Мне очень захотелось попробовать понять, как воспринимали события Великой Отечественной войны жившие тогда люди, пользуясь информацией из газет и радио. Сделать это не так просто, ибо мы сегодня уже знаем, как развивались события, и знаем гораздо лучше тех, кто читал тогдашние газеты. Не говоря уж о том, что нам известны и результаты.
Но я постарался максимально отстраниться от сегодняшних знаний и попробовать увидеть ситуацию под Сталинградом глазами наших дедов. Взял подшивки газет «Правда» и «Красная звезда» и стал изучать. И мнение сложилось как бы двоякое. С одной стороны, действительно события под Сталинградом преподносятся как наиважнейшие. Прямо сплошной поток из лозунгов о важности города — «не пропустим к Волге», «вся страна наблюдает за схваткой», «готовы стоять до конца» и пр. Вроде бы создаётся впечатление, что в Сталинграде действительно что-то большое и важное.
Но с другой стороны, имеет место полное отсутствие конкретики, без которой совершенно невозможно отследить, что и где происходит. Помните во многих фильмах герои на карте флажочки втыкают, чтобы отследить изменения. Так вот по нашим сводкам не очень понятно, куда эти самые флажочки втыкать. Вся конкретика — это северо-западнее Сталинграда или юго-западнее. Причём в начале сентября и в середине ноября, «координаты» примерно те же. Если исходить из реальности, то линия северо-западнее действительно не менялась, но зато юго-западнее перемены уж точно были.
Я попробовал посмотреть публикации по дням, когда происходили наиболее значимые операции, но в газетах были все те же, неконкретные «тяжёлые бои северо-западнее Сталинграда».
При этом, хотя конкретики в сводках ноль, но настроение в них определённое создаётся. Ибо после указания о тяжёлых боях вставляются упоминание о бесплодных атаках немцев превосходящими силами, которые наши войска успешно отражают, с большими потерями для врага. К этому обычно приводятся «факты», что какие-нибудь десятки немецких танков куда-то наступали, а бойцы N-ской части танки все пожгли (либо уцелевшие повернули обратно) и сотню-другую фашистов убили.
То есть от общего прочтения таких публикаций каждый день настрой, как мне кажется, создаётся весьма оптимистичный. Ведь как бы немцы не лезли своими армадами танков, как бы не атаковали, но всё таки наши бойцы отбивают. При этом сообщается, что по данным перебежчиков и пленных, воевать уже у немцев почти некому, что тыловиков сгоняют в части на передовой, дабы было кого послать в атаку. Словом, победить нас немцы не могут, а скоро у них уже и все резервы закончатся, вот тогда уж им и покажем, где раки зимуют.
Кстати, хоть про Сталинград есть в сводках постоянно, но и про другие участки фронта не забывают — и про Ржев, и про фронты Ленинградский, Северо-Западный, Брянский. Ну и, конечно, Кавказ. Правда информация по своей ценности примерно такая же, можно просто поменять Сталинград на любое другое название и особых отличий не увидеть.
Однако, видно, что в СМИ Сталинграду уделяется внимание значительно большее, чем другим участкам фронта. А зная, как устроена советская система, становится понятно, что есть на то указание — это же не журналисты с редакторами решали, что читателю важнее и интереснее. Тем более, что сегодня мы знаем — руководство не забывало и про другие фронты, уделяя им не меньше, а то и больше внимания, чем Сталинграду. Конечно, мешает эффект послезнания, но такое ощущение, будто в Кремле знали, что нанести немцам поражение получится именно на юге, у Сталинграда, а не под Демянском или Ржевом. При том, что Ржевский выступ был важнее намного в стратегическом плане и случись там прорыв немцев (которого Сталин опасался, а Гитлер планировал), то это было пострашнее десятка поражений под Сталинградом. С другой стороны, мы не знаем точно, как выглядела война из кабинета Сталина и что ему казалось важнее. А уж что народу показать, а что скрыть, без него едва ли кто-то мог решить.
Интересно, что сообщение об успехе операции «Уран» появилось только 22 ноября, хотя сами сроки наступления указаны правильно. Впрочем, как мне кажется, такая задержка оправдана уже хотя бы тем, что 19 ноября была, как минимум четвёртая операция по окружению Паулюса. И поскольку все предыдущие провалились, как мы теперь знаем, с треском, то радовать народ, конечно, спешить не стоило.
В целом же, удивляться той скупости информации о военных действиях, а, пожалуй, даже и почти полному отсутствию оной, нет смысла — военные не привыкли что-то рассказывать. Даже сегодня, при всех возможностях интернета, надо иметь немалые навыки, чтобы знать о реальных событиях на фронте, вместо нулевой по ценности официальной информации. А уж в эпоху советской безальтернативности совершенно глупо было ожидать от СМИ какой-то конкретики.
Ну и в продолжении сталинградской темы порекомендую вам статью: