Исключения из правил ДОПОГ: когда не требуется спецразрешение на перевозку опасных грузов в 2025 году
Коллеги, приглашаю вас отправиться в путешествие по закоулкам ДОПОГ — пресловутых правил перевозки опасных грузов, где строгие требования соседствуют с весьма любопытными лазейками. Нас интересует святая святых: ситуации, когда спецразрешение в 2025 году не потребуется. Готовьте блокноты, включайте критическое мышление — будет полезно, весело и по-деловому здраво!
Что такое ДОПОГ и зачем вообще нужны спецразрешения
Для начала, чтобы мы с вами плясали от печки. ДОПОГ — это Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR по-английски). В России его положения действуют с поправками и обязательными требованиями, что регулярно вызывает бурю эмоций у перевозчиков и логистов.
Спецразрешение — штука официальная и обязательная. Без него, как без паспорта на границе: ни шагу. Закон требует наличия такого документа практически всегда, если вы везёте что-то из списка опасных грузов. Почему? Ответ прост — обеспечить безопасность движения, экологии и нас с вами, так уж вышло.
Главные новости: отмена и послабления в 2025 году
Итак, внимательнее к датам и нюансам! В 2020 году в России принят федеральный закон, который отменил необходимость согласования маршрута перевозки опасных грузов с дорожными ведомствами и владельцами дорог по некоторым категориям опасных перевозок. Исключения касаются перевозки особого класса опасности для государственных или оборонных нужд. Говоря по-простому: если вам выпало поработать с секретикой для госзаказа, получайте прямо при подаче в ГИБДД нужные документы — и через 3 часа вам выдают разрешение без волокиты с маршрутом или маршрутными листами.
(Подробности — здесь)
Но это далеко не все! Самое сочное — в деталях исключений ДОПОГ, по которым разрешение не нужно от слова “совсем”. Запоминаем и отмечаем — пригодится, а некоторым даст возможность экономить время и деньги.
Исключения из ДОПОГ: когда разрешение не требуется?
Смотрите, как вышло: по регламенту ДОПОГ существует перечень определённых ситуаций и типов перевозок, при которых можно обойтись без спецразрешения. Вот эти счастливые случаи:
- Транспортировка для личных нужд. Граждане имеют право перевозить опасные товары в розничной упаковке для себя, семьи или нужд домашнего хозяйства. К примеру — пару канистр ацетона или баллон с газом для дачи, не более.
(Документ: dopog-adr) - Перевозка ЛВЖ или ЛГЖ в небольшой фасовке. Легковоспламеняющиеся жидкости (например, бензин) в канистрах многоразового использования до 60 литров каждая, а всего — не больше 240 л на одно авто. Это здорово облегчает жизнь ремонтникам и частникам.
- Механические агрегаты с опасным веществом внутри. Если опасные вещества находятся не сами по себе, а запечатаны в составе каких-то машин, агрегатов, приборов — не волнуйтесь. Например, фреон в холодильнике или масло в генераторе везём спокойно.
- Вторичные отходы и производные вещества. Если у предприятия обнаружились побочные (вторичные) опасные продукты своей деятельности и они вывозятся для вывоза, переработки или утилизации — правило ДОПОГ тут не действует.
- Средства спасения и ликвидации ЧС. Все, что везёт МЧС или иные спасательные службы именно для ликвидации аварий, не нуждается в спецразрешении. Это чрезвычайно логично.
- Горючее внутри собственного топливного бака транспортного средства. Например, бензобак грузовой газели или КамАЗа, если в нём не больше 1500 литров горючего — спокойно проезжайте.
- Газообразные вещества в специальных случаях:Газы групп А и О под давлением не выше 2 бар при температуре 20°C;
Газ в баках автомобилей или специальных установках (к примеру, баллоны для газовых автобусных двигателей). - Пустая, неочищенная тара от некоторых классов опасных веществ. Если тара пуста, но не вымыта и относилась к веществам классов II, III, 4.1, 5.1, 6.1, VIII, IX — такие остатки возят без спецразрешения, но с оговорками по маркировке.
- Автотранспорт с предельной скоростью менее 40 км/ч. Доставка черепашьим ходом, если ещё и такой транспорт вообще у кого остался, позволяет обойтись без господдержки.
- Военная техника и армейский транспорт РФ. Словно бы вывоз слоновой кости в Африке — если едете под государственным флагом, вас освобождают от лишней бумажной волокиты.
Основание и полные формулировки: opasnuigruz.ru ДОПОГ 2025
Практические примеры: кому реально не нужно разрешение в 2025 году
- Дачники и “самоделкины” — отвезли на дачу четыре 50-литровые канистры дизтоплива (всего 200 литров) для генератора? Формально по ДОПОГу вы чисты, разрешение не просят.
- Мастер, везущий агрегаты с маслом — передачу генератора, в котором внутри прописано немного масла или электролита, вы проведете без оформления большого комплекта документов.
- Завод – вывоз побочных кислот — если речь про вторичную продукцию, например, отходы кислот, образующиеся при гальванике, и если так прописано в индивидуальной документации предприятия.
- Компания с запасным газовым баллоном в автомобиле — возможно, на газовой заправке даже удивятся вашему вопросу про разрешение.
Внимание! Подводные камни и важные “но”
Коллеги, не забывайте — отсутствие необходимости в специальном разрешении не означает отмену всех остальных требований. Требования к упаковке, маркировке и сопроводительной документации остаются! За их нарушение, между прочим, административная ответственность никто не отменял: штрафы от 400 000 до 500 000 рублей, а автомобиль до разбирательства отправят на спецстоянку.
Подробнее об административных последствиях: Читайте здесь
С нюансами стоит быть бдительнее:
- Не все опасные вещества включены в перечень “исключённых”. Даже если вы перевозите что-то “очень похожее”, нужна детализация по коду ООН, классу и упаковке.
- Если ваш груз предназначен для продажи или передачи кому-либо — вы уже не “частник”, и льготное правило не работает.
- Льготы распространяются только на определённые объёмы. Спали с объёмом — готовьте документы как обычно.
Оформление документов: если попали под исключение
В большинстве исключительных ситуаций относить бумажки в Ространснадзор — не ваша забота. Но вот если оказались на границе случая: не поленитесь оформить хотя бы сопроводительную бумагу “о цели использования груза” — жизнь станет спокойнее, особенно при встрече с инспектором. Всё просто: указываете, что перевозите строго в личных или производственных непродажных целях, не превышаете лимиты, тара маркирована, доступ к грузу не нужен посторонним — и сохраняете себе нервы. Упрощённый комплект документов описан, например, тут.
Что будет, если нарушить правила?
- Штраф для перевозчика — от 400 000 до 500 000 руб. (ст. 12.21.2 КоАП РФ).
- Авто забирают на штрафстоянку сразу, вплоть до выяснения всех обстоятельств.
- Иногда накладывают дополнительные ограничения и запрет на дальнейшую деятельность.
Административная кампания ныне жестка, а потому не балуемся — любое недоразумение лучше уточнить у экспертов отрасли или на портале Госуслуги.
Где искать дополнительную информацию?
- Полный текст правил ДОПОГ на русском — со всеми исключениями, изменениями и пояснениями.
- Официальный сайт ЕЭК ООН по ДОПОГ (ADR) — международная база по перевозкам опасных грузов.
- Портал Госуслуг — оформление разрешений и свежие новости.
- Комментарий экспертов о выдаче специальных разрешений — для ситуаций, когда всё-таки оформление необходимо.
Советы коллегам и философские заметки под занавес
Коллеги, давайте глядеть на вещи шире и глубже. Правила и исключения ДОПОГ — результат поиска баланса безопасности и деловой эффективности. Чудес не бывает: если правилам есть обход, этим надо пользоваться разумно и законно. Знайте свои права, помните свои обязанности, сверяйтесь с официальными источниками и бережно относитесь к вашей профессии перевозчика опасных грузов.
История каждого груза — это история ответственности перед собой, законом и окружающими. Вторить лозунгу “не страшно, коли всё по закону” — банально, но честно. Верьте в свои силы, учитесь на практике, не забывайте задавать вопросы и обменивайтесь опытом с коллегами — ведь только так мы можем сделать рынок перевозок и безопаснее, и честнее, а рабочие будни — чуть веселее и ярче!
Удачи на дорогах, коллеги! Если нужен свежий экскурс — напишите, и гайд обновится с учётом новейших траблов российского и международного законодательства.
“Закон строг, но мы не лыком!” — ваш копирайтер.
Хотите быть в курсе последних новостей о новых трендах и законах в секторе логистики? Подпишитесь на наш Telegram-канал!
- Дзен: