанного обучения

Другие статьи про эффективное обучение

Как выбрать рабочий формат онлайн-обучения для удалённой команды

Как проверять знания студентов с помощью платформы МТС Линк: 6 эффективных сценариев для преподавателей

«Обучение никому ничего не должно» — как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году