Курсовая работа посвящена комплексному исследованию правового регулирования управления земельным фондом Российской Федерации. В работе проведен историко-правовой анализ развития института управления земельными ресурсами, начиная с аграрных реформ XIX века и заканчивая современным этапом. Исследована действующая нормативно-правовая база, определены основные направления государственного воздействия на земельные отношения, включая правовое регулирование перераспределения земель и организацию государственного контроля за их использованием и охраной. На основе анализа делается вывод о центральной роли государства в управлении земельным фондом, отмечается межотраслевой характер и сложность законодательства, а также обосновывается необходимость его дальнейшей унификации для обеспечения эффективного и рационального землепользования в стране.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Содержание
Введение
1. Правовые основы управления земельным фондом Российской Федерации
1.1 История развития института управления земельным фондом Российской Федерации
1.2 Правовое обеспечение управления земельным фондом Российской Федерации
2. Государственное руководство управлением земельным фондом в Российской Федерации
2.1 Основные направления воздействия государства на регулирование земельных отношений в России
2.2 Правовое регулирование перераспределения земель
2.3 Государственный контроль за использованием и охраной земель в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Введение
Учитывая обширные территории Российской Федерации, вопрос о правовом регулировании общественных отношений возникающих по поводу реализации земли, является крайне актуальным.
Актуальность темы исследования заключается в том, что земельные отношения являются одними из наиболее сложных в правовом регулировании. Земли России в пределах государственной границы представляют собой территориальную основу суверенитета государства и формируют его земельный фонд, который подразделяется на земли различных по целевому назначению, распределяется по землевладельцам и землепользователям. Для целесообразного и качественного распределения земли необходимо выработать эффективную нормативно урегулированную систему методов и средств распределения земли, ее правового обеспечения.
Объект исследования составляют общественные отношения возникающие в ходе реализации земель земельного фонда РФ.
Предмет исследования составляют основы и особенности правового регулирования управления земельным фондом Российской Федерации.
Цель курсовой работы – комплексное исследование правового регулирования управления земельным фондом России, в совокупности с проблемами возникающими в процессе реализации такого правового регулирования.
Задачи исследования:
1) Изучить историю развития института управления земельным фондом Российской Федерации.
2) Исследовать правовое обеспечение управления земельным фондом Российской Федерации.
3) Определить основные направления воздействия государства на регулирование земельных отношений в России.
4) Изучить правовое регулирование перераспределения земель.
5) Определить характер государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.
6) Проанализировать законодательство и изучить теорию по данному вопросу.
7) Обобщить выводы по результатам исследования.
Методологию исследования составляют такие методы научного познания как: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, исторический метод. Методы применяются с опором на законодательную базу и с использованием научной и учебной литературы в которой характеризуется конкретный вопрос.
Теоретической основой исследования выступают труды отечественных ученых в области исследования земельного права и земельного фонда России, таких ученых как: Серых Е.В., Ерофеев Б.В., Боголюбов С.А., и другие.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные и Федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.
Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав (5 параграфов), заключения, списка источников и литературы.
1. Правовые основы управления земельным фондом Российской Федерации
1.1 История развития института управления земельным фондом Российской Федерацныии
Регулирование земельх отношений проводилось на всех этапах развития Российского общества. Его целью являлись реализация интересов, связанных с землей, конкретных людей и их групп, а также решение возникающих при этом проблем. Явно усиливалась необходимость в регламентировании земельных правоотношений с расцветом капитализма. При возникновении новых отраслей производств возникала потребность в целенаправленном распределении земельных ресурсов и их результативном применении с целью совершенствования социально-экономического развития общества.
С момента формирования Российской империи и возникновения сословного строя длительное время земельные отношения сохранялись с малыми изменениями до того, когда была проведена аграрная реформа. К середине 19 века земельный строй России являлся совокупностью феодального земельного строя с постепенно возникающими компонентами капиталистических земельных отношений, которые проявлялись в множественности форм землевладения и многообразии их правового регламентирования. Быстрое развитие экономики в России привело к отмене крепостного права и осуществлению земельной реформы. Содержание крестьянской реформы имелось в Положении от 19 февраля 1861 года «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Законы вступившие в силу 26 июля 1863 года и 18 января 1866 года приравняли статус удельных и помещичьих крестьян, объединив их в одно крестьянское сословие.
Реформа собственности на землю проводилась в двух направлениях:
1) В порядке рыночных отношений (купли-продажи земли);
2) В порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей земли.
Итогом реформы, которая вызвала отмену крепостного права, стало формирование сложной системы общинной и семейной круговой поруки. Реформа 1861 года сохранила две главные формы землевладения: общинное и подворное. 18 мая 1862 года был утвержден Крестьянский поземельный банк, который упростил для крестьян получение земельных участков на праве личной собственности, ранее не распространенным в этом сословии.
То есть, начиная с 1861 года, крестьяне или самостоятельно, или в составе земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству. Реформа 1861 года стала самой значимой из всех ранее проводимых реформ.
Кардинальные преобразования земельного строя России начались после провала революции 1905 года. Наиболее значимым событием в экономическом и общественном развитии страны, стала реформа Столыпина 1906 года. Основным направлением этой реформы стала расформирование крестьянского хозяйства и изменения содержания прав крестьян на землю. Целью реформы стал переход от права общей собственности на землю среди крестьян, к праву личной собственности главы хозяйства. Основными правовыми актами этой аграрной реформы стали Указ от 9 ноября 1906 года «О новом льготном порядке выдела из общины» и Закон Государственной Думы от 14 июня 1910 года. В последующем, в России должен был сформироваться класс сельских хозяев, который позже должен наряду с помещичьим хозяйством обеспечить развитие аграрного хозяйства. Но реформа потерпела неудачу, ее провал был вызван тем, что она проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения и с целью его сохранения.
От отмены крепостного права до 1917 года законодательство России дало крестьянскому сословию права на землю и право владения ею. Право распоряжаться землей состояло в праве заключать все виды сделок и совершать другие действия, установленные гражданским законодательством для недвижимости. Право использовать земельный участок было ограниченно обязанностью не нарушать права собственников соседних земель и сервитуты. Закон давал возможность выкупа земель для нужд государства.
Данная реформа послужила началом юридического оформления прав собственности на землю класса малых собственников земли.[4] Октябрьская революция 25 октября 1917 года закрепила новый порядок во всей правовой системе в целом, и в земельном праве в частности. Новая аграрная реформа была заложена Постановлением Временного Правительства от 21 апреля 1917 года на главный земельный комитет при Министерстве земледелия. Цель реформы - передача всех земель в пользование трудового населения.
Вторым съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был принят Декрет «О земле» 26 октября 1917 года, которым ликвидировался земельный строй дореволюционной России и создал в стране новый земельный строй. Пункт 1 Декрета «О земле» предусматривал: «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно, без выкупа». Этим устранялось помещичье землевладение, отменялось право частной собственности на землю, а вся земля полностью национализировалась. Крестьянство освобождалось от ежегодных арендных выплат и от расходов на покупку земли. Земля перешла в распоряжение земельных комитетов, которые стали правомочными органами государственной власти на местах. То есть земля перешла в распоряжение государства. В соответствии с положениями Декрета «О земле» предусматривались разные формы пользования землей (подворные, хуторские, общинные, государственные предприятия, товарищества, артели, и так далее). Национализация земли стала причиной возникновения и дальнейшему развитию земельного законодательства СССР.
1.2 Правовое обеспечение управления земельным фондом Российской Федерации
Государственное регулирование земельных отношений представляет собой систему мер, которые направленны на обеспечение результативной и качественной реализации земли, ее охрану, воспроизводство и увеличения плодородия почв, формирования и сохранения благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей посредством реализации комплекса организационных, юридических и экономических средств.
Помимо государственного, действует также рыночное регулирование земельных отношений. Государственное регулирование формирует организационную и юридическую основу, регламентирует экономические взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регулирование проводится на базе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в пределах действующей нормативной правовой базы и при учете объективных условий эффективного применения земельных участков.
На практике видно, что непосредственное организующее начало в создании условий для управления и регулирования земельных отношений всегда должно иметь государство, а рыночный механизм создается в пределах действующего законодательства и для интересов граждан. Управление в области использования и охраны земель это подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которая направленна на обеспечение рациональной и результативной реализации земли, совершенствование почвенного плодородия и их защита. Правовой базой управления в данной отрасли выступает право территориального главенства государственной власти. Свойства деятельности органов исполнительной власти государства в организации эффективного использования и защиты земли обусловлен принципом разделения властей, установленным в статье 10 Конституции РФ. Сущность данного принципа проявляется в разграничении областей деятельности и компетенции органов государственной власти, реализующих законодательную, исполнительную и судебную власть.
2. Государственное руководство управлением земельным фондом в Российской Федерации
2.1 Основные направления воздействия государства на регулирование земельных отношений в России
Земельные отношения включают в себя следующие элементы:
– формы собственности на землю;
– отношения хозяйственной реализации земли;
– формы управления земельными ресурсами;
– средства и методы регулирования земельных отношений.
Собственность выражает присвоение каких-либо благ. Реальное присвоение и хозяйственное использование имущества. Собственники земли не всегда являются производителями продукции; они могут осуществлять передачу землю другим лицам. Таким образом возникают отношения хозяйственного использования. Земельные отношения формируются под воздействием многих факторов, обладающих сложным составом, соподчинением и механизм комплексного влияния. Большую роль играют историческая преемственность, соответствие земельных отношений общественным и экономическим основам деятельности общества.
Субъектами земельных отношений являются лица, обладающие земельными правами и обязанности, установленные действующим земельным законодательством. В России в условиях устранения монополии государственной собственности на землю, созданием многообразных форм собственности на землю и хозяйственного использования земель данный круг увеличился.
Российская Федерация и ее субъекты выступают субъектами отношений государственной собственности на землю. При этом необходимо отметить, что, являясь субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе с этим выступает субъектом права территориального верховенства и носителем государственного суверенитета.
Административно-территориальные единицы — районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, имеют права муниципальной собственности на землю, располагающуюся в пределах их границ.
В сравнении с субъектами правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю все остальные субъекты земельных правоотношений — это органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, являющиеся участниками следующих видов правоотношений: управление землей и ее использование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, также выступают субъектами правоотношений частной и общей собственности на землю.
Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют в рамках закона, конкретные функции по управлению землей. Охрану земельных прав проводят государственные правоохранительные органы, такие как суды общей юрисдикции, прокуратура и арбитражные суды.