Найти в Дзене
Бизнес.Ру

Маркировки БАДов в интернет-магазине

Оглавление

С сентября 2025 года вступают в силу новые требования к обязательной маркировке БАДов. В статье рассказали про этапы маркировки, перечень БАДов, а также правила проведения маркировки для интернет-магазинов.

Зачем нужна маркировка биологически активных добавок

Для продавцов наличие кода маркировки БАДов подтверждает подлинность товара, что повышает доверие потребителей. Покупатели могут сообщить о подделках, получив доступ к информации о происхождении и составе товара через систему «Честный ЗНАК».

Согласно исследованию ВШЭ, более 50% БАДов на российском рынке находятся в незаконном обороте. Часть продукции выпускается без регистрации или ввозится нелегально. Такие товары опасны для здоровья. По данным Международной ассоциации «Антиконтрафакт» доля фальсифицированной продукции БАД в интернете на 2025 год составляет от 32% до 67%.

Так, закон о маркировке БАДов позволяет исключить оборот поддельной и нелегальной продукции, негативно влияющей на здоровье.

Требования к маркировке БАДов

Постановление на маркировку БАДов введено с 31 мая 2023 года (Постановление Правительства № 886). Уже с 1 октября 2023 года производители и импортеры были обязаны наносить коды на продукцию.

С 1 марта 2024 года продавцы должны считывать код маркировки формата Data Matrix с упаковки при продаже. Информация о реализации товара передается в систему «Честный ЗНАК» через онлайн-кассу. Также можно передать данные напрямую через личный кабинет, сформировав соответствующий документ о выбытии.

При онлайн-торговле маркированными товарами также важно использовать кассу. Для интернет-продаж подходит облачная касса. В связке с интернет-эквайрингом она фискализирует онлайн-оплату, автоматически формирует электронный чек и отправляет его клиенту и в ФНС. Кассовый документ содержит обязательные реквизиты, включая тег маркировки [М]. Требования к ее применению устанавливает закон 54-ФЗ.

С 1 мая 2024 года сведения при приемке БАДов вносятся в «Честный ЗНАК» в объемно-сортовом учете. Вместо кодов маркировки указывается GTIN и количество единиц товара. Прием продукции осуществляется через универсальные передаточные документы (УПД) с использованием оператора ЭДО.

Какие биологически активные добавки маркировать

Постановление № 1680 от 30 ноября 2024 года регулирует новые категории и сроки маркировки БАДов с 1 марта 2025 года. В таблице представлены основные категории и соответствующие им коды:

-2

Уточнить, с какого числа старт обязательной маркировки БАДов, можно в полном списке доступном в Постановлении Правительства № 673.

Сроки и этапы запуска обязательной маркировки БАД

Разберем этапы начала маркировки БАДов в «Честном ЗНАКе»:

-3

Остатки БАДов, произведенные или ввезенные до 1 марта 2025, можно продавать без маркировки до окончания срока годности.

-4

Важно учитывать, что с 1 сентября 2025 начинается запуск полной поэкземплярной прослеживаемости БАД. Все участники обязаны передавать сведения в «Честный ЗНАК» о каждой единице товара с кодом маркировки. Для этого необходимо внедрить ЭДО в работу с маркировкой.

Куда наносить код маркировки

Обязательная информация в маркировке БАДов содержит: данные о товаре, стране производства, бренде, составе и сроке годности. Код наносят на упаковку или крышку продукта.

Обязательная информация в маркировке БАДов не включает коды Data Matrix.

В формате DataMatrix зашифрована следующая информация:

  • GTIN (глобальный код товара) — 14 цифр.
  • Уникальный серийный номер — 13 символов.
  • Проверочный код — 4 символа.

Символ DataMatrix печатается черным на белом фоне — это обеспечивает точное считывание. Один код стоит 50 копеек, НДС не включен.

Как продавцу подготовиться к маркировке БАДов

Для работы с маркировкой БАДов в 2025 году необходимо специализированное оборудование и программное обеспечение. Онлайн-касса должна поддерживать новый ФФД 1.2 и разрешительный режим. Чек должен содержать обязательные реквизиты, включая тег маркировки [М].

Необходимо наличие 2D-сканера для считывания Data Matrix кодов. Также понадобится термотрансферный принтер для печати этикеток и терминал сбора данных (ТСД).

При использовании оборудования для маркировки других товаров, отдельная закупка техники не требуется.

ПО онлайн-кассы следует интегрировать с ЭДО и товароучетной системой с поддержкой маркировки. Так будет быстрее создавать и загружать номенклатуру, в том числе из Excel или через УПД. Использование ЭДО обязательное требование к маркировке БАДов в 2025 году.

Как выводить промаркированные БАДы из оборота

Вывод из оборота маркированных БАДов в системе «Честный ЗНАК» осуществляется по каждой единице товара. Это правило действует во всех случаях, включая розничные и онлайн-продажи.

При реализации товара через онлайн-кассу данные передаются автоматически. Информация о выводе передается вручную при:

  • порче товара;
  • его утрате;
  • использовании в личных целях и др.

Ввести сведения можно через личный кабинет или с помощью подключенного программного обеспечения.

Надо ли маркировать импортные БАДы

С введением обязательной маркировки БАДов импортеры также должны наносить коды Data Matrix на каждую упаковку. Без таких кодов продукция не может быть ввезена в Россию.

Импортерам следует пройти регистрацию для маркировки БАДов на платформе «Честный ЗНАК». Также следует внести данные о товарах в Национальный каталог и ввести коды в оборот.

Маркировку можно нанести либо на этапе производства за границей, либо уже на таможенном складе в России. Продавцам БАДы поступают только через универсальные передаточные документы от импортеров.

Штрафы

Реализация БАДов без маркировки является нарушением законодательства. При подделках и сговорах штраф может достигать до 1 млн ₽ или лишения свободы до 6 лет. Размеры санкций за правонарушения представлены в таблице.

-5