Найти в Дзене
Живопись

Урбанизация природы: симбиоз или противостояние

Оглавление

Сегодняшняя статья — шестая в цикле публикаций, посвящённых стрит-арт проекту «Воздух». Мы поговорим о том, как природный ландшафт и городская среда переплетаются, спорят и учатся сосуществовать в пространстве человека.

Вечный дуэт — природа и город

Ах, этот извечный дуэт — природа и город! Парочка влюблённых, которым никак не ужиться друг с другом. Они — словно ноты Вивальди и аккорды индастриал-техно: вроде бы оба — про музыку, но едва окажутся рядом — случится звуковой коллапс. Ну, или сверхмодерновая техносимфония. Тут уже кому как услышится...

Природа — не терпит насилия над формой

Природный ландшафт не терпит, когда речные меандры насильно спрямляются гранитом каналов, а дикое изящество чащи, где светятся жёлтым глаза обитателей вольного леса, подменяет собой пуделиная стрижка садово-парковой флоры и болонки на поводках...

Для природных пейзажей каждый вечер — премьера спектакля, и каждый закат неповторим. Здесь каждое утро — бенефис восходящей звезды, и нет ничего грандиознее этого зрелища на всём белом свете...

Город — театр амбиций

Городская среда — театр амбиций. Арт-галерея для самых продвинутых. Воплощение эстетики эффективности. Здесь не рассвет, а старт рабочего дня. Не закат, а час пик. Здесь ландшафт подчиняет природу, будучи сам подчинён строгим правилам. Линия горизонта ровна, пока не вмешается самовлюблённый нарцисс-небоскрёб, ловящий краски заката в блестящем стекле и любующийся своим отражением в окнах напротив. Здесь красота делает ставку на ритм: перекличку фасадов; калейдоскоп рекламных вывесок; огни стоп-сигналов...

Художники разных школ

Природа — художница старой школы. Мастер, чтящий законы композиции, комплиментарности и доминант. А если решается их нарушать, то обоснованно, дозированно и аккуратно. Город — юный и амбициозный художник, явно закончивший архитектурное. Явившийся переписать учебник эстетики по своему усмотрению. Скрепя сердце он мирится с классикой, без которой его произведения попросту не смогли бы дышать, но уважать её явно не собирается...

Вечная драма — два мира

Зато искусство как таковое только выигрывает от их конфликта. Слияние и противоборство городской и природной среды — золотоносная жила для многих талантливых авторов! От неповторимых пейзажей Климта, где каждый садовый куст сам себе на уме, до городских новелл Юрия Пименова, где дома и мостовые подыгрывают человеческим историям, превращая утро в кино, а вечер — в спектакль. Истории двух очень разных миров, не могущих жить по отдельности, и при том не то чтобы научившихся сосуществовать без ссор и «перетягиваний одеяла». Гордая фея лесов и ковбой бетонных прерий — та ещё парочка. Искры так и летят.

Дом №17: где овраг играет в улицу

Дом 17 по улице Почаинской в Нижнем Новгороде буквально создан для того, чтобы рождать городские легенды. Здесь улица перестаёт следовать логике архитекторов и начинает «играть за другую команду», имитируя типичное поведение лесного оврага. Стремительным зелёным ручейком стекает куда-то вниз, вторя руслу давно исчезнувшей речки Почайны, упрятанной в трубы, прочь с глаз и вон из сердца горожан.

Говорят, в незапамятные времена здесь пролегал тайный ход, ведший из нижегородского кремля (из самой Тайницкой башни!) прямиком к реке. Вообразите себе эти вечно тёмные подземные лестницы, где боязливо колыхался свет фонарей и слышались суетливые шаги заговорщиков... О да, дорогой читатель: всякий старинный город стоит не на асфальте или бетоне, а на холмах и оврагах, берегущих его нерассказанные тайны! И вот сегодня тайный маршрут вернулся к жизни в образе гигантской фантасмагорической лестницы, изображённой на фасаде дома номер 17...

Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, МАКСИМ ИМА  (1987, Ленинград), «Овраг», 2025, ул Почаинская, 17 Е
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, МАКСИМ ИМА (1987, Ленинград), «Овраг», 2025, ул Почаинская, 17 Е

А ещё здесь когда-то был блошиный рынок. Чудаковатое местечко, где безымянные мастера выставляли на продажу странные, но обаятельные вещицы. Навроде игрушечного кораблика на колёсах. Он, словно чей-то детский сон, забытый в коробке с латунными пуговицами и ненужными ключами, вынырнул из мира грёз и теперь скользит красивой выдумкой по кирпичной стене. Или, если угодно, по течению времени. Воскрешая память о «парусном» прошлом волжских просторов и подмигивая собственному будущему, где весь речной транспорт непременно станет экологичным. А значит, немного сказочным...

Максим Има: от «бомбера» до музейного героя

Создателя этого мурала зовут Максим Има. Его творческий путь — редчайший пример того, как наивный подростковый контркультурный бунт умеет превратиться в зрелый художественный язык. Как следы маркера на стенах подъездов дорастают до ранга музейных экспонатов. Как отчаянный «бомбинг» рождает новую философию городских поверхностей.

МАКСИМ ИМА  (1987, Ленинград)
МАКСИМ ИМА (1987, Ленинград)

Вся его биография напоминает граффити. В нулевых он оказывается в Протворе, помогает куратору, учится выстраивать экспозиции, уважать дух города, общаться с пространством. Там же, в 2010-м, случается «Фикция» — первая его персональная выставка. Отмечу удачный выбор её названия, ведь фикция — это и сама игра, и разоблачение игры, и попытка разглядеть обман в самой реальности, чтобы пойти дальше и сделать шаг за её пределы. Осмыслить её извне, как и надлежит художнику.

А дальше был Манеж. С 2018 года Има курирует проект «Новые руины». Опять же: великолепно точное название акции. Оно звучало манифестом поколения: живущим на развалинах империй, среди теней великой утопии, среди щебня и пустоты был нужен свой нулевой уровень смыслов, свой Парфенон и Палантин. Чтобы оттолкнуться от безысходности прошлых символов и полностью осознать нового себя.

В 2020-м его имя оказывается в топ-50 журнала Sobaka.ru. Забавно, что список «знаменитых людей Петербурга» в его случае звучит не как светская хроника, а как признание заслуг. Уличный художник официально стал лицом великого города. Через год на экраны выходит фильм «Трещины» — история не только о мастере, но и о непривычном широкому кругу искусстве, покрытом трещинами и пахнущем битым кирпичом. Искусстве, пробившемся между личным и общественным, между уличным и институциональным, как весенний росток в неплотном стыке каменной мостовой. Победа на Beat Film Festival закрепляет за Максимом статус героя нового времени и новой формации. А кульминацией его похода за мечтой становится граффити «Мои стенания», представленное в Русском музее. Сама мысль о том, что граффити — эта пария подземных переходов и дворовых колодцев — вдруг оказывается на стенах заглавного академического музея страны, звучит как финальный твист приключенческого романа.

Итожим. Максим Има — художник, который научился сам и вдохновил многих иных не просто рисовать на стенах, а превращать их в зеркала времени. В его работах — тени сюрреалистов и посвящения метамодерну. В них руины внезапно становятся началом. В них прошлое перестаёт быть бесплотным, а будущее — отстранённым и колким. Улица → галерея → музей — и далее со всеми остановками по требованию сердца и велению эпохи.

Автор: Лёля Городная