Найти в Дзене

Поздно — это когда?

Оглавление

Поезд ушёл. Не рисуй, не пиши, не переезжай, не покупай пианино, не пробуй, не начинай. В твоём-то возрасте, и учить испанский? Мозги уже поди заржавели! Неудобно, нелепо, глупо.

Давайте вместе проведём ревизию линейности времени. Мы с детства впитываем идею, что жизнь — как чёткий маршрут: в 20 — фокус на самореализацию, в 30 — на успех и семью, в 40 — на стабилизацию, в 50 — давай поаккуратнее, уже внуки на подходе. А дальше — как будто и не положено ничего нового. Но что, если это неправда?

Есть не только внешнее, хронологическое время, но и внутреннее — субъективное. И у него свои капризы. Оно может затаиться, собираться с мыслями и силами, а потом — бац! — и выдать инсайт, мечту, тягу к новому, желание.

«Поздно» — тоже вовремя.

/ Анна Мэри Робертсон Мозес (Бабушка Мозес), американская художница /
/ Анна Мэри Робертсон Мозес (Бабушка Мозес), американская художница /

Время бывает разным?

Субъективный возраст — тот, что ты ощущаешь утром, глядя на себя в зеркало. Или поздно вечером, когда вдруг нестерпимо хочется научиться играть на укулеле или отправиться в Антарктиду кольцевать пингвинов.

Психология и философия давно оперируют двумя типами времени:

  • Биологическое — линейное, измеряемое годами, морщинами, гормональными циклами.
  • Субъективное — время внутреннего ощущения, которое упрямо живёт по своим законам.

Чем старше человек становится, тем чаще он не чувствует себя «на свой возраст». 70-летняя женщина может говорить: «Мне будто 45, только спешить уже никуда не хочется». И это не самообман, а защитный и мудрый психологический механизм. Он помогает сохранять гибкость, открытость, бодрость и интерес к жизни.

А ещё — вопреки мифам — мозг не становится «деревянным» с годами. Исследования нейропластичности показывают, что мы способны учиться, восстанавливаться и творить новое почти в любом возрасте. Иными словами — наш мозг в какой-то степени не знает, сколько нам лет. Он просто ждёт сигнала: «Можно начинать».

Вопрос не в том, можем ли мы. Вопрос — позволим ли.
/ "Зима", картина Бабушки Мозес /
/ "Зима", картина Бабушки Мозес /

Время-союзник или время-надзиратель?

В детстве время — простор и вечность. В юности — горизонт. В зрелости оно вдруг превращается в надзирателя. Строгого, с секундомером и таблицей достижений.

И ты не успеваешь заметить, как из свободного путешествия жизнь превращается в маршрут по станциям «как положено».

Это не просто социальное давление — это внутренний сценарий, записанный голосами из детства, нормами культуры, ожиданиями среды. Он диктует нам не только темп, но и ограничения:

— Слишком поздно для перемен!

— Ты не справишься!

— Будешь выглядеть нелепо!

А ведь правда в другом: время начинает работать на тебя, когда ты перестаёшь с ним соревноваться. Когда больше не нужно «успевать», «догонять» и «доказывать». Когда появляется пространство не для обязанностей, а для желаний.

Может быть, внутренняя зрелость — это про способность осознанно рискнуть быть неидеальным новичком? Ведь именно там, где мы допускаем своё несовершенство, начинает расти что-то живое.
/ "Старый клетчатый дом", картина Бабушки Мозес /
/ "Старый клетчатый дом", картина Бабушки Мозес /

История бабушки Мозес — живое доказательство

Я не перестаю восхищаться её работами. В них — тёплый воздух, фермерский двор, запах пирога и что-то детски честное. Смотришь — и как будто вспоминаешь жизнь, которой никогда не жил, но тоскуешь по ней.

Анна Мэри Робертсон Мозес, которую весь мир знает как бабушку Мозес, родилась в 1860 году и прожила 101 год. Живописью она всерьёз занялась только в 76 лет — когда артрит не позволил ей больше вышивать, но руки всё ещё тянулись к созданию красоты.

Спустя пару лет её картины заметили в витрине провинциальной аптеки. Их купил проезжий коллекционер, а уже к её 80-летию у неё была персональная выставка в нью-йоркской галерее.

Она писала не потому, что «надо» или «ещё не поздно», а потому что захотела. Думаю, что именно это ощущается в её работах: позволение. Наивность без стыда.

Иногда нужно дожить до 80, чтобы впервые ни у кого не спрашивать разрешения.

/ "Сушка белья", картина Бабушки Мозес /
/ "Сушка белья", картина Бабушки Мозес /

Психологическая рамка

А вдруг выйдет нелепо? А вдруг вообще не выйдет? Или получится хуже, чем у … ?

С детства мы сталкиваемся с посланиями, которые постепенно превращаются в внутренние запреты. Родители сравнивали нас с «дочкой маминой подруги», школа внушала, что нужно скорее определиться, выбрать направление и следовать ему, а культура в целом транслирует ценности скорости, молодости и видимого результата. Так постепенно формируется убеждение: новичком быть стыдно. Потому что новичок — это тот, кто ошибается, кто зависит от чужого мнения, выглядит неуверенно. А взрослый, по негласным правилам, должен уже «знать», «уметь» и «соответствовать».

Отсюда и ловушка: «уже поздно» становится защитой от стыда.

/ сельский пейзаж, картина Бабушки Мозес /
/ сельский пейзаж, картина Бабушки Мозес /

Психика предпочитает не пробовать вовсе, чем снова оказаться в позиции ученика, особенно в зрелом возрасте. И это грустно — потому что именно способность учиться, меняться и удивляться делает человека живым.

Я знаю это не по книгам. Идти в университет снова, в 36, кардинально менять профессию, будучи мамой двоих детей, — было страшно. Страшно быть «не в теме», ошибаться, уставать, слышать, что «поздно». Но страх — не всегда повод отступить. Иногда он просто сигнал: ты выходишь из сценария.

Кто вообще сказал, что есть «срок годности» у мечты? У нового опыта? У интереса?

Если время линейно, почему оно так непредсказуемо в реальной жизни?

Мы знаем, что 1 минута — это 60 секунд. И всё же есть минуты, которые длятся вечность, и годы, которые пролетают незаметно. И тогда возникает вопрос — кто вообще управляет этим временем? Мы — или оно нами? Почему один человек в 70 лет заводит сад, учит японский и рисует акварелью, а другой — в 40 считает себя «старым»?

Может быть, дело не в возрасте, а в том, сколько живого пространства и любопытства у нас внутри?

Почему нам кажется странным, если кто-то в 60 идёт учиться, в 50 — разводится, в 45 — впервые идёт на танцы, а в 40 — только начинает задаваться вопросом «а что я вообще хочу»? Кем я хочу быть «когда вырасту»? Почему стремление к новому нужно обосновывать — а отказ от него считается «разумным»?

/ Анна Мэри Робертсон Мозес (Бабушка Мозес), американская художница /
/ Анна Мэри Робертсон Мозес (Бабушка Мозес), американская художница /
Что если возраст — это не ограничение, а освобождение? От необходимости соответствовать, доказывать, быть понятным?

«Никогда не поздно» — это не мотивационный лозунг, а формула свободы. Свободы быть несовершенной. Незавершённой. Не такой, как «нужно».

Субъективное время не подчиняется календарю — у него свои фазы, паузы и импульсы.

Вы знаете примеры, когда кто-то в зрелом возрасте кардинально менял свою жизнь? Может быть, это ваша собственная история?

Автор — Таисия Галицкая.

«Палец вверх», вдумчивый комментарий и подписка на мой канал Дневник психолога 📓 — ваша реакция на материал и основа для моей дальнейшей работы. Большое спасибо!